К. Абуов: Перспективы развития сотрудничества в области образования между Россией и Казахстаном
Автор: ИАЦ МГУ

Перспективы развития сотрудничествав области образования между Россией и Казахстаном
К.К. Абуов,
доктор экономических наук,профессор,
ректор Кокшетауского Университета.
Выскажу свое мнение относительно двух вопросов, аименно о развитии дальнейшего сотрудничестваКазахстана с Россией в образовательномпроцессе. В Казахстане официально объявлена многовекторность внешней политики,но, тем не менее, сотрудничество с Россией является для нас приоритетным,потому что мы имеем общие границыпротяженностью около семи тысяч километров. Наши отношения имеем многовековые традиции, поэтому сотрудничество с Россией, и вобразовательном процессе для нас является приоритетным. Что касается нашего сотрудничества в областиобразования, а именно после вузовской подготовки,то у нас в Казахстане сложились взаконодательном порядке некоторые противоречия. Например, доктор по нашемузакону считается академической степенью, а при этом мы официально объявили о переходе на двух ступенчатуюпереаттестацию научных кадров. Теперь при аттестации вузов учитывается остепененность. При этом официально закрылиаспирантскую переподготовку. Прием закрыт до конца 2010 года.
Не совсем отработан механизм обучения докторантуры - это дорогостоящее удовольствие, и уровеньдоктора намного ниже чем кандидата наук, подготовленного по традиционной технологией. Поэтому мы оченьзаинтересованы. (Я подготовил 16 кандидатов , 5 докторов наук теперь язаинтересован, чтобы продолжить подготовку специалистов через российские вузы).
Что касается утечки мозгов в Казахстане, то такойтревоги нет. Первоначальный период развала Советского Союза были инциденты,когда из приграниченных районов кКазахстану была массовая миграция в Россию. Имеет место естественныйэмиграционный процесс для всего мирового сообщества. Теперь что касаетсяинтеграции в рамке ШОС. Что касается преподавания на двух или трех языках, то это неправильнаяполитика. Должен быть разработан общийстандарт с учетом общих мировыхтенденций в образовательном процессе.
С целью допустим привлечений инновационных технологий.Если каждый придет со своей программой в ШОС, то нет смысла вести интеграцию.Сама интеграция предполагает кореннуюломку, выработки единых решений. Теперь,когда говорят о выдаче двух дипломов, я тоже не согласен. Если нет доверия кэтим дипломов любой интеграционный процесс имеет хотя бы в рамках входящих в ШОС,мы с самого начала подрываем доверие этого ШОС. Любой интеграционный процессимеет политическую подоплеку. Даже язык, на котором будет вестись преподавание -это политика. Потому что те страны, на языкекоторых идет преподавание, имеют преимущество, то есть они могут пропагандироватьсвою культуру и национальные идеи.
Разумно выбрать те языки, которые наиболеевостребованы на международном уровне. Русский язык стал межнациональнымобщением всех стран СНГ, которые были в составе советского союза. Что касаетсяанглийского, то он стал международным иобщепризнанным. Если мы хотим интегрироваться в международное пространствостремительное развитие Китая и его экономики. Выбор за обучающимся.
Поделиться: