И. Цепкова: ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Автор: ИАЦ МГУ
Цепкова И.Б., кандидат политических наук, доцент кафедры философии, политологии и истории КазАТК им М. Тынышпаева
Современный мир характеризуется культурным разнообразием. Согласно последним оценкам экспертов, в 184 независимых государствах мира сосуществуют 600 различных языковых и 5 тысяч этнических групп. В современном мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые проживают в границах более чем 200 государств. Это означает, что большинство современных государств являются полиэтничными. Не исключением является и наша Республика, где проживает около 130 наций и народностей. Поэтому для вех государств всегда актуальны вопросы: «Как достичь взаимопонимания и мирного сосуществования между этносами?», «Что является причиной и условием межэтнической толерантности?», «Как «допустить межэтнических конфликтов?».
При этом хочется подчеркнуть, что межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются.
Стратегии взаимодействия социальных и этнических систем общества, а также этнических образований - этносов, этнических групп, национальных меньшинств, являющихся компонентами этносоциальной структуры политически организованного социального пространства, зависят от двух основных моделей развития современных этносоциальных и культурных процессов -демотической и этнической, которые выделяются российскими исследователями.
В целом, соглашаясь с А. И. Куропятником, мы считаем, что в государстве этнического типа взаимоотношения между этническим меньшинством и большинством основываются на центробежной модели социальной и этнокультурной динамики, следствием которой является дезинтеграция компонентов общества, обособление в его составе этнических групп, стремящихся к развитию своих языков, культур, консервация быта, религии, восстановление принципа эндогамии. Демотический тип государства строится по центростремительной модели. Она направлена на интеграцию разнородных этнических групп в состав общества. В основе идеологии данной модели лежит принцип слияния культур меньшинств в одну общую культуру. 1 Этнические общности постепенно утрачивают определенность своих этнических границ, специфику этнокультурных характеристик и растворяются в рамках социума, придавая последнему лишь известное культурное своеобразие. В результате процесса интеграции возникает национально-государственная общность, обладающая культурно-гетерогенными политическими структурами. Её общая цель - укрепление национального государства, достижение культурной общности населения, осуществляемая через систему политических и юридических институтов в форме централизации отношений, определяемых Э. Шилзом как «центр - периферия».
Согласно Э, Шилзу, существует три основных фактора, являющихся важнейшими для формирования и устойчивого существования общества:
- общая власть, которая распространяется на все сегменты общества и признается ими как верховная; - контроль над территорией в границах определенного государства;
- общая культура или единая культурная система, которая «насаждается» центром всем компонентам, частям общества, в том числе и этническим, для поддержания единства последнего. 2
«Именно эти факторы, - подчеркивает Э. Шилз, - превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество» 1 .
Толерантные/интолерантные отношения между обществом и его этническими компонентами определяют четыре модели этих отношений, предложенные Э. Шилзом. Он раскрывает их через категории «центр - периферия».
Первая модель - политика жесткой централизации национального государства. Центр занимает господствующее положение над периферией, т. е. над слоями, сегментами, частями общества, которые испытывают постоянное вмешательство со стороны центра. Центр и периферия отделены друг от друга, но все распоряжения для периферии исходят от властей. Такая политика не только не способствует стабилизации отношений между центром и национальными регионами, но и ведет к дестабилизации социальной системы в целом.
Вторая модель - незначительная централизация национального государства. Центр и периферия изолированы друг от друга. Периферийные сегменты общества имеют свои центры, в которых концентрируется местная система власти. Такому типу общества присущи минимум обшей культуры, слабая система законности, неразвитая политическая жизнь.
Третья модель-аморфность централизации. Э. Шилз определяет эту модель взаимоотношений как промежуточную. Между центром и периферией существует большая дистанция, характерная для системы косвенного управления, когда правящая элита отделяет себя от массы населения, подчеркивая свои культурные и иные отличия. В этой ситуации дистанция между правящей элитой и массой населения заполняется иерархией ступеней власти, каждая из которых вполне самостоятельна на местном и региональном уровне, но признает главенствующую роль центра. При такой модели в обществе фактически отсутствует центральная культурная система.
Четвертая модель - интеграция центра и периферии. Центральная власть и сегменты общества объединяются. Основой их объединения служат единство территории рождения и проживания общность важнейших качеств большинства членов общества такие общества интегрируются самим фактом долговременного совместного проживания их членов и, соответственно, признанием общей истории и общности судеб. Именно поэтому такая модели получила наибольшее распространение в современных национальных государствах. 4 Благодаря этой модели развития национальных обществ, наций, в их границах достигается высокая степень этнической, культурной и социально-психологической толерантности населения.
Эту модель можно обозначить как «единство в многообразии» она не несёт в себе конфликтогенного потенциала. Как считают А.Фэрнхем и С.Бочнер, проблемы межкультурных отношений могут быть разрешены только тогда, когда будет общепризнанно, что человеческие группы различаются в своих культурных индивидуальностях, что они имеют право сохранять свои отличительные черты, если они этого желают.
В принципе, культурные различия не ведут с жизненной необходимостью к конфликту. Модель, способствующая такому контакту, раскрывается через принцип интеграции.
Интеграция, как одна из категорий, описывающих межэтнические взаимодействия, включается в классификацию С. Бочнера:
- геноцид (уничтожение противостоящего этноса);
- ассимиляция (постепенное добровольное или принудительное принятие меньшинством обычаев, верований, норм доминантного этноса);
- сегрегация (курс на раздельное развитие этносов, что приводят к этноизоляции и разобщенности граждан государства);
- интеграция (сохранение народами своей культурной индивидуальности при объединении их в единое сообщество на новом значимом основании). 5
Ещё одну классификацию этнических взаимоотношений предлагает американский исследователь П.В. Берг. Им выделяется два типа этнического взаимодействия:
1 тип - «лессеферистский». Его суть в том, что этническая группа подвергается минимальному культурному воздействию и сама решает собственные проблемы, испытывая при этом в какой-то форме экономическую эксплуатацию со стороны другой этнической группы, но сохраняясь в качестве этнокультурного целого. В этих условиях толерантность гарантируется практически автоматически, ибо нет значительных поводов для подозрения в подавлении национальной самобытности.
2 тип - «аккультуралистский» - заключается в том, что люди подают возможность неограниченной социальной мобильности в структуре, созданной господствующей национальной группой, но пеной растворения в ее культуре, без сохранения этнокультурной специфики. При данном типе возможна реакция определенной части населения, озабоченной сохранением будущности своего народа, что может породить зоны напряженности по тем или иным проблемам. Ситуация насильственной «аккультурации» этнических меньшинств господствующей национальной группой получила название этноцида, что практически всегда вызывает действия, исключающие проявление всякой толерантности, ибо отсутствие постоянных устойчивых, апробированных каналов для выражения национальных интересов ведет к дестабилизации общественных отношений, углублению (обострению) скрытых этнических конфликтов. 6
Первый тип можно обозначить как интеграционный, а второй - ассимиляционный.
Последние модели классификаций Э. Шилза и С. Бочнера и первая модель П. В. Берга являются оптимальной стратегией межэтнического взаимодействия в полиэтническом обществе. Они предусматривают возможность признания права различных культурных групп сохранять свою индивидуальность и возможность научиться принимать данный факт без чувства личной ущемленности, что является важным показателем развития этнической толерантности. Интеграция - такой принцип совместимости, когда разные груп- 1 сохраняют свои, присущие им исходно культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании.
Интеграция, по мнению Т. Парсонса, является важнейшим условием существования социальной системы, общества. Именно благодаря преобладанию интегративных тенденций над дезинтегратив-ными, социальные общности приобретают устойчивый характер развития. «Под интеграцией, - подчеркивает ученый, - я подразумеваю в данном контексте такие структуры и процессы, посредством которых отношения между частями социальной системы - людьми, играющими те или иные роли, коллективами и компонентами нормативных стандартов - либо упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответствующих связях друг с другом в системе, либо, наоборот, - не упорядочиваются, причем каким-нибудь определенным и объяснимым способом». 7
В политическом контексте под интеграцией понимается макрополитическая стратегия регулирования этнического конфликта, которая основана на снижении политической роли этнических различий через стимулирование роста политической (общенациональной) идентичности, которая объединяет составляющие население государства различные этнические группы при помощи институтов гражданства и защиты прав меньшинств и их культур.
Из определений следует, что культурно-этническая интеграция не означает слияния или синтеза культур и игнорирования всех специфических этнических черт. Межэтническая интеграция есть появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, при котором разные культуры сохраняют свои основные этнические черты, свои индивидуальности. Формирование в рамках полиэтнических государств таких межэтнических или мегаэтнических общностей предполагает сохранение этническими группами своей этнической идентичности и особенности культуры, установление разумного баланса между единичностью и всеобщностью. Как отмечает А.И.Куропятник, интеграция - это «не конечное состояние масштабной социальной и культурной коммуникации, сводящееся к этнической или культурной унификации, участие в которой принимают человеческие общности, социальные коллективы, этнические группы, нации, а процесс, в ходе которого части или элементы общества включаются или не включаются в сотрудничество, в том числе, с доминирующей в нем группой, которая имеет очевидные политические, экономические и организационные преимущества по мобилизации ресурсов». 8
Интегративный принцип не игнорирует интересы этнических групп, культурных меньшинств и приемлет идею сохранения этнической идентичности. В отличие от ассимиляции, политическая интеграция ставит своей целью не изменить этническую идентичность или нивелировать культурное разнообразие групп меньшинств, а лишь дополнить их еще одним, интегрирующим (объединяющим и группу большинства и группы меньшинств) ярусом
- ярусом общей политической (государственной) идентичности и политической (гражданской) культуры. Поэтому необходимой и неотъемлемой составляющей интеграции в полиэтничном контексте является мультикультурализм - стратегия признания, уважения и поощрения культурного многообразия (культурного плюрализма), признания самоценности каждой из этнических культур и ее неповторимого, уникального вклада в культурное богатство общества в целом, учет и удовлетворение специфических культурных потребностей этнических групп, поддержание активного и конструктивного диалога и взаимодействия политически равноправных культур и идентичностей, каждая из которых имеет комплексный и динамический характер.
«Сохранение многообразия, в том числе и культурно-языкового,
- пишет В. А. Тишков, - это условие человеческой эволюции. Не бывает поля только из одного вида растений и леса из одинаковых деревьев. Не может состоять и человечество из сообществ, в которых люди во всём похожи друг на друга: говорят на одном языке, живут в сходных жилищах, одинаково одеваются и питаются, одним богам верят и одни праздники празднуют. Таким человечество никогда не было и никогда не будет. Даже культурно однообразных стран не существует, разве что только в островной изоляции. Вопрос в том, какое значение каждое отдельное общество придаёт этому многообразию и какое выстраивается к нему отношение, в том числе и со стороны государства». 9
Принципы интеграции и мультикультурализма реализуются в политических институтах современного демократического полиэтнического государства. Устойчивость политических институтов и эффективность их функционирования в полиэтнической среде напрямую зависит от глубины воздействия государственной политики интеграции и мультикультурализма на общество и его политическую культуру обращения с этническим многообразием, т. е. на этнически значимые представления, восприятия, взгляды, установки и ценностные ориентации широких слоев граждан.
Таким образом, интеграция должна являться составным элементом национальной идеи Республики Казахстан.
Примечания
1 См.: Куропятник А. И. Общество, сообщество, нация: проблема толерантности в национальных границах // Актуальные аспекты проблемы толерантности в современном обществе: Материалы междунар. научно-практич. конф. «Актуальные проблемы толерантности в современном мире - 2004» / Под науч. ред. И. Л. Первовой. - Изд. СПбУ, 2004. - С. 37.
2 Шилз Э. Общество и общества: микросоциологический подход // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Г. В. Осипова. - М., 1972. - С. 345.
3 Там же. - С. 347-348.
4 Там же.-С. 350-352.
5 Цит. по: Непочатых Е. П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы / Дисс. канд. псих. н. - Курск, 2004. - С. 35.
6 Цит. по: Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - С. 159-160.
7 Парсонс Т. Общий обзор. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Г. В. Осипова. - М., 1972.- С. 364
8 Куропятник А. И. Общество, сообщество, нация: проблема толерантности в национальных границах. - С. 42.
9 Тишков В. А. Культурная мозаика и этническая политика в России // Межкультурный диалог: Лекции. - М., 2004. - С. 10.
Поделиться: