- Казахстан связывают с Азербайджаном и Грузией перспективные экономические проекты, соединяющие Европу с Центральной Азией. Отразилась ли недавняя война в Грузии на планах Казахстана по региональному сотрудничеству в сфере энергетики?
- Эти события, естественно, вызывают обеспокоенность. Нам бы хотелось, чтобы всюду была стабильность, это важно, прежде всего, для торговли. Конечно, от событий в Грузии мы тоже потерпели определенные убытки.
Правда, мы развиваем и альтернативные пути. Я думаю, через два года мы соединим нефтепровод, который будет идти от Каспия до Китая.
- Вы говорите об альтернативных путях. Означает ли это, что Казахстан уже с недоверием относится к западному маршруту транспортировки своих энергоресурсов через Грузию?
- Конечно же нет, речь идет только об обеспокоенности ситуацией в регионе.
- В некоторых СМИ даже поговаривали о возможности пересмотра Казахстаном своего участия в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан. Решение Астаны касательно этого проекта остается в силе?
- Конечно, все остается в силе. Через несколько лет из месторождения Кашаган пойдет большая нефть, и мы будем добывать под 150 млн. тонн нефти, тогда как сегодня добываем 70 млн. тонн. Азербайджан тоже хорошо развивается, 50 млн. тонн - это тоже хороший показатель.
- В то же время Казахстан отказался от реализации одного проекта в Батуми.
- Да, мы хотели там строить нефтеналивной терминал, но тамошняя сторона не выполнила своих обязательств. Так что тут нет никакой политики. У нас выход всегда через Азербайджан на Грузию, это очевидно. Мы работаем также и на Новороссийск, и свопом на Иран, так что мы поддерживаем все альтернативные пути.
- Европа, взбудораженная событиями в Грузии, еще больше заговорила о необходимости обеспечения собственной энергетической безопасности, прежде всего, за счет прикаспийских стран. Как Вы считаете, по силам ли будет Азербайджану и Казахстану оправдать возложенный на них статус альтернативных поставщиков энергоресурсов?
- Я думаю, что и Азербайджан, и Казахстан ведут нормальную, многовекторную политику. Это и в целях безопасности самой Европы, так и наших стран. Я не вижу здесь никаких особых проблем.
- Какие из наиболее интересных проектов, касающихся непосредственно азербайджано-казахстанского сотрудничества, находятся сейчас в стадии разработки?
- В частности, один такой проект касается авиасообщения между нашими столицами. Мы хотим пустить на этот рейс хорошие самолеты, и сейчас казахстанская компания AirAstana прорабатывает вопрос использования по этому маршруту Боингов вместо самолетов Ту. Если уж летать, то с комфортом.
Второй проект связан с намерением компании Chevron пустить часть нефти на Баку.
К.К.
Day.Az
|