Головокружения от успехов не ожидается!
Автор: ИАЦ МГУ
10 октября 2009 г. все мы стали свидетелями поистине исторического соглашения. Турция и Армения, наконец, после долгих лет тяжелейших дипломатических переговоров подписали документ, который, возможно, станет отправной точкой армяно-турецкого добрососедского сотрудничества. На данный момент вопрос заключается в том, чего хочет Анкара и ратифицирует ли она это соглашение. От этого будет зависеть первый этап сближения этих двух государств. Одно можно сказать совершенно точно: сближение Анкары и Еревана, даже простое открытие границ, в будущем, совершенно очевидно, привели бы к ослаблению напряженности в южно-кавказском регионе и обеспечили бы новые перспективные и выгодные экономические, культурные и политические проекты. Среди стран Востока очень много общего, и это нужно во что бы то ни стало использовать в современной политике, особенно, когда государства стоят на перепутье и затрудняются с выбором в силу тех или иных причин.
Не будем лукавить, и нужно признать, что достигнутое уже является большим шагом к возможному примирению двух соседних народов. В этом случае встает логичный вопрос, а не изменится ли внешнеполитическая линия правительства РА, ввиду, казалось бы, невозможных достижений 10 октября. Армения и Турция показали готовность идти вперед сообща. Поэтому ввиду возможных изменений во внешней политике Армении, возникает законный вопрос: произойдут ли перестановки во внешнеполитической игре Еревана, принимая во внимание возможные политические и экономические перестановки в жизни стран южно-кавказского региона?
Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, какова суть внешней политики Армении и каковы ее главные направления. Все мы прекрасно знаем, что еще с 1991 г., внешняя политика РА была рассчитана на принцип комплиментарности, т.е. на стремление разделить свою внешнюю политику по логическому и прозрачному принципу. С Российской Федерацией основа взаимоотношений заключалась в геостратегической (военной и политической) сфере. А с Западным миром, в частности с его лидером – США, Ереван решил сотрудничать в экономической сфере, ввиду объективной экономической слабости Москвы в начале и середине 1990-х.
Для РА США оставались средством поступления гуманитарной и иной помощи в тяжелые первые постсоветские кризисные годы. Кроме того, Вашингтон сыграл немалую роль в общественно-политической сфере Армении.
РФ же оставалась изначально первоочередным стратегическим партнером Еревана. Москва также оказывала поддержку РА, как во время нагорно-карабахской войны, так и после нее. Товарооборот РА с РФ составляет 70 % и является крупнейшим для республики. Кроме того, Россия в Ереване воспринимается как единственный исторический союзник армянского народа.
Третья и последняя основная ветвь внешней политики Еревана – Брюссель. Здесь несколько сложнее, т.к. кроме взаимоотношений с единым европейским государством, РА поддерживает весьма неплохие отношения и со странами ЕС по отдельности. Например, с Францией отношения можно с уверенностью охарактеризовать, как дружественные и весьма близкие. Не хуже отношения и с Италией, Швейцарией и многими другими. Вместе с тем, следует подчеркнуть особую роль европейских государств в разрешении нагорно-карабахского конфликта.
С другой стороны нельзя отрицать и явных выгод РФ, США, ЕС, Турции и самой Армении в сегодняшнем сближении Турции и Армении.
1) Для стран Запада – это получение альтернативных путей источников энергии;
2) Для России – это также большие экономические проекты (в рамках ОАО «РАО ЕЭС» и ОАО «РЖД»)
Основной вопрос для России – сумеет ли она сохранить свое влияние в регионе и в Армении в частности? Скорее всего, сохранит, т.к. Ереван высоко ценит роль армяно-российского сотрудничества и помощи, исходящей из России. В противном случае РФ не имела бы сразу двух военных баз на ее территории. У многих еще свежи в памяти события с переносом российской военной базы из Грузии в Армению. Более того, Ереван никогда не ставил вопрос о сроках нахождения российских войск на своей территории. Это ли не доверительские отношения!?
Но здесь есть одно большое «НО»! Союзнические отношения Армении и России зиждились на геополитической изоляции Еревана и его окружении недружественными (Турцией и Азербайджаном) и нестабильными (Грузия и Иран) государствами. И изменение этого положения, посредством сближения с Турцией, обязательно приведет к переосмыслению Ереваном своей внешнеполитической линии. Однако, это по всей вероятности, произойдет, во-первых, только после решения политических вопросов, таких как признание Геноцида армян 1915 г., решения НК конфликта. Во-вторых, после изменения соотношения сил в регионе. В данном случае, после изменении ориентации США на Анкару, что мне лично кажется весьма призрачным и крайне нереальным. США не оставят весьма удобную стратегическую территорию Малой Азии, омываемой сразу двумя важнейшими морями в пользу маленькой и небогатой полезными ископаемыми Армении.
Турция сверхдержавой не является, а это значит, что РА не может ориентироваться на нее в равной степени, как на США и РФ. А это значит, что Еревану придется выбирать между Вашингтоном и Москвой, а так как первый является государством, заинтересованным в сохранении дружелюбных и союзнических отношений с Анкарой (в рамках блока НАТО), он не изменит своей ориентации на проармянскую и не будет защищать глобальные интересы РА даже в случае признания геноцида армян. Соответственно, Армении остается только продолжать свой курс, на комплиментарной основе.
Нельзя также и упомянуть и о «другой стороне медали». Очевидно, что Армения нуждается в нормальных стабильных отношениях со всеми вышеназванными государствами, т.к. для нее это выход из изоляции, выход к морю и привлечение новых партнеров, в которых она крайне нуждается, особенно, в связи с мировым экономическим кризисом. Но нельзя забывать и о том, что и остальные партнеры РА сильно нуждаются в сотрудничестве с Ереваном. Возможно, на первый взгляд это высказывание покажется несерьезным, однако рассмотрим интересы, преследуемые этими странами по-отдельности.
Для России сотрудничество с РА является стратегическим и крайне важным, т.к. на сегодняшний день все меньше бывших советских республик изъявляет желание сотрудничать с Москвой по всем сферам, включая ВПК. Яркий пример тому Украина. Даже Белоруссия в последние годы ведет, мягко говоря, непонятную и двоякую политику в отношении Союзного государства.
В этих условиях Россия великолепно понимает ценность дружественных отношений Еревана с Москвой. Здесь имеются в виду не только военно-политические связи. Для РФ весьма важна экономическая сфера, т.к. многие российские компании имеют филиалы в республике, а некоторые даже приобрели стратегический статус. Например, армянская энергосистема, питаемая Мецаморской атомной электростанцией в Москве рассматривается в качестве «сердца» региональной энергетической сетки, контролируемой ОАО «РАО ЕЭС». Армянская АЭС сегодня находится в доверительном управлении российской «Интер РАО ЕЭС». Широкие интересы в РА имеет компания «Газпром», которая участвует в проекте газопровода Иран-Армения.
В Армению также проникли «РЖД», которые на сей день управляют всем железнодорожным сообщением республики. Поэтому разблокирование (прежде всего политическое) Еревана позволит России использовать свои активы в республике в еще большем объеме. Вот почему РФ словами главы внешнеполитического ведомства России С. Лаврова «желает процессу нормализации отношений с Турцией всяких успехов!».
Для другой важнейшей страны в жизни РА – США – очень важно, чтобы Ереван стал более конкурентоспособным, т.к. российское влияние там все-таки доминирует. В первую очередь Америка заинтересована в открытии армяно-турецкой границы, по следующим основным причинам:
Нужен новый коридор в Афганистан (поскольку президент Обама недвусмысленно подчеркнул о продолжении кампании в Афганистане). Сегодня американские ВС испытывают определенные трудности в переброске сил из Ирака в Афганистан, т.к. транзитный коридор Ирак-Армения-Азербайджан-Каспий-Центральная Азии может по сути заменить нестабильный маршрут через Персидский залив и Пакистан. Это выгодно также и тем, что ж/д инфраструктура от Ирака до Азербайджана снимет с повестки дня и неразрешимую на данном этапе проблему обеспечения стабильности в Грузии.
Вашингтону нужно во что бы то ни стало скорее покончить с проблемой Геноцида армян в Османской империи. Для США эта тема из года в год оказывается непростой дилеммой. Все мы помним 2007 г. и принятие Сенатом Соединенных Штатов Геноцида, однако президент Буш наложил вето на это решение. И вместе с тем еще свежи в памяти события сего года, когда уже президент Обама пошел на очень искусную уловку, назвав геноцид по-армянской традиции «Мец ехерн». Естественно, что кроме армян мало кто в США и мире понял значения этих слов. Но тем самым он не нарушил и предвыборного обещания по признанию геноцида 1915 г., но вместе с тем и не выполнил его, т.к. по законам дипломатии глава государства должен делать заявления на своем родном языке.
Вот почему США так настаивали на подписании договора 10 октября. Дело в том, что за несколько часов перед официальным подписанием сего договора, турецкая сторона внесла неожиданные и не обговоренные коррективы, делающие акцент на отказе армянской стороны от требований признания геноцида армян и притязаний на Нагорный Карабах. Переговоры встали перед угрозой срыва, однако именно госсекретарь США Х. Клинтон сыграла здесь решающую роль, отговорив, турецкую сторону от нововведений.
Этот шаг американской стороны наглядно демонстрирует насколько серьезны намерения Вашингтона в отношении армяно-турецкого сближения. Если договор будет ратифицирован, то он предоставит Еревану серьезный козырь для всестороннего освещения армянского наследия и культуры на территории восточной Турции (исторической Западной Армении), куда входят такие города, как Ани (с тысячью церквей), Двин, Ван, и др. Наконец, будет остановлен процесс уничтожения памятников культуры и сохранения богатейшего культурного наследия, которое оставили армяне на протяжении многих веков, начиная с 1-го тыс. до н.э. Если это будет достигнуто, то и проблем с признанием геноцида не возникнет. Главное, показать турецкому населению, истинное лицо политики имперского правительства Абдул-Гамида II и младотурок в отношении национальных меньшинств (армян, греков и др.).
У многих может возникнуть вопрос, неужели турки не знают своей истории? Знают, но знают ее не полностью. И кроме того, считают, что армяне учинили геноцид турецкого населения… Эту страшную самодеятельность нужно исправлять. Мне видится, что все придет на свои места, поскольку уже сейчас в Турции существуют историки, общественные деятели, которые открыто говорят о тех событиях во всеуслышание. Но к сожалению, такие люди подвергаются гнету и гонениям. Здесь нельзя не упомянуть писателя Орхана Памука (лауреата нобелевской премии), Гранта Динка и многих других. Тенденция к оздоровлению климата в стране (Турции) уже видна, но для полного изменения требуется время, немало времени, судя по тому, как турецкое население относится ко всем трагическим событиям прошлого века. Ярким примером того служит футбольный матч в Бурсе, в начале которого зрители заглушили свистом армянский гимн.
Для Турции также сближение с Арменией является весьма выгодным событием, т.к. это избавление (хотя и не полное) от рычагов давления США и ЕС, которые постоянно, при малейшем недовольстве турецкой стороной требуют от Анкары признания геноцида армян и нормализации отношений со своими соседями.
Почему же Турция, которая мечтает о вступлении в единый Европейский дом, никак не идет на эти шаги? Мне кажется, что кроме недостаточного развития демократии здесь играют роль такие факторы, как неготовность низов к подобного рода изменениям и потрясениям. Населения сейчас этого шага может не понять и не простить свое руководство.
В отличие от ситуации с Германией, которая признала Холокост, турок не судил международный суд и не требовал признать факта геноцида. Вот в чем разница, поэтому здесь должна произойти внутренняя эволюция. Но к этому нужно готовить население.
Как бы то ни было, словами Остапа Бендера, также имевшего турецкие корни, можно заявить, что «лед тронулся, господа присяжные заседатели!». И неважно кто и что говорит на этот счет, зачастую сами турки (например, посол Турции в РФ Х. Акинджи) намекают, что на данном этапе с имеющимися условиями парламент может не согласиться и не ратифицировать договор, однако тут же заявляют, что все это несмотря на искреннее их правительства установить добрососедские отношения со всеми странами региона. Сами армяне (например, Дашнаки) резко критикуют линию своего правительства.
Как бы то ни было, сегодня мы имеем серьезно настроенные круги как в Турции, так и в Армении, которые, как мне видится в скором времени пойдут на более серьезные шаги для сближения двух соседних народов, которых объединяет не только геноцид, но богатейшая музыкальная культура, искусство, кухня и история.
В заключении хочу сказать, что если в ближайшее время будет ратифицирован договор в Турции, то и в Армении не возникнет проблем, т.к. армянские лидеры неоднократно заявляли, что пойдут до конца, в отличие от турецких, которые для успокоения своего союзника – Азербайджана иногда позволяют себе внести определенные сомнения. Итак, если все пойдет по сценарию, то уверенность и настрой не только этих двух соседей, но и сверхдержав (США, РФ и ЕС) обязательно сыграет решающую роль и в решении нагорно-карабахского конфликта, в решении которого сегодня заинтересованы все вышеназванные государства. Однако, повторюсь, лишь в том случае, если все пойдет по сценарию.
Поделиться: