К.И. Рунова: Союзное государство России и Белоруссии.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
2 апреля 1996 года Российская Федерация и Республика Беларусь заключили «Договор об образовании Сообщества Беларуси и России», среди целей которого были заявлены: формирование единого экономического пространства, объединение материальных и духовных потенциалов, поддержка предприятий, согласование действий во внешней и социальной политике, поддержание безопасности, охрана границ и борьба с преступностью. Высшим органом Сообщества стал Высший Совет, в состав которого вошли главы государств и правительств России и Белоруссии. Постоянно действующим исполнительным органом стал Исполнительный комитет. Для того чтобы оба государства были одинаково представлены в Сообществе, равное число парламентариев от каждого государства были делегированы в Парламентское собрание.
К.И. Рунова: Союзное государство России и Белоруссии.
 

2 апреля 1996 года Российская Федерация и Республика Беларусь заключили «Договор об образовании Сообщества Беларуси и России», среди целей которого были заявлены: формирование единого экономического пространства, объединение материальных и духовных потенциалов, поддержка предприятий, согласование действий во внешней и социальной политике, поддержание безопасности, охрана границ и борьба с преступностью. Высшим органом Сообщества стал Высший Совет, в состав которого вошли главы государств и правительств России и Белоруссии. Постоянно действующим исполнительным органом стал Исполнительный комитет. Для того чтобы оба государства были одинаково представлены в Сообществе, равное число парламентариев от каждого государства были делегированы в Парламентское собрание.

После того, как было подписано соглашение от 2 апреля и ряд дополняющих его документов, стало казаться, что сближение России и Беларуси пойдет быстрыми темпами и уже в скором будущем процесс интеграции приведет к формированию союзного государства. Но этого не случилось, хотя и прошло уже 13 лет с момента подписания Соглашения. Что же мешает активному движению Беларуси и России навстречу друг другу? Казалось бы, все факторы интеграции: географический, экономический, политический, этнический, экологический, оборонительный - говорят в пользу сближения. Остановимся на этом подробнее.

В последние годы в экономике Республики Беларусь начало прослеживаться увеличение ВВП. Так, в 2001 году его рост составил 104,7% по отношению к предыдущему году, в 2002 году - 105,0, в 2003 - 107,0, в 2004 - 111,4, в 2005 - 109,2, а в 2006 - 109,9%. Тем не менее, на данный момент рост в экономике Беларуси происходит в основном на устаревшей технологической и научно-технической базе. Страна отстает от высокоразвитых государств, причем в последние годы этот разрыв увеличился. Объем научных исследований упал более чем вдвое за последние годы. 79% используемых технологий относятся к традиционным технологическим укладам, и только 5,2% - к высшим. Правда, доля услуг возросла с 28,5% в 1990 году до 43,0% в 2006, выросли суммы, идущие в сферы здравоохранения и образования, но это не решает проблемы отставания от высокоразвитых стран.

Важнейшими показателями этого отставания являются отсутствие достаточного платежеспособного спроса национальной промышленности на новые разработки и эффективных механизмов продвижения новых технологий на мировые рынки, слабая инвестиционная поддержка инноваций, несовершенные системы их коммерциализации, бедственное положение многих государственных НИИ и КБ, низкий уровень оплаты труда, неотлаженность системы защиты интеллектуальной собственности, преобладание административно-бюррократических методов в управлении инновационной деятельностью.

Модернизация экономики требует ресурсов - минимальная ежегодная потребность Беларуси в инвестициях оценивается в 5 миллиардов долларов, тогда как их фактический объем до последнего времени не превышал 2,5 - 3,0 миллиарда в год. Однако, что интересно, с 2002 года наблюдается непрерывный рост объема инвестиций в основной капитал. Так, в 2005 году было вложено на 79,3% больше, чем в 2000. В 2006 прирост составил еще 31,4%, то есть затраты составили 8,8 миллиарда, 4 миллиарда из которых - иностранные инвестиции. И что показательно - наибольшее число предприятий с иностранным инвестированием связано с российским капиталом. По некоторым данным благодаря белорусско-российской промышленной и научной кооперации в Беларуси выпускается около 65% высокотехнологической продукции, а в России этот показатель составляет около 40%. Россия - главный импортер белорусской мапшнотехнической продукции. По данным на 2005 год около 70% общего объема экспорта машин и оборудования из Беларуси приходилось на Россию.

Помимо всего прочего, осуществляется финансирование межгосударственных программ из бюджета Союзного Государства. Около 8 тысяч предприятий участвуют в реализации совместных программ. К примеру, очень удачной оказалась программа «СКИФ» - в ее рамках в 2004 году был создан компьютер, который совершал 2,5 триллионов операций в секунду (это самая производительная машина в СНГ). В рамках программы «Триада» в 2005-08 годах было запущено 14 проектов в аэрокосмической, автомобильной, судостроительной и других областях. Экономическое сотрудничество в рамках Содружества в целом поможет модернизировать экономику Беларуси, частично перенаправив ее в рыночное русло. Получается, что даже если не затрагивать столь актуальный в последние годы газовый вопрос, Беларусь получит прямые выгоды от взаимодействия с Российской Федерацией.

Однако здесь встает важный вопрос - многие из тех проблем, что Россия помогает решить Беларуси, в настоящий момент стоят перед ней самой. Слабость научного потенциала, отсталость производства - крайне актуальные проблемы и для России. В таком случае, имеет ли смысл вкладывать средства в экономику соседа или стоит начать с модернизации в рамках собственного государства? Вероятнее всего, помощь и поддержку стоит оказывать в том случае, если союзное государство готово скорректировать свою внешнеполитическую линию, отказаться от политики многовекторности в пользу моновекторности, приложить усилия по защите границ Союзного государства, то есть оказать максимальную поддержку в тех сферах, где это представляется возможным. Таким образом, рано или поздно, экономические затраты должны привести к политическим результатам.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко от данных обязательств не отказывается. Во время разговора с прессой 16 февраля 2009 года он заявил буквально следующее: «Если кто-то думает, что мы можем сотрудничать и абсолютно не иметь никаких обязательств, начиная от экономических и заканчивая военными вопросами, то мне не о чем с теми разговаривать. Мы понимаем наши обязательства в отношении Российской Федерации. Вы нам не чужие люди. Это не потому, что у нас нет выхода в формировании внешней и внутренней политики. Мы не погибнем, мы выживем, но, подчеркиваю, хотим во всем поступать как цивилизованное государство, и мы видим, где наши интересы.»

Тем не менее, не совсем понятно, насколько сильным должен быть нажим со стороны России. Полное его отсутствие может привести к тому, что вложенные средства будут потрачены впустую, тогда как чрезмерное давление при решении обоюдоважных вопросов может привести к тому, что международное сообщество, и сама Беларусь в первую очередь, обвинят Россию в проявлении имперских замашек. Учитывая тот факт, что Белоруссия -молодое и еще не в полной мере насладившееся суверенитетом государство, такой поворот событий может привести к ухудшению взаимоотношений между государствами.

Помимо всего прочего, политические последствия экономического сотрудничества не могут быть восприняты позитивно, поскольку на данный момент в Республике Беларусь господствует режим, при котором большее число полномочий находится в руках президента страны, а потому любое вмешательство извне будет воспринято им как личное оскорбление.

Несмотря на сложности, возникающие в силу внутренних политических особенностей государств, именно Россия и Белоруссия имеют значительные шансы преуспеть в процессе интеграции. Как показывают результаты исследований, за объединение Беларуси, Казахстана, России и Украины высказываются 9,1% россиян и 17,1% белорусов (по данным на 2004-5 гг.). За воссоединение СССР выступают 18% россиян и 15,2% белорусов. Причем, большинство граждан обоих государств, высказавшиеся против объединения, объяснили это тем, что они не хотели бы, чтобы процесс интеграции был ограничен рамками СНГ. Такие высокие показатели вкупе со схожестью культурных ценностей и созвучностью языка могли бы сделать Сообщество не просто продуктом решения, принятого в верхах, но по-настоящему крепким объединением, в основе которого лежало бы стремление двух народов успешно сосуществовать и взаимодействовать.

Соседство России и Беларуси облегчает и проблемы защиты государственных границ, что немаловажно для углубления процесса интеграции. Правда, этот вопрос привлекает активное внимание сторонних государств, что усложняет сотрудничество. Так, большой резонанс вызвало интервью президента Беларуси А. Лукашенко американской газете "The Wall Street Journal" от 11 ноября 2008 года, которое касалось размещения российских ракетных комплексов «Искандер» на территории государства. Пресс-секретарю МИД Республики Беларусь пришлось давать следующие комментарии по поводу этой статьи: «В этой связи хотел бы подчеркнуть, что Глава белорусского государства не делал никаких заявлений о намерениях нашей страны разместить российские ракетные комплексы "Искандер" в Беларуси в качестве ответной меры на действия США по развертыванию системы ПРО в Европе. Речь шла исключительно о том, чтобы в рамках общего перевооружения белорусской армии постепенно заменить устаревающие ракетные комплексы на новые, более совершенные, включая, возможно, и ракетные комплексы "Искандер". Согласитесь, что перевооружение собственной армии является делом абсолютно нормальным и естественным для любого государства.»

Сам факт того, что этот вопрос пришлось особо комментировать, говорит о его значимости. Действительно, сотрудничеству России и Белоруссии в вопросах обороны уделяется большое внимание, поскольку укрепление границ, и тем более размещение ракетных установок, говорит об усилении мощи государств и упрочении их позиций. Однако в этом вопросе необходимо действовать крайне деликатно. Россия по отношению к Беларуси не должна допускать чрезмерного нажима, поскольку это вызовет всплеск возмущения в белорусской элите. В то же время и представителям Сообщества не стоит говорить о распространении сферы общего влияния, поскольку это заденет мировое сообщество. Официальная версия, изложенная Поповым, хоть и не слишком правдоподобна, но очень удобна для пресечения дискуссий на тему белорусского перевооружения.

Таким образом, мы видим, что сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь приносит экономические и геополитические выгоды обоим государствам. Большая часть населения этих стран как минимум не высказывается против объединения. В таком случае, встает вопрос - почему с момента подписания «Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России» прошло более 10 лет, но мы так и не живем в Союзном государстве. Соседство государств, схожесть культурных ценностей и взаимные выгоды от сотрудничества уже должны были привести к переходу на более высокую ступень интеграции.

Но проблема заключается в том, что двигателем интеграции с обеих сторон -принимающей и вступающей - должны являться, прежде всего, политические и экономические элиты, увидевшие необходимость выхода за пределы замкнутых локальных (региональных) правительств. А в нашем случае элита белорусская видит союз как хозяйственно-экономическое взаимодействие при сохранении суверенитета, в то время как российская элита выступает за государственно-политическое объединение, в котором ей достается главенствующая роль.

Такое несовпадение интересов препятствует дальнейшему развитию российско-белорусских отношений. В сложившейся ситуации элита, которая должна влиять на настроения групп, имеющих непосредственное отношение к принятию решений, и общественности, не может придти к общему пониманию процесса интеграции. Вместо того чтобы сформулировать такую модель сближения и повестку для сближения, которая обеспечит ее интересы, но все же заставит различные элитные группы двигаться навстречу друг другу, белорусская элита не выражает готовность поступиться частью своего влияния и пойти навстречу России.

Ситуация усложняется еще и нерешенностью вопросов с поставками энергоносителей. Белоруссия стремится к диверсификации внешних источников энергии, чтобы снизить свою зависимость от Российской Федерации, при этом отказываясь переводить закупки нефти и газа на рыночные тарифы.

Однако внутренних ресурсов не всегда оказывается достаточно для создания мощного противовеса российскому влиянию в Белоруссии, потому необходимо найти представителей третьей стороны, которые также были бы готовы оказать поддержку молодому государству. Искать желающих закрепиться в этом регионе не пришлось. Третьим участником в рассматриваемом нами процессе стали страны Евросоюза. За последние году суммы, инвестируемые ими в экономику Белоруссии, резко увеличились. Так, ЕС вьппел на второе после России место по закупке продуктов белорусского машиностроения.

Несмотря на то, что многие исследователи скептически относятся к ЕС как конкуренту России, потому что он может предложить Белоруссии только «адаптивную» модернизацию промышленности, тогда как Россия занимается модернизацией «креативной», наличие третьего игрока позволяет президенту Беларуси А.Лукашенко быть свободнее в своих высказываниях. Так, 9 апреля 2009 года он заявил, что предложение Беларуси о предоставлении ей кредита в 100 миллиардов российских рублей объясняется стремлением к реализации инициативы по внедрению рубля в качестве региональной валюты. "Мы подождем, - сказал Лукашенко, - для нас это не критический момент. Захотят, мы будем это приветствовать.»

Таким образом, наличие альтернативы при активизировавшемся интересе к Беларуси со стороны ЕС позволяет Лукашенко проводить политику «многовекторности», которая на деле порой сводится к банальному вымогательству и шантажу. Между тем, представители стран Евросоюза делают многозначительные заявления. "В структуре "Восточного партнерства" для Беларуси есть особое место", - сказал Х.Солана 20 февраля 2009 года журналистам после встречи с президентом Белоруссии. "ЕС выстаивает свои отношения другими странам без условий", - добавил он, как бы намекая на то, что есть страны, которые ведут себя иначе.

Совершенно понятно, что никакие экономические вложения и политические обещания не делаются без расчета на ответные действия, уступки и обязательства. И здесь получается, что Белоруссия оказывается в положении, когда нужно давать обещания, которые впоследствии, возможно, придется выполнять. По этому поводу Александр Лукашенко сказал следующее касательно России: "Если кто-то думает, что мы можем сотрудничать и абсолютно не иметь никаких обязательств, начиная от экономических и заканчивая военными вопросами, то мне не о чем с теми разговаривать. Мы понимаем наши обязательства в отношении Российской Федерации. Вы нам не чужие люди. Это не потому, что у нас нет выхода в формировании внешней и внутренней политики. Мы не погибнем, мы выживем, но, подчеркиваю, хотим во всем поступать как цивилизованное государство, и мы видим, где наши интересы". В то же время он заявил представителям ЕС: «Я попытаюсь на фактах вас убедить в том, что мы проводим искреннюю политику в отношении Европейского союза. Мы бы очень не хотели, чтобы у вас создалось впечатление, что у нас нет иного выхода, как бежать в одну сторону и обманывать европейцев, руководство Европейского союза. Мы такой цели перед собой никогда не ставили". В целом в интервью прессе 16 февраля он обобщил: «Беларусь проводит честную и последовательную политику, и получает кредиты, как от России, так и от Запада, под обязательства. Мы никому проблем не создаем, ни одному нашему соседу. В этом нам никто не может предъявить никаких претензий. Мы будем проводить честную, последовательную политику.»

Что ж, если заглядывать в будущее, то вряд ли отношения Беларуси и Евросоюза приведут к значительному сближению государств. Экономическая и политическая ситуация в рамках самого ЕС не позволит Республике Беларусь вступить в Союз. И судя по тому, что глава Администрации Президента Беларуси Владимир Макей на XI Минском форуме "Соседство и безопасность: перспективы Беларуси в Европе" сожалел о том, что «несколько лет назад Европейский союз совершил огромную ошибку, отказавшись от идеи «расширенной Европы» и заявлял, что ему «больно видеть, как перед лицом глобальных угроз часть Европа как бы закрывается на ключ от другой ее части», в Белоруссии это прекрасно понимают. К тому же, движение в сторону Евросоюза означало бы необходимость перемен в политической сфере -режим в государстве совсем не похож на столь любимую европейцами демократию.

Складывается впечатление, что на данный момент белорусское правительство стремится получить от Западных соседей как можно больше, пока этап заискиваний не сменился этапом требований. В то же время для Беларуси важно не потерять расположение крупнейшего государства в регионе, ее стратегического партнера - России. Тем не менее, отношения с Россией не должны зайти слишком далеко и затронуть белорусский суверенитет. Пока государству удается лавировать и успешно получать средства от обоих «векторов» ее политики. Президент Лукашенко всячески старается подчеркнуть как в переговорах с Российской Федерацией, как и с Евросоюзом, что для молодого государства важен именно экономический аспект межгосударственных отношений.

Если говорить в целом, то вряд ли Белоруссия откажется от перспективы сотрудничества с Россией и свернет с пути интеграции. Проблема заключается в том, что для России выгодно быстрое сближение, которое повлечет пусть крупные, но единовременные затраты, тогда как Белоруссия будет стремиться затянуть этот процесс, чтобы получить от своего партнера как можно больше. И если процесс интеграции затянется на десятилетия, то крайне сложно предугадать, как к нему отнесется преемник Лукашенко, не окажутся ли у власти сторонники сближения с Западом. На данный момент России необходимо как можно глубже внедриться в экономическую, политическую и культурную жизнь Белоруссии, чтобы стать абсолютно незаменимым партнером. Потому как упрочив свое положение в этом регионе Россия получит возможность значительно расширить сферу своего влияния. Нашему государству необходимо воспользоваться удачной конъюнктурой и обстоятельно подойти к решению этого вопроса.

В последнее время многие говорят об отсутствии в России национальной идеи. Возможно, стоит подумать над формированием и распространением не просто идеи российской, а идеей потенциального Союзного Государства России и Белоруссии. Эти идеи, попав в пока что благоприятную почву, дали бы внушительные плоды в будущем. Поддержанное народом, единое государство обрело бы большую силу. Вообще, к вопросу сближения России и Белоруссии необходимо относиться серьезно, поскольку это первый подобный опыт на постсоветском пространстве, и от его результатов будет зависеть судьба будущих интеграционных проектов.

Автор: К.И. Рунова

Поделиться: