Г. Ибраева: Сотрудничество между Россией и Казахстаном в образовательной сфере.
Автор: ИАЦ МГУ
21 октября в Астане прошла выставка-презентация российских вузов. В рамках мероприятия состоялся круглый стол, посвещенный проблеме взаимодействия РК, РФ и стран-участниц ШОС в сфере международного образования. Редакция сайта публикует материалы выступлений участников обсуждения.
***********************************************************************************
Ибраева Галия
Декан факультета журналистикиКазНУ им.аль-Фараби
Позвольте приветствовать проведение выставки Российского образования и выразить благодарность за организацию научной конференции, посвященной взаимодействию России и Казахстана в сфере образования и создания многосторонних интеграционных образовательных проектов.
Накануне в Казахском национальном университете была проведена научная конференция, также посвященная вопросам интеграции образования с участием министра МОН РК Президента Всемирной Хартии университетов, всех ректоров крупных университетов страны, на которой говорили о создании Центрально-Азиатской зоны высшего образования, адаптации программ образования к рынку труда, о программе двудипломного образования, которая позволит решить задачи конвертации казахстанских дипломов о высшем образовании, о вовлечение отечественных университетов в международные рейтинги и др.образовательные проекты. Зарубежные ученые, присутствовшие на конференции дали высокую оценку деятельности как министерства, так и министра, почеркнув его заинтересованность в международных образовательных проектах. То есть позиция МОН РК в русле тех тенденций, которые обсуждаются на нашей конференции, а именно создание многосторонних интеграционных проектов между образовательными структурами стран.
Внедрение новых технологий и компонентов дистанционного обучения в университетах позволяет создавать новые образовательные проекты. Инициированный российской общественностью проект открывает новые горизонты, расширяя образовательное поле в масштабах стран, тесно граничащих с Казахстаном.
Для КазНУ им.аль-Фараби международные проекты стали традициоными. К примеру, на факультете журналистики с 1994 года существует проект сотрудничества со школой журналистики Оклахомского государственного университета, институтом коммуникации и демократии университета Дюк США, дистанционные интерактивные лекции по интернету практикуются с Колумбийским университетом НЙ для консультаций докторантов PhD, обсуждения научых публикаций. Планируемся участие в он-лайн режиме научных руководителей, которые не всегда могут приехать на защиту, например, из Австралии или Великобритании. .
Два года продолжался проект с институтом журналистики стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона при поддержке ЮНЕСКО.
Еще один проект был проведен совместно с журналистами Монголии для организации общественного телевидения в Баян-Ольге, где проживают казахи.
В 2005 году алматинским отделением ЮНЕСКО была инициирована программа дистанционного обучения журналистике по трем ведушим курсам как «Телевизионная журналистика», «Основы публицистического творчества», «Современные зарубежные средства информации». Все эти лекции для дистанционного образования оказались востребованными и активно используются журналистами в регионах Казахстана, и в 78 университатех России, а также студентами отделений и факультетов журналистики, которых уже около 25 по стране.
В этом году был успешно реализован проект совместно с Transitions Online (TOL). Это Интернет-журнал и институт повышения квалификации для профессионалов сферы СМИ, который предложил курсы дистанционного обучения по журналистике на русском языке, разработанные при участии BBC (Би-Би-Си) и британского фонда The Guardian.
18 студентов факультета журналистики КазНУ им.аль-Фараби приняли участие в программе, которая состояла из следующих разделов: 1. Основы блогов и их ведения 2. Блогосфера в подробном рассмотрении 3. Навыки, необходимые для работы с потоками информации.
Курс велся в течение шести недель и включал теоретическую и практическую стороны. Во время обучения, опытный преподаватель из Би-би-си отвечал на вопросы студентов, редактировал их материалы, объяснял ошибки. Курс был безусловно очень полезным для студентов и позволил даже некоторым опубликовать статьи в зарубежных журналах, получить сертификаты, которые позволяют им посещать семинары по журналистике в Праге, Чехия.
Поэтому проект ШОС, который инициирован Россией, и прежде всего научным центром МГУ и РГГУ является востребованным в Казахстане, в КазНУ им.аль-Фараби. Сотрудничество с российскими и китайскими университами сфера очень важная и плодотворная. Интерес к Китаю в Казахстане очень высокий, поэтому многие студенты выезжают на учебу в эту страну. В то время как с российскими вузами есть проблемы.
Например, у нас есть программа для докторантов PhD, которая предусматривает консультации и чтение лекций зарубежными учеными, которых мы приглашаем из стран Европы, Японии, США. Более ста ученых ежегодно читают курсы лекций, и к ним студенты проявляют повышенный интерес. К сожалению, мало ученых и из России, и из Китая. Это происходит по разным причинам, одна из главных - отсутствие серьезных и долгосрочных договоров между нашими университетами в сфере масс медиа.
Поскольку конференция по университету ШОС проводилась два месяца назад, а сейчас идет переговорный процесс в Китае, и сейчас здесь в Казахстане, и эта интенсивность действий российских коллег требует от нас также практических действия, позвольте представить участие в этом проекте как представителей факультета журналистики.
Первым шагом могли бы стать Центры китайской и российской журналистики . Цель - информирование о структуре и системе СМИ стран, а также проведение совместных научных проектов по изучению современных средств информации в эпоху глобализации. Для студентов - этот центр мог бы пробудить интерес к русской и китайской культуре, методам журналистского творчества. Центр можно оснастить богатыми аудио и видеоматериалами, печатными изданиями.
Второй шаг - это создание Школы мультимедиа журналистики или медиа студии совместно с российскими и китайскими коллегами. Сейчас в КазНУ есть своя телестудия, радиостудия.
Студенты могут совместно с российскими и китайскими студентами готовить единый информационый он-лайн проект, например, издание он-лайн газет с видеосюжетами, который станет учебной площадкой, сочетающей теорию и практику журналистики, позволит создать новые навыки общения.
Кроме того, школа станет своего рода методическим центром распространения учебных материалов по таким темам как «Телерепортаж», «Интервью», «Видеомонтаж», «Этика журналиста», «Зарубежные СМИ» и т.д. для студентов и для преподавателей.
Создание школы повысит мобильность как студентов, так и преподавателей, активизирует взаимные стажировки, семинары, круглые столы, что создаст условия для активного информационного обмена.
Школа мультимедиа журналистики трех стран создаст новую коммуникационную среду, которая поможет сформировать специалистов, которых будет объединять «чувство сообщества», единая информационная среда профессиональных интересов, способная перерасти в глубокое понимание общности судьб наших народов.
Активизация взаимодействия в информационной сфере возможна и для этого необходимо установить долгосрочные договоры с университетами России и Китая на базе факультетов журналистики. В настоящее время нашим университетом серьезно прорабатывается вопрос объединения магистерских программ журфака РУДН и ставится вопрос о сотрудничестве с факультетом журналистики МГУ. Поэтому интерес к проекту, предлагаемому здесь, со стороны нашего университета есть и все начинания будут активно поддерживаться.
Пока этот проект реально воплотить в форме сотрудничества в интернет-среде, конечно при поддержке руководителей факультетов журналистики. Это поможет создать журналистов с широким кругозором, определяющих свое профессиональное назначение как универсальных журналистов, которые востребованы в рыночных условиях.
Если хотя бы часть проекта удастся, то это станет прорывом в системе образования журналистике. К этому проекту хорошо было бы подключить крупные информационные агентства трех стран как "Интерфакс", РИА Новости, СиньХуа, КазИнформ. Тогда бы обучение студентов носило практический характер и помогло бы раскрыть специфику работы журналиста в разных странах. Это стало бы бесценным опытом для студентов.
Если же создавать Школу мультимедийной журналистики, то здесь надо продумать программу обучения методике журналистики в мультимедийной среде, медиаэкономике, страноведению, международным отношениям. Кроме того студенты освоят все ступени как работа с лентой новостей, работа корреспондентских бюро, интернет журналистика, работа с аудиовизуальной информацией. В конце обучения следует подготовить дипломную работу творческого содержания. Производственная практика должна проводиться в разных странах не менее двух раз за период обучения. Это закрепит знание языка, понимание культуры и традиций наших народов, поможет наладить диалог цивилизаций, который ведет к миру.
Поделиться: