Исламский вопрос в Российском Туркестане: или была ли альтернатива политике игнорирования. Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Политика Кауфмана не означала полного игнорирования Ислама в Туркестане. Именно при его правлении был отменен закет( подушный налог, один из пяти столпов мусульманской религии Ш.М.). Руководитель Андижанского восстания ( 1898г.) Дукчи-ишан говоря о причинах выступления говорил следующее: «После завоевания края русскими в народе началась сильная порча нравов, отступление от требований шариата, пьянство, разврат и были подорваны семейные начала. Русская власть, хотя обращалась с народом мягко и гуманно, но в то же время запрещала паломничество в Мекку, отменила уплату закета и лишила доходов вакуфные учреждения, не заботясь о поддержании нравственности и чистоты семейных нравов.»[1]
Исламский   вопрос  в  Российском  Туркестане:  или  была  ли  альтернатива    политике  игнорирования.  Ч.2

Мухамедов Ш.Б.- Докторант Института Истории АН РУз.

Исламский вопрос в Российском Туркестане: или была лиальтернатива политике игнорирования.

продолжение.

начало - http://ia-centr.ru/expert/5753/

Политика Кауфмана не означала полного игнорирования Ислама в Туркестане. Именно при его правлении был отменен закет( подушный налог, один из пяти столпов мусульманской религии Ш.М.). Руководитель Андижанского восстания ( 1898г.) Дукчи-ишан говоря о причинах выступления говорил следующее: «После завоевания края русскими в народе началась сильная порча нравов, отступление от требований шариата, пьянство, разврат и были подорваны семейные начала. Русская власть, хотя обращалась с народом мягко и гуманно, но в то же время запрещала паломничество в Мекку, отменила уплату закета и лишила доходов вакуфные учреждения, не заботясь о поддержании нравственности и чистоты семейных нравов.» [1]

Мусульманский мир народов Туркестана в корне отличался от мира русского православного. Это имело немаловажное психологическое значение в повседневной жизни когда эти два мира соприкасались между собой. Личности Туркестанских Генерал-губернаторов их отношение к местным народам, поездки их по областям края позволяли им узнавать, то чем живут простые люди, какие проблемы их беспокоят и в целом определяли их политику в отношении к исламу.

Вот, что пишется по этому поводу, в отчете ревизии графа Палена: «Поездки Генерал - губернаторов по Высочайше вверенному им краю, вследствие их кратковременности и посещения только крупных центров ( главным образом областных городов ) могли дать лишь мимолетные путевые впечатления: своеобразная же жизнь каждой области, с ее насущными живыми интересами, оставалась малоизвестной. Главным начальникам края и они были поставлены в необходимость знакомиться с ней только путем канцелярским.» [2]

Естественно, что от того какие кадры работали в администрации Туркестанского Генерал -губернаторства зависело и качество принимаемых решений. Ведь Ислам в Туркестане был не только религией но и образом жизни. Поэтому ошибки в управлении воспринимались как притеснение религиозных убеждений.

Как отмечается в отчете ревизии Палена, личный состав канцелярии Туркестанского Генерал-губернатора поражает своим невысоким образовательным уровнем. Так, в числе 3-х делопроизводителей, являющихся начальниками и непосредственными руководителями отделений канцелярии, нет ни одного даже со средним образовательным цензом: один из них окончил Ташкентское городское 4-х классное училище, другой Киевскую фельдшерскую школу, а третий получил домашнее образование. [3] Невысокий уровень образовательного ценза чинов канцелярии, отражался на качестве и продуктивности ее деятельности.

При туркестанском краевом правлении не было специального аналитического центра, который бы определял исламскую политику в регионе, то есть при преобладающем мусульманском населении (более 90%) отношение к нему было пущено фактически на самотек. Наиболее сложные проблемы решались с помощью специалистов из столицы империи. Если бы не такая помощь то краевая власть «наломала бы дров» в решении вопросов ислама.

Главными специалистами по вопросам ислама при Туркестанских Генерал-губернаторах являлись в основном два человека- В.П Наливкин и Н.П.Остроумов.

Знаменитые востоковеды, посвятившие свою жизнь Туркестану, прекрасно знали жизнь народов края. В.П. Наливкин с 1891 по 1896 в учебном ведомстве Туркестана отвечал за мусульманские учебные заведения. Им написан ряд работ освещающих вопросы ислама и деятельности мадраса в крае. [4] Необходимо отметить, что в период деятельности Генерал-губернатора С.М. Духовского именно Наливкин и был главным советником последнего по вопросам Ислама. Под его руководством и были разработаны указанные выше сборники по исламу, а так же главным исполнителем доклада «Ислам в Туркестане» так же считается В.П.Наливкин. Человек прекрасно знавший местные народы, проживший несколько лет вместе с семьей среди кипчаков в Ферганской области (1878-1883гг), человек знавший Ислам и его основные позиции создает ряд антимусульманских работ. Необходимо сделать пояснение, что сам Духовской был очень больным человеком и практически краем управлял за него Н.А. Иванов- назначенный в 1898году помощником Туркестанского Генерал-губернатора .[5]

Взгляды В.П.Наливкина меняются по вопросу ислама неоднократно. Наливкин категорично говорит о том, что мусульмане сами по себе непредсказуемы, и что в любое время от них можно ожидать выступлений подобных Андижанским событиям [6] . И вообще душа мусульманина никогда не будет расположена к России и к русским.

Для того, чтобы в будущем не попасть впросак В.П.Наливкин предлагает держать в Туркестане достаточное количество Российских войск, для немедленного подавления любого недовольства [7] .

Определенной итоговой работой по изучению ислама, быта и нравов народов Туркестана, трансформации сознания последних под влиянием Российского присутствия в регионе является книга «Туземцы: раньше и теперь» написанная в 1913 году. Автор подробно анализирует состояние мусульман до Российского завоевания. Наливкин приходит к мнению, что ислам довольно сложное учение, которое фактически было не понятно простым людям. Мелочная регламентация всей жизни мусульман приводила, в конечном счете, к несоблюдению ряда положений шариата [8] . Ограничения по шариату приводят мусульман к отрицанию всего нового. Любые изменения в жизни становятся - ересью [9] .

Отрицание всего нового в жизни привело, по мнению автора, в прошлом великие народы к застою и показному благочестию [10] . Наливкин считает, что после Российского завоевания, в жизни коренных народов происходят изменения. Прежде всего, это связано с техническими новшествами - имеются в виду почта, телеграф, постройка железной дороги и др. Благодаря этим изменениям, местные народы смогли познакомиться с основами европейской цивилизации и христианской морали [11] . О колониальном характере этих изменений автор не упоминает.

По причине постройки железных дорог местное население получило возможность путешествовать и сравнивать развитие Запада и Востока. Наливкин самокритично пишет и о положении России в этот период через рассказы путешественников. «Побывавшие в Западной Европе повествовали о виденных ими фарангах, инглисах и немис; о великолепии и благоустройстве европейских городов, о богатстве и культурности виденных ими стран; о том насколько отстала от них обширная, но сравнительно бедная и малокультурная Россия [12] ».

Наряду с «положительными», по мнению автора, сторонами Российского присутствия в Туркестане, В.П.Наливкин пишет и об отрицательных явлениях, которые принесли с собой царские чиновники и просто переехавшие сюда люди. Пьянство, разврат, взятничество и высокомерие, по мнению автора, оттолкнуло местное население от красивой на первый взгляд европейской жизни. [13]

В завершении автор пишет о том, что он поделился своими сорокалетними наблюдениями для того, чтобы «избавить будущее от повторения темных пятен прошлого» [14] , и ,забыв все старые счеты «идти рука об руку далее по широкому пути общечеловеческого прогресса и общечеловеческого единения» [15] с народами края.

Н.П.Остроумов в 1917 подводя итоги Российского правления в Туркестан, называет ряд причин провала имперской политики.

«Покровительствуемые ...Кауфманом русские ученые занимались изучением внешней природы Туркестана, но на духовный склад туземного населения, на его психологию не обращали внимания.... Многие администраторы в Туркестане даже ни считали нужным придавать Корану, Шариату и мусульманской школе значение в культурной жизни туземного населения...». [16]

По мнению Остроумова, Кауфман ошибался, не придавая большого значения мусульманской культуре, и потому игнорировал ее, тогда как через 50 лет русского правления в Туркестане, «мы не увидим ни ослабления в крае мусульманской культуры, ни сближения туземцев Туркестана с Россией» [17]

Делая определенные выводы необходимо отметить, что политика игнорирования ислама в Туркестане только на словах выглядела как невмешательство в дела мусульманских религиозных институтов. На самом деле процесс проходил гораздо сложнее. Деятельность исламских учебных заведений была под постоянным контролем, и в ее жизнь шло постоянное вмешательство. Например, порядок избрания мударисов (заведующих учебной частью. Ш.М.) в медресе.

Вакуфные (имущество религиозных заведений Ш.М.) дела были под постоянным контролем Туркестанской краевой администрации и областных правлений. Под различными предлогами имущество мусульманских учреждений сокращалось, и ставился ряд препятствий к образованию новых вакуфов. Основная цель заключалась в том, чтобы помочь исламу быстрее уйти в небытие.

Много изменений в жизнь местных народов приносят новые экономические отношения, принесенные Российским капиталом. Требует тщательного изучения переселенческая политика Российского государства и ее влияние на взаимовлияние исламской религии и христианства. Требует своего освещения проблема межконфессиональных отношений в регионе и политика колониальной администрации по отношению к «инославным» религиям вообще (иудеи,католики,армяно-грегорианская церковь и др. Ш. М.).

Политика самодержавия в отношении других религий имела много общего. В качестве примера можно указать запрет на преподавание «Закона Божьего», кроме православного, в Российских учебных заведениях Туркестанского края. Просьбы представителей многих религиозных конфессий о снятии этого запрета фактически были проигнорированы краевой администрацией. Это являлось одной из причин того, почему родители детей мусульман не отдавали их в русско-туземные школы.

Несомненно, что период, который нами рассматривается очень сложный и неоднозначный. Требуется проделать большую работу для объективного изучения истории наших стран. Огромное количество архивного материала ждет своих исследователей.

[1] ЦГА РУз.Ф.И-1,оп 27,Л.1об.

[2] Пален К.К. Краевое управление. СП.б.1910. С.56.

[3] Пален .К.К. Главные выводы, отчета ревизии Туркестанского края. СП.б.1910. С.25.

[4] Наливкин .В.П.: «Очерк благотворительности у оседлых туземцев Туркестанского края». Самарканд . 1897.; « Ислам и закон Моисея» .Самарканд.1899.; «Что дает Среднеазиатская мусульманская школа в общеобразовательном и воспитательном отношениях ?» . СПб 1900.; «Положение вакуфного дела в Туркестанском крае до и после его завоевания». Ежегодник Ферганской области . 1904.Т.3. и др.

[5] «Н.А.Иванов». Туркестанский курьер..№108.1914г.

[6] Наливкин В.П. Записка о возможных соотношениях между последними событиями в Китае и усилением панисламистского движения.(составл. в 1899г.) Военно-исторический журнал. 2002, №6, стр. 41.

[7] Там же, с.42.

[8] Наливкин В.П. Записка о положении вакуфного дела в Туркестанском крае до и после его завоевания. 6 июня 1900г. Ташкент. ЦГА Р.Уз. Ф.И- 1, оп.24, д.680.

[9] Там же, с.44.

[10] Наливкин В.П. Туземцы: раньше и теперь. С.47.

[11] Там же, с.78-79.

[12] Там же, с.120.

[13] Там же, с. 142.

[14] Там же, с. 144.

[15] Там же.

[16] ЦГА РУз.Ф.И-1009,оп 1,Д104,Л5.

[17] ЦГА РУз.Ф.И-1009.,оп1,Д 104,Л 6.

Теги: Туркестан

Поделиться: