ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРКАНДСКОГО ОАЗИСА (ПО ДАННЫМ ТОПОНИМИИ)

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Географические названия (топонимы) как археологические памятники, сохраняются очень долго, даже несколько тысяч лет. Они содержат в себе ценную информацию по языку, общественной и политической жизни, а также по истории расселения народов. Эта информация дает возможность решать спорные вопросы и конкретизировать данные по истории, этногенезу, этнической истории народов и истории расселения населения. При этом каждый топоним носит информацию о том периоде, в котором он образован. Иногда информация, представленная в археологических и письменных источниках, бывает недостаточным для изучения истории некоторых регионов. Тогда топонимический материал находит свое применение в качестве первоисточника. В некоторых случаях топонимические исследования дают неожиданные результаты.
ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРКАНДСКОГО ОАЗИСА (ПО ДАННЫМ ТОПОНИМИИ)

У. Туйчиев

Доцент Ташкентского областного педагогического института (г.Ангрен), кандидат исторических наук

Географические названия (топонимы) как археологические памятники, сохраняются очень долго, даже несколько тысяч лет. Они содержат в себе ценную информацию по языку, общественной и политической жизни, а также по истории расселения народов. Эта информация дает возможность решать спорные вопросы и конкретизировать данные по истории, этногенезу, этнической истории народов и истории расселения населения. При этом каждый топоним носит информацию о том периоде, в котором он образован. Иногда информация, представленная в археологических и письменных источниках, бывает недостаточным для изучения истории некоторых регионов. Тогда топонимический материал находит свое применение в качестве первоисточника. В некоторых случаях топонимические исследования дают неожиданные результаты.

Учитывая историко-информационную ценность топонимов, в конце 80-х годов ХХ века, нами было произведены специальные исследования по топонимии Зарафшанской долины, ибо до этого подробное изучение топонимии для исторических целей по данному региону не проводились. Пользуясь, случаем, мы решили ознакомить историков с некоторыми результатами наших работ.

По достоверным источникам нам известно, что аборигенами Самаркандского оазиса были в основном согдийцы и тюрки. Этот регион был частью Согдианы. Письменные источники сохранили до нас несколько географических названий, принадлежащие к аборигенам. К таковым относятся названия объектов: Согдиана, Самарканд, река Намик или Намич ( греки её называли Политимет ), Вараксар («у плотины»), Афшина (он находился около Самарканда), Карзан, Арбинжан, Иштихан («восьмиарычный») , село Хушувагн (« шестихрамовый»), Красвагн ( тюркский - «кора сув » + согдийский - «багн») , Санжарвагн (сангарма - «место общины» + вагн) , Багдиза (« диза бога») , Фарундиза, Аспандиза ( Аспантармат - («Святое Смирение») - имя женского божества, божества земли + диза - крепость) , Рудфагкад (« Обитель (или дом) Бронзового бога») , Кук или Кукийбагн ( кук - от тюркского «небо» + «багн» (согд.) - «храм» ), Исмитан, Фай, Сибискат ( или Исбискат), Абаркат, Бузмаджан, село Рустивагн ( Рустский или сельский храм). Упоминаются еще Кушания и Маймург. К древним топонимам можно включить и названия гузаров г. Самарканда: Мотурид и Чакар ( кладбище Чокардиза «крепость охранников») . Недалеко от Самарканда имеется холм Тали Барзу (тал - по - арабски «холм», барз - по - согдийски -«высокий»), которого также можно отнести к старым топонимам.

Из географических названий, которые даны в древних письменных источниках, сохранились до нынешних дней -Самарканд, Иштихан, Аспандиза (ныне кишлак Испанза в Ургутском районе), Исмитан (на наш взгляд - это нынешнее селение Симитан Хатирчинского района, которое расположено западнее от Иштихана) и Фай (сохранился в составе названий каналов Нарпай и Пайарык), Мотурид и Чокардиза. Вышеперечисленное составляет примерно ј часть топонимов, упомянутых в согдийских и других древних источниках.

Исчезновение многих согдийских и древнетюркских названий из карты оазиса связано не только с опустошительными войнами, которые привели к истреблению большой части местного населения, но и политикой арабских завоевателей, направленной против религии местных аборигенов. Помимо того, начиная с VII-VIII веков согдийский язык постепенно начал выходить из употребления. Кроме этого, населенные пункты и арыки в оазисах, в отличие от географических объектов, расположенных в долинах горных рек, чаще меняют свои места, расширяются за счет мелких кишлаков, исчезают и вновь возрождаются. Подобные изменения в орошаемой зоне отрицательно влияют на целостность мелких топографических объектов.

Потомками местных аборигенов являются таджики и издавна оседлые узбеки. Оседлых узбеков в начале XX века называли еще сартами. Однако термин «сарт» в качестве самоназвания узбекского оседлого населения Зарафшанского бассейна не употреблялся. Они называли себя чагатаями. В 1924 году их было зарегистрировано в данном регионе возле селения Митан и Пайшанба - около 2-х тыс. человек. Недалеко от Митана сейчас находится кишлак Чагатай. Кишлаки с этим названием есть и в Хатирчинском, Каттакурганском и в Нуратинском районах.

К.Шониёзов, ссылаясь на данные Наршахи, приходит к мнению, что тюркоязычное население начало осваивать Зарафшанскую долину еще во II-V веках до нашей эры. Далее он утверждает, что в горных районах Самаркандской области проживали тюркоязычные кочевые и полукочевые племена -карлук, чигил, огуз и пр. Однако Комиссия по районированию Средней Азии в Зарафшанской долине регистрировала только карлуков (2175 душ), и то в Бухарском уезде. Видимо, это те карлуки, которые входили в состав войска Шейбани-хана в начале XVI века. По сведениям того же К.Шаниязова: «Часть огузов, которые проживали в Зарафшанской долине, занимались животноводством, а другая часть - земледелием. По данным, приведенным в исторических источниках, место жительства этих огузов в горах Нуратау, а зимой в Самаркандском Согде (районы, расположенные в средней части Зарафшанской долины). Они ныне называют себя туркменами (в научной литературе принято их именовать нуратинскими туркменами ) и до сих пор проживают в Нуратинских горах и прилегающих к ней территориях. Что характерно, на этой территории сконцентрированы все топонимы, образованные от генеонимов этих туркмен. При этом 15 генеонимов нуратинских туркмен встречаются в генеологиях Закаспийских туркмен.

Нынешние кишлаки Гус и Сайгус на Гуссае и квартал Ургута - Гузни, на наш взгляд, связаны с гузами султана Санжара, завоевавшими в 1130 г. город Самарканд.

В топонимии Среднезаравшанской долины таджикский топонимический пласт представляет всего несколько названий. К ним относятся Говхона, Говжаллоб, Дахбит, Зарафшон, Камангарон, Навбог, Наккашон, Обимашад, Сиёб, Паёнигумбаз, Пульмагаб, Равотак, Сангижума, Сангнок, Санггузар, Сарбазар, Саросиё, Саридукон, Чакилкалон, Чилгаз, Чарджуй и др. Географические объекты с такими названиями встречаются в основном на карте Самаркандского, Ургутского и Нуратинского районов.

Наряду с таджикскими топонимами есть еще несколько топонимов, образованных от этнонима таджик : Таджик, Таджиклар (узб. «таджики»), Таджикаул (узб. «аул таджиков») и Таджикрават.

Как утверждает А.Ю.Якубовский, «за три века (VIII - X), протекшие от арабского завоевания до падения династии Саманидов (999 г.) в Мавераннахр, т.е. на территорию древнего Согда, влилось немалое количество арабских племенных групп и иранцев, по преимуществу хорасанцев. Арабы не только селились в городах, но и в земледельческих поселениях, долгое время, сохраняя свою обособленность. Что же касается иранцев (хорасанцев), то они оседали, главным образом, в городах в качестве ремесленников, купцов и представителей умственного труда (писцы, учителя, писатели, ученые и т.п. профессии)»

Арабский язык, как язык властвующего народа, на длительное время стал официальным государственным и литературным языком. Он был языком религии и шариата. По-арабски обучали местных детей, писали научные и художественные книги и т. д. Все это сильно повлияло на состав лексики местных народов - узбеков и таджиков. Например, в словарном составе узбекского языка в 1927 г. было 28,6 % арабских слов. А в словарном составе таджикского языка они иногда составляли 50 - 60 % . Арабы сильно повлияли и на ономастическую лексику, в частности, на антропонимию.

В топонимии Самаркандского оазиса встречаем много названий, образованных от заимствованных арабских слов таких как: мир,султон, халифа, кози, хазрат, авлиё, мачит, суфи, зиёрат, имом, мулла, шайх, шохид, хожи, саид, махсум / махдум, мозор, вакф (вахм), алам, азиз, работ, сарой, калъа, хоса, анхор / нахр и др. Однако, как утверждает А.Л.Хромов, в топонимическом стереографическом разрезе арабский горизонт отсутствует, т.е. географические названия, образованные от заимствованных у арабов слов, не является арабскими. Но нужно добавить к сказанному, что арабские слова в топонимии региона начали появляться только с VIII века.

По преданиям, которые приводит в своей работе А.Д.Гребенкин, арабы пришли в Среднюю Азию как завоеватели и вводили ислам. Арабы расселялись в Средней Азии и во времена Амира Темура. Арабы проживали в Каттакургане (в квартале Арабхона) и в его окрестностях. Так же ими был заселен кишлак Арабхо Ангарского района (212 дворов), которые пришли из Карши в начале XIX в. Ныне вокруг этого селения образовались небольшие кишлаки Бахшивои и Искандари. Эти названия образованы от этнических имен этих же арабов.

Названия географических объектов, возникшие от имен сословных групп ходжа, саид и шайх, происхождение которых непосредственно относится к арабам, также указывают на места расселения узбеков ходжа и таджиков ходжа.

В начале 70-х годов XIX века в Зарафшанском округе (за исключением Пенджикентского тумена) ходжи были зарегистрированы примерно в 50 кишлаках. В некоторых кишлаках живут несколько семей, а другие полностью заняты ими. Они делятся на группы аксуяк ходжа -«ходжа белой кости» , аксуяк ходжа казак, ходжа бахшаиш-« ходжа оспопрививатель» , ходжа карахони и ходжа мирахони. В Ургутском районе имеется кишлак Ходжаджайоу (узб. «пеший ходжа») и в Мианкале кишлак Караходжа (узб. «черный ходжа»). Видимо, последние топонимы образованы от прозвищ ходжей.

В картах Самаркандского оазиса запечатлены около ста названий с термином «ходжа», которые могут служить материалом по расселению и составу этой сословной группы. Некоторые географические объекты называются именами знаменитых мусульманских духовных лиц, как Ходжа Исмаил и Ходжа Ахрар.

В топонимии часто встречаются названия с терминами сеид (Сеидон «сеиды», Сайид Оху) и шейх («Шейхи»), которые также являются именами мусульманской сословной группы.

В книге «Народы Средней Азии и Казахстана» пишется о том, что «Полчища Чингис-Хана наводнили Среднюю Азию в 1219-1221 гг. и подвергли жесткому разгрому города и селения, разрушая ирригационные сооружения, массами истребляя и угоняя в рабство население... В результате монгольского завоевания в Среднюю Азию проникло значительное число монголов; однако большая часть их войска состояла из кыпчакских и других тюркских племен, зависимых от своих монгольских военачальников - нойонов и по обычаю принимавших их племенные названия. Таким образом, распространенность у узбеков... монгольских этнонимов (кунград, кият, мангыт, баяут, багрин и др.) далеко не всегда свидетельствует о монгольском происхождение родов с перечисленными наименованиями». В связи с этими событиями в топонимии Среднезарафшанской долины позже появились некоторые монгольские этнонимы.

Ц.Д.Номинханов на картах территории Самаркандской области находил следующие узбекские этнонимы монгольского происхождения, в топонимии: Дурман, Кунград, Могол, Джалаир, Катаган, Мангыт, Буркут, Чагатай, Кенегез, Каучин, Барлос, Арлат, Чакар, Уйрат. Всего - 42 названия. Он еще приводит около 30 узбекских слов, заимствованных из монгольского языка.

При правлении Амир Темура состав его армии состоял из 40 аймаков (племен). В «Уложении Тимура» приводятся названия следующих 12 племен: барлос, тархон, аргун, жалоир, тулкичи, дулдай, могул, сулдуз, тугой, кипчок, орлот, тотор. Названия оставшихся 28 племен нам не известен. Однако, приведенные в этой же книге этнонимы (и некоторые этнонимы, встречающиеся в состве личных имен) -эркинит, кераит, ясурий, туркман, ковчин, дулон жувон ковми, найман и др. доказывают о существовании племен и с такими названиями в составе войска.

Народ Амир Темура назывался чагатаями. Они вели оседлый образ жизни.

Со времени своего правления Амир Темур постепенно начал вновь восстанавливать хозяйство региона и расширять орошаемые земли. При нем существовала традиция именовать географические объекты по-таджикски. Даже сады, созданные Тимуром были названы по-таджикски: Боги баланд, Боги бехишт 'райский сад', Боги давлатобод, Боги дилкушо, Боги жаханномо, Боги загон, Боги нав, Боги чинор и Боги шамол.

В конце XV - начале XVI веков часть узбеков Даштикипчака под руководством Шейбанихана вторглись в Мавераннахр и обосновались там. Они были кочевыми скотоводческими племенами, сохранившими родоплеменное деление. Они постепенно слились с местным населением и, образовав мелкие кишлаки, начали заниматься земледелием. Процесс оседания кочевников усилился в конце XIX века. Племена и этнографические группы узбеков оседали компактно, занимая целые территории. Они здесь расселялись по родоплеменному приципу. Это были племена кипчак, юз, кырк, хитай, туяклы, джалаир, мангыт, сарай, канглы, кутчи, кунград, кият, уйшун, иручи, уч уруг (мисит, тама, ябу), буркут, киреит, могол, дурман, кенегес и этнографичекие группы - нуратинские туркмены, каракалпаки и митаны. Эти племена и этнографические группы делились на множество мелких подразделений, оставив множество этнонимов и генеонимов в топонимии. (Рис.1.)

В заключении надо сказать, что топонимия региона позволяет изучить историю расселения народов, племен и пр. групп населения на его территории.

Поделиться: