Говорить и/или делать: pro et contra к предложениям членов НСОД

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Говорить и/или делать: pro et contra к предложениям членов НСОД

В своем выступлении на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению 11 мая президент Казахстана К.-Ж. Токаев подчеркнул особую важность изменений в сферах образования и здравоохранения. Режим ЧП, карантинные меры, трудности в работе медицинских работников и поликлиник, эпопея с онлайн-обучением обнажили слабые места существующей системы.

Так, неслучайно темой состоявшегося 27 мая третьего заседания Национального совета общественного доверия при президенте РК стали как раз вопросы развития человеческого капитала, а именно – вопросы образования и здравоохранения.

В своем выступлении К.-Ж. Токаев подчеркнул, что Казахстан серьезно отстает от развитых стран результатам международной оценки уровня знаний учащихся. Отметил глава Казахстана и проблемы образовательной инфраструктуры, разрыва между городскими и сельскими школами, качества среднего и высшего образования в стране. 

Члены НСОД, в свою очередь, представили президенту Токаеву свои предложения по развитию человеческого капитала, которые уже успели найти отклик в экспертной среде. 

Ia-centr.ru представляет подборку предложений членов Нацсовета и комментариев, данным на их счет политологами и представителями экспертного сообщества.

Гранты в массы– по уровню дохода

Президент ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» Асылбек Кожахметов, в частности, предложил новый формат распределения грантов: «Абитуриенты из семей с высоким доходом не должны получать гранты. Предоставлять гранты нужно тем, кто имеет низкие доходы на семью, при соблюдении порога в 50 баллов. Нам нужно перенаправить эти госгранты на людей с низшими доходами, чтобы работал социальный лифт».

С такой позицией не согласилась советник директора КИСИ при Президенте РК Мадина Нургалиева, которая в комментарии МИА «Казинформ» подчеркнула: «Так, например, предложение о запрете выдавать государственные гранты на обучение детям из семей с высоким доходом и снижении проходного порога для абитуриентов из семей, имеющих низкий доход, до 50 баллов может быть не одобрено определенными социальными группами. В частности, представителями среднего класса и выше, и будет рассматриваться как дискриминация и ущемление прав на получение образования».

Политолог Марат Шибутов в своем телеграм-канале отметил: «Если давать гранты по уровню доходов, а не по успеваемости, значит стимулировать всех отличников уезжать учиться из страны – там, где дают гранты умным, а не бедным».

Лига конкуренции

Также Асылбек Кожахметов предложил разделить на три лиги программу повышения конкуренции вузов: «И вузы надо делить не на государственные и частные, а на плохие и хорошие, и внедрить прозрачные и эффективные инструменты оптимизации вузов. Нам нужна конкурентоспособная первая лига на международном уровне, конкурентоспособная на национальном уровне и конкурентоспособная на региональном уровне».

По мнению Мадины Нургалиевой, такой формат «может заметно увеличить и без того существенный разрыв между центральными и региональными, государственными и частными вузами».

Конкурс для учителя

Президент Национальной палаты образования и инноваций "Серпін" Мурат Абенов предложил МОН «придумать правила конкурсного отбора учителей, чтобы судьбу их решали не только директора школ в закрытом формате, чтобы это было прозрачно».

В своем телеграм-канале политолог Газиз Абишев отмечает, что конкурсный отбор преподавателей обсуждаться может, но вопрос специалистов в школах это не решит. Среди проблем, с которыми сталкиваются казахстанские учителя, политолог назвал «низкие зарплаты, огромные переработки, бюрократию» и др.

Кризис системы?

В то же время, в сети обсудили и общие проблемы системы образования.

Например, известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев на своей странице Facebook отмечает проблему структуры МОН: «МОН нужно дробить на Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, а профтехобразование передать в ведение Министерства труда, выделив последнее в отдельное ведомство». Кроме того, эксперт подчеркивает необходимость «контроля реализации госпрограмм».

Несмотря на существующие проблемы и недостатки в предложениях заседания, важно все же отметить, что членами Нацсовета был поднят широкий спектр вопросов в системе образования, а президентом РК были озвучены уже конкретные решения по некоторым из них: от ответственности разработчиков за качество учебников до поручения в течение четырех лет увеличения оплаты труда педагогов в два раза.

Кроме того, наличие общественной дискуссии по предложениям членов НСОД само по себе говорит о значении поднятой темы и об актуальности преобразований в регулировании вопросов развития человеческого капитала.

 

Ia-centr.ru является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.  


Поделиться: