ИСМАИЛОВ Мурат: Новая столица Казахстана. Взгляд из Бишкека.
Автор: ИАЦ МГУ
ИСМАИЛОВ Мурат Аманович,
Аппарат Правительства Кыргызской Республики,
Руководитель Аппарата Правительства -
Министр Кыргызской Республики
Мировая история показывает, что почти в каждом государстве в разные периоды его развития осуществлялся перенос столицы, обусловленный разными причинами. Исчезали и появлялись цивилизации, империи и малые государства, одни города разрушались и приходили в упадок, другие рождались и расцветали. Менялись эпохи и традиции - менялись государства и их столицы.
Территория Кыргызстана, как и вся Средняя Азия, является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Первые государственные образования на территории современного Кыргызстана возникли во втором веке до нашей эры. Во второй половине XV века на территории Кыргызстана в результате объединения кыргызских племен впервые сложилось самостоятельное ханство, в состав которого вошла основная часть сформировавшейся к тому времени кыргызской народности. Большое значение Кыргызстан имел для Великого Шелкового пути.
Город Ош - главный город юга современного Кыргызстана - в течение многих тысячелетий в силу географически удобного расположения был транзитным городом Ферганской ветки Великого Шелкового пути. Ош, как удобное место для торговли и обмена товаров, привлекал торговцев, ремесленников, скотоводов и земледельцев. В 1863 году северная часть Кыргызстана присоединилась к Российской империи, а в 1876 году - южная.
После Октябрьской революции кыргызы вместе со всеми народами бывшей царской России вошли в состав Советской Республики. В 1918 году Киргизия - часть Туркестанской АССР. По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 года была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 года - Киргизская) автономная область в составе РСФСР, 1 февраля 1926 года преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 года - в Киргизскую ССР.
Национальную независимость и национальный суверенитет кыргызский народ получил мирным путем после распада СССР. В октябре 1990 года на сессии Верховного Совета республики было принято решение о переименовании Киргизской ССР в Республику Кыргызстан. 15 декабря 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о суверенитете республики, а 31 августа 1991 года - Декларацию о независимости Кыргызстана. 5 мая 1993 года была принята первая Конституция Кыргызской Республики, как независимого суверенного государства.
Сегодня экспертное сообщество Кыргызстана обсуждает проблему геополитического расположения страны и его вероятного воздействия на формирование национальной идеи.
Необходимо отметить, что геополитическое положение непосредственно влияет не только на социально-экономическое развитие государства, но и на формирование определенного психотипа нации. Подобного рода явления происходили в различных регионах мира - на Ближнем Востоке, в Китае и Турции. С учетом этого для современных республик Центральной Азии, и особенно Кыргызстана, принципиально важной становится выработка такого рода национальной идеи, которая основывалась бы на геополитическом расположении Кыргызской Республики и это, как ожидается, позволит стране обрести надежное основание в будущем.
Специфика Кыргызстана заключается в том, что он расположен на стыке разных геополитических образований и, соответственно, различных психотипов и культур. В настоящее время наблюдается активное стремление некоторых государств бороться за влияние в регионе.
Кыргызстан граничит с большими странами, и это определяет необходимость решения для нации нескольких задач. Начиная с XVIII столетия и заканчивая началом XX века, главным для кыргызов являлось решение вопроса элементарного выживания в агрессивной геополитической среде. Позднее, после вхождения в состав СССР, происходило определенное смещение акцентов в психологическом сознании нации. Это было связано с тем, что кыргызы стали частью более крупной общности, и вопрос о физическом вы- живании потерял актуальность. В то же время встала проблема сохранения национально-культурной идентичности и самобытности народа.
Особый этап в развитии Кыргызстана начинается после обретения независимости, и здесь Кыргызская Республика решает для себя ряд достаточно сложных и взаимосвязанных задач, прежде всего - задачу создания Кыргызстана как самостоятельной и реально функционирующей геополитической единицы в окружении крупных и достаточно активно ведущих себя соседей.
В связи с этим я хотел бы остановиться на опыте суверенного Кыргызстана по проведению административно-территориальной реформы.
Примером является перенос в 2003 году административного центра Чуйской области из города Бишкек в город Токмок, который является вторым по значимости городом в Чуйской долине. Перенос административного центра существенно повлиял на рост социального, экономического и культурного потенциала города, на решение проблем трудоустройства, начала интенсивно развиваться инфраструктура, привлекались инвестиции в развитие промышленности.
В то же время центр Чуйской области оказался как бы смещенным в географическом плане от центра области, особенно это стало ощутимо для жителей западной его части, для которых добираться в областной центр стало более затрудненным.
В целях всестороннего и объективного изучения вопроса о целесообразности переноса административного центра Чуйской области была создана специальная правительственная комиссия. На основе заключения комиссии в 2006 году административным центром Чуйской области был снова определен город Бишкек.
Другим примером является образование в 1999 году в южном регионе республики Баткенской области. Этому решению предшествовали известные Баткенские события 1999 года, когда жители Баткенского региона, в силу отдаленности от областного центра города Ош, оказались в очень сложном для себя положении.
Необходимость решения актуальных проблем социально-экономического развития, определения приоритетных направлений развития экономики вновь созданной области, повышения уровня благосостояния населения и выравнивания возможностей разви тия регионов стала основой для реализации программ социально-экономического развития Баткенской области на 2000-2005 годы и на 2005-2007 годы.
В результате социально-экономических мер произошло повышение уровня жизни населения, повысилось благосостояние малоимущих слоев. Услуги здравоохранения и образования стали более доступны для населения. Достигнут прогресс в реформировании систем здравоохранения и образования.
На сегодняшний день в Кыргызской Республике некоторые государственные органы и их подразделения в целях оптимизации и оперативности решений задач, возложенных на них, передислоцированы в город Ош - южную столицу Кыргызстана. В их числе Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Государственное агентство по делам религий при Правительстве Кыргызской Республики и частично - Государственный комитет Кыргызской Республики по миграции и занятости, планируется также передислоцировать Пограничную службу Кыргызской Республики.
В истории существует множество примеров удачных переносов столиц, которые благоприятно сказались на развитии разных стран. Новую страницу в мировой летописи открыло и строительство новой столицы Российской империи - города Санкт-Петербурга, когда русский царь Петр Первый, проводя радикальные реформы в московском государстве, решил «прорубить окно в Европу». Россия остро нуждалась в морских портах, посредством которых могла бы развивать торговлю вывозимым сырьем с ведущими европейскими странами. В свою очередь, морские пути предоставляли возможность обеспечения России готовой промышленной продукцией. Петру Первому в течение почти четверти века пришлось вести одновременно несколько войн в борьбе за выход к морям.
Строительство новой столицы изменило всю страну, превратив ее в великую европейскую державу, которая впоследствии оказала эпохальное влияние на ход мировой истории.
К числу ярких примеров удачного переноса столицы относится Республика Казахстан.
Независимый Казахстан, избавившись от ядерного оружия и проводя миролюбивую внешнюю политику, в качестве одного из защитных механизмов перенес свою столицу в центр страны. Перемещение административного центра стало единственным прецедентом на постсоветском пространстве. По предложению первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, 6 июля 1994 года постановлением Верховного Совета XIII созыва столица Республики Казахстан была перенесена в город Акмолу, который спустя четыре года был переименован в Астану.
Преимущества Астаны в качестве столицы определяются рядом факторов, из которых к числу наиболее значительных относится выгодное геополитическое расположение в центральной части страны, являющейся центром коммуникационных, транспортных, железнодорожных, автомобильных и воздушных магистралей. Определяющими для выбора столицы стали социально-политическая стабильность в регионе и благоприятная экологическая обстановка. Кроме этого, город обладает значительными ресурсами для дальнейшего градостроительного развития, так как располагает значительной свободной для заселения территорией, кадрово-трудовым и промышленным потенциалом.
В истории неоднократно подчеркивалось выгодное географическое месторасположение современной Астаны, находящейся в центре не только страны, но и Евразийского континента, что позволяет как наиболее эффективно осуществлять внутреннюю политику, так и решать геополитические вопросы, связанные с совершенствованием и расширением международного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Потенциальные возможности Астаны, при наличии всех благоприятных условий, в будущем могут вывести ее на уровень столицы Евразийского континента. Процессы глобализации экономики, неизбежно приведут к поиску новых объектов для вложений мировых капиталов. Город, являясь центром внутриреспубликанских транспортных коммуникаций, имеет высокие шансы стать крупным международным транспортным узлом, связывающим Восток и Запад.
Как свидетельствует мировая историческая практика, переносы столиц зачастую были направлены в центр государства, и образование нового административно-политического центра осуществлялось в целях консолидации страны, установления нового социального порядка и укрепления политической и экономической силы государства.
Идеи перевода столиц, инициируемые лидерами государств, требовали значительной политической воли и мужества, так как необходимость таких решений подтверждалась только по истечении продолжительного времени, в то время, как неприятие современниками этой идеи проявлялось сразу.
История переноса столицы Республики Казахстан, спустя десятилетие, является ярким примером правильности принятого решения, которое навсегда останется в памяти будущих потомков.
ИДИНОВ Кубанычбек,
Кыргызско-турецкий Университет Манаса,
профессор, доктор экономических наук
Айдаркул КААНА,
Академия МВД КР, начальник кафедры,
доктор исторических наук, профессПоделиться: