Интервью председателя «Православного выбора» Ю.Н. Егорова интернет-сайту «Православный Киев»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Всеукраинская организаци я «Православный выбор» была создана как общественная в 2006 г. для того, чтобы православная общественность могла быть организатором или участвовать не только в чисто церковных мероприятиях. Православные братства, получившие благословение от Священноначалия, являются церковными организациями мирян. Чтобы Церковь не подвергали обвинениям во вмешательстве в дела государства, в социально-политические проблемы, было принято решение создать общественную организацию мирян, отстаивающую цивилизационный Православный выбор нашего народа. Эта организация призвана выражать свое отношение с позиций Православия к проблемам в различных сферах жизни нашего общества. Об этом говорит само название нашей организации. Поэтому мы активно выступаем против втягивания Украины в НАТО и другие чуждые нашему православному народу цивилизационные структуры Запада.
Интервью председателя «Православного выбора» Ю.Н. Егорова интернет-сайту «Православный Киев»

Корр.: Вы возглавляете Всеукраинскую общественную организацию «Православный выбор». Расскажите о деятельности этой организации, какие задачи стоят перед ней?

Всеукраинская организаци я «Православный выбор» была создана как общественная в 2006 г. для того, чтобы православная общественность могла быть организатором или участвовать не только в чисто церковных мероприятиях. Православные братства, получившие благословение от Священноначалия, являются церковными организациями мирян. Чтобы Церковь не подвергали обвинениям во вмешательстве в дела государства, в социально-политические проблемы, было принято решение создать общественную организацию мирян, отстаивающую цивилизационный Православный выбор нашего народа. Эта организация призвана выражать свое отношение с позиций Православия к проблемам в различных сферах жизни нашего общества. Об этом говорит само название нашей организации. Поэтому мы активно выступаем против втягивания Украины в НАТО и другие чуждые нашему православному народу цивилизационные структуры Запада.

Корр.: Ваша организация довольно часто проводит различные мероприятия. Что наиболее важное планирует провести ВОО «Православный выбор» в начавшемся году?

ВОО «Православный выбор» является организатором или участвует в различных общественных мероприятиях, связанных с темой Православия, цивилизационного выбора нашего народа, а также защиты традиционной духовности и культуры нашего народа, в том числе христианской нравственности.

Прошедший год для нашей организации прошел под знаком борьбы против втягивания Украины в НАТО, против наименования улицы возле Киево-Печерской Лавры именем анафематствованного гетмана Мазепы, борьбы за укрепление единства РПЦ.

В этом году в центре внимания «Православного выбора» одной из главных будет тема 300-летия Полтавской битвы. Благодаря этому событию наши православные предки вместе дали отпор шведским захватчикам, иноверцам-протестантам, устранив тем самым угрозу не только для нашей земли, но и для нашей Веры и Церкви.

Конечно, не останется без нашего внимания кампания по выборам президента Украины. Наша организация, без сомнения, будет вести разъяснительную работу с православными избирателями Украины.

Также в планах ВОО «Православный выбор» проведение совместно с другими православно-патриотическими организациями конференции: «Романовы в Киеве».

Кор р.: Как вы оцениваете ситуацию, в которой находится сейчас Православная Церковь на Украине?

С итуация на Украине характеризуется, прежде всего, перманентными попытками захватов православных храмов раскольниками.

Не ослабевает давление со стороны властей, упорно стремящихся навязать создание так называемой «единой поместной церкви». При этом особенностью на данном этапе является то, что значительно активизировались сторонники автокефалии в самой УПЦ.

Беспрецедентными стали попытки 17 января в Киево-Печерской Лавре на совещании делегатов на Поместный Собор РПЦ от УПЦ навязать принятие следующих решений: обратиться к Поместному Собору РПЦ с требованием официального статуса автономии УПЦ, призвать другие Поместные Церкви к уврачеванию раскола на Украине, создать совместные комиссии по «объединению» с раскольниками, а также закрепить устав УПЦ с явными проавтокефальными положениями. Как известно, эти предложения поддержки не получили, благодаря четкой позиции ряда делегатов, прежде всего, от Одесской епархии, а затем и большинства других участников этого всеукраинского совещания.

Как видим , внутри Церкви происходят такие же процессы, как в социально-политической жизни Украины. Если на Украине не произойдет смена государственной власти и не изменится внешнеполитический курс Украины с интеграции в НАТО и ЕС на укрепление единства с братскими Россией и Белоруссией, проавтокефальные тенденции и опасность разделения канонической Православной Церкви будут возрастать.

Корр.: Ваше мнение о том, как освещают различные СМИ деятельность православной общественности на Украине?

О деятельности любой более или менее значимой организации, в настоящее время можно узнать из СМИ . К сожалению, многие светские теле- и радиоканалы, крупные газеты и журналы, интернет-сайты с хорошими финансовыми ресурсами не всегда объективно и благожелательно, а главное, далеко не всегда профессионально освещают деятельность православных общественных организаций. Особенно неприятно, когда необъективно, даже скандально преподносят информацию вроде бы не враждебные, не националистические, а порой и пророссийские СМИ.

Последний пример такой тенденциозной подачи материала - комментарий к интервью, взятому у меня ИА «Новый регион» в день кончины Патриарха Алексия II . Очень жаль, что журналисты «Нового региона» придумали за меня ответ, и опубликовали слова, которых я не говорил по отношению к Митрополиту Кириллу .

Таким образом, у руководителя одесской общественной организации «Единое отечество» В. Кауров а появился повод обвин и ть меня в безнравственности . Более того, господин Кауров разместил на своем интернет-сайте неправдивое утверждение, будто бы я говорил, что Митрополит Кирилл, став Патриархом, не будет в необходимой мере бороться за сохранение УПЦ в составе Русской Православной Церкви.

Прискорбно, что под необоснованную критику лидера «Единого отечества», декларирующего свою пророссийскую направленность, попадают те православно-патриотические организации, которые наиболее активно и последовательно, на протяжении многих лет отстаивают единство РПЦ.

Корр.: Как Вы оцениваете дискуссию о кандидатах на Патриарший престол накануне Поместного Собора РПЦ?

Д искуссия о кандидатах на Патриарший престол РПЦ, - явление закономерное. Это говорит о большом внимании не только верующих нашей Церкви к такому значимому событию. РПЦ значительно сильнее, чем все другие институты общества, влияет на формирование мировоззрения и цивилизационной ориентации людей. Православная Церковь участвовала в формировании Русского государства, Русской цивилизации на протяжении более тысячи лет.

Патриарх Русской Православной Церкви - это один из влиятельнейших лидеров не только России, а и всего Русского мира, который распространяется за пределы нынешних границ России. Борьба за сохранение Русского мира, Русской Православной цивилизации не прекращается. Естественно, что личность будущего патриарха интересует многих: верующих и не верующих, сторонников и противников РПЦ и ее единства, в том числе, на Украине.

Однако, по моему мнению, верующим людям нужно, прежде всего, полагаться на волю Божию. Ибо Патриарха изберут сотни архиереев, священников, братьев и сестер, во время неусыпаемой молитвы к Богу множества благочестивых православных верующих людей. Поэтому новый Патриарх будет избран Промыслом Божиим. Кто бы ни пришел на Патриарший престол из числа достойных кандидатов, которых изберут на Архиерейском Соборе накануне Поместного Собора, он обязан быть патриотом.

У будущего Патриарха не будет другой альтернативы - только сохранять единство нашей Церкви, чтобы не реализовались планы врагов нашей Церкви, в том числе, главаря украинских раскольников бывшего Филарета - М.Денисенко. Он уже сделал мрачный прогноз о том, что после обретения автокефалии УПЦ, история Русской Православной Церкви будет начинаться не с Крещения Руси, а с XVI -го века. Этот деятель и его сторонники считают, что 1000-летняя история Православной Церкви, начиная от Киевской Руси, будет распространяться только на УПЦ. Думаю, что главный раскольник озвучил не только свои предположения, но и планы некоторых представителей украинской власти использовать Церковь для противостояния Украины с Россией. Настойчивость этих представителей, при поддержке Запада, хорошо известна на примере беспрецедентного использования темы голодомора как политического оружия против России.

Считаю, что любой архиерей - кандидат на Патриарший престол РПЦ, если он только не является скрытым еретиком, - став Патриархом Русской Церкви, просто, как принято говорить, обречен быть православным патриотом и почвенником.

Необходимо также сказать, что успешно справиться с нынешними проблемами можно только всей полнотой Церкви. Как духовное завещание, звучат слова Святейшего Патриарха Алексия II , сказанные им сразу после избрания Предстоятелем РПЦ: «для решения всех тех важнейших задач, которые стоят перед Церковью, нужен соборный разум, а соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь. Только тогда мы решим те вопросы, которые стоят сегодня перед Церковью и обществом» ( ЖМП. 1990. № 9. С. 28).

Подготовил Cергей Демидов

В Брюсселе Сергея Цекова назвали «агентом КГБ». За то, что он защищал права крымчан

Сергей Цеков в представлении не нуждается. Он не только первый заместитель Председателя Верхового Совета Крыма, но и руководитель наиболее влиятельной и авторитетной организации российских соотечественников на полуострове - Русской общины Крыма, член Всемирного координационного совета российских соотечественников, заместитель Председателя Международного совета российских соотечественников. Кроме того, Цеков входит в президиум Политсовета самой мощной и многочисленной политической силы автономии - КРО Партии регионов.

В декабре прошлого года Сергей Цеков принимал участие в представительном международном форуме «Евросоюз и Россия: новые вызовы». В этом форуме участвовали как депутаты Европарламента, так и влиятельные международные эксперты из разных стран.

В своем докладе Цеков постарался донести до европейцев правду о политике этноцида, которую нынешняя украинская власть проводит в отношении русскокультурного населения Крыма. Этот доклад вызвал оживленную и весьма неоднозначную реакцию. Подчеркнем: речь шла не только об этнических русских, но именно о русскокультурном населении, поскольку многие украинцы во всех регионах страны считают русскую культуру родной и тоже весьма болезненно реагируют на русофобскую политику оранжевой власти.

- Сергей Павлович, понимают ли в Европе суть наших проблем? По-моему, там вспомнили о Крыме только после конфликта в Южной Осетии и признания Россией независимости двух бывших грузинских автономий.

- Действительно, после конфликта в Южной Осетии, который развязала Грузия, в ЕС стали проявлять повышенное внимание к Крыму. Тогда у нас побывали и журналисты из европейских стран, США, Канады, и представители многих международных организаций. Они постоянно пытались провести параллели между Крымом, Южной Осетией и Абхазией. Та же картина наблюдалась и на брюссельском форуме. И в своем выступлении, и в кулуарных беседах в европарламенте я призвал посмотреть на события на Кавказе под другим углом. И увидеть параллели между политикой Грузии и Украины, проводимой по отношению к своим автономиям. Ведь на самом деле это очень похожая политика, это политика постоянного унижения, нарушения элементарных прав человека, которую Тбилиси на протяжении многих лет проводил в Южной Осетии и Абхазии, а Киев продолжает проводить в Крыму. Мы, крымчане, все это видим и чувствуем: насильственная украинизация в самых безобразных ее формах, тотальное искажение отечественной истории, в которой Россия представляется извечным врагом Украины, желание втянуть страну в НАТО вопреки желанию подавляющего большинства жителей полуострова, унижение канонической Православной церкви. Можно сказать, что русофобия стала сутью политики нынешней украинской власти. Всё это и порождает рост антиукраинских и сепаратистских настроений в Крыму. Это не я говорю, это показывают социологические исследования, в частности, проведенные недавно Центром Разумкова. Так что пресловутый «крымский сепаратизм» не есть результат деятельности Русской общины Крыма или Партии регионов, и «рука Москвы» здесь тоже ни при чем. Это прямой результат той политики, которую проводит власть в Киеве по отношению к Крыму и крымчанам. А антиукраинские настроения - лишь защитная реакция, ответ на нарушение законных прав человека, о которых так любят поговорить и в Киеве, и в Европе. Соблюдайте, уважайте эти права - и никакого сепаратизма не будет. Поэтому я и сказал в Брюсселе: не надо рассматривать под микроскопом то, что происходит в Крыму, лучше посмотрите на то, что делается в Киеве.

- И какова была реакция на ваше выступление? Европейцев интересует тема защиты прав русских? По-моему, они предпочитают вообще не замечать эту проблему.

- Реакции были разными. К сожалению, в Европе все еще силен стереотип о России как о враге, которого надо ослабить любыми средствами. Иногда и дискуссии никакой не получалось: как только начинаешь говорить о нарушении прав русскокультурного населения, оппоненты просто наклеивают ярлык - мол, это «агент КГБ».

Да, политика европейского сообщества по отношению к РФ до сих во многом строится на двойных стандартах. Хотя определенные положительные изменения, безусловно, есть. В девяностых годах прошлого века на подобных форумах вообще невозможно было услышать что-то положительное о внешней и внутренней политике России. Все укладывалось в формулу об «империи зла». Сейчас многие европарламентарии выступали в защиту России. Мне запомнилось выступление депутата Европарламента от Венгрии Чаба Табайди. Он провел очень серьезный анализ национальной политики в России и пришел к выводу, что, по большому счету, Европе стоило бы поучиться у РФ соблюдению прав национальных меньшинств. Ведь Россия смогла сохранить более ста этносов, проживающих на ее территории. Сохранились национальные территориальные образования, сохраняются и развиваются национальные языки и культуры. Создаются хорошие возможности для карьерного и политического роста представителей национальных меньшинств - достаточно посмотреть на руководящий состав органов власти РФ. Кстати, венгерский депутат говорил и о том, что Европа очень мало внимания уделяет нарушению прав русскокультурных граждан.

- Вы являетесь членом Всемирного координационного совета российских соотечественников, заместителем Председателя Международного совета российских соотечественников. Как вы оцениваете эффективность их работы? Ведь в адрес России довольно часто звучат упреки в недостаточном внимании к нуждам соотечественников в бывших советских республиках.

- Россия имеет очень небольшой исторический опыт объединения соотечественников, проживающих за ее пределами. Фактически этот опыт ограничивается 17 - 18 годами, прошедшими с момента распада СССР. И, надо признать, что мы (я имею в виду людей, относящих себя к русской культуре) не были готовы к защите своих законных прав и интересов. Мы были щедрыми, благодушными, мы привыкли заботиться о представителях других национальностей (часто в ущерб себе). Безусловно, все это сказалось на нашей способности к объединению. В Крыму нас 80 процентов, но говорить, что мы действуем очень эффективно, к сожалению, не приходится. Но положительные подвижки есть. И процесс консолидации соотечественников в последние три-четыре года идет очень активно. Достаточно сказать, что еще несколько лет назад в Правительстве России вообще не было отдельной структуры, которая занималась бы делами соотечественников. Около трех лет назад в составе МИД РФ создали департамент по работе соотечественниками. Наконец-то эффективно начала работать Правительственная комиссия по делам соотечественников, проживающих за рубежом. Появились специальные программы, появился реальный бюджет (кстати, Правительство Москвы идет в этом смысле на шаг вперед, вы сами это знаете). Наращивается объем финансирования, помощь соотечественникам осуществляется более системно. Конечно, есть недостатки, но поддержка соотечественников осуществляется уже не на словах, а на деле. И это радует. Президент РФ раз в год, в День народного единства 4 ноября проводит приемы, и на эти приемы обязательно приглашают представителей российских соотечественников. В том числе, и крымчан.

- Насколько эффективно, на ваш взгляд, объединение Русской общины Крыма и КРО Партии регионов в рамках блока «За Януковича»? Насколько совпадают программные цели двух организаций? Ведь не секрет, что в последнее время регионалов обвиняли в недостаточной активности при отстаивании прав русскокультурного населения.

- То, что объединение состоялось, - это, безусловно, положительный для Крыма момент. Ведь у нас общая идеологическая платформа, которую разделяет большинство крымчан. Я имею в виду понимание важности сохранения и развития русского языка, наших культурных и духовных ценностей, важности добрососедских отношений с Россией. И, на мой взгляд, это очень хорошо, когда одна политическая сила (в данном случае Партия регионов) действует осмотрительно и осторожно, а другая, то есть, Русская община Крыма и Русский блок - настроены более радикально. В итоге нам удается принимать взвешенные решения, которые однозначно полезны для Крыма и крымчан. Или наоборот, не принимать каких-то решений, что иногда тоже очень важно. К примеру, какое-то время Верховный Совет Крыма не принимал радикальных решений, а просто контролировал соблюдение принципа свободы выбора языка обучения, которые гарантируют конституции Крыма и Украины. И этот принцип неукоснительно выполнялся. Именно благодаря этому нам удалось сохранить практически все школы с русским языком обучения (за исключением одной, в Феодосии, с которой мы еще будем разбираться). И, наоборот, когда появились скандально известные указы министра Вакарчука об украинизации образовательного процесса в школах и письма министра здравоохранения Князевича об украинизации преподавания в Крымском медуниверситете, Верховный Совет принял ряд жестких решений. Благодаря этим решениям указы Вакарчука и письмо Князевича не подлежат исполнению на территории Крыма, поскольку они нарушают права человека и действующее законодательство Украины. Все это стало возможным благодаря объединению наших политических сил в единый блок.

Теперь мы намереваемся заняться спецификой преподавания истории в школах и вузах по киевским учебникам, насквозь пропитанным русофобией. В ближайшие месяцы мы намерены создать независимый экспертный совет, который займется анализом того, что предлагается детям под видом изучения истории и выработкой соответствующих рекомендаций.

Кроме того, Верховный Совет Крыма принял ряд поправок к действующим законам Украины, в том числе, к уголовно-процессуальному и административному кодексу Украины, которые были направлены на то, чтобы русский язык стал обязательным для использования в судопроизводстве на территории Крыма. К сожалению, наши инициативы Киев оставил без ответа. Но мы намерены эту работу продолжать. И у нас есть конкретные планы и наработки.

- Как вы относитесь к намерению США открыть в Крыму свое консульство?

- Это не консульство, а пункт присутствия. Мы будем противодействовать этим попыткам. В ближайшее время в Верховный Совет Крыма будет внесен проект обращения о недопустимости открытия подобного пункта на территории нашего полуострова. Мы прекрасно знаем, что вмешательство США всегда порождает конфликты. А нам в Крыму конфликты не нужны.

И.Ларионов, «Регион-Крым»

Поделиться: