Формирование новых органов власти на Украине

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
11 марта на Украине завершилось формирование новых органов власти. Команда Януковича все это время вела переговоры и пыталась сформировать новое парламентское большинство, и, как следствие, новое Правительство. 11 марта спикер Литвин объявил, что новая коалиция из 235 депутатов сформирована. Владимир Литвин, председатель Верховной рады Украины: «В составе 235 народных депутатов, которые собственными подписями подтвердили свое желание стать членами коалиции. Списки фракций и депутатов с их подписями прилагаются». В коалицию вошли члены Партии регионов, коммунисты, фракция спикера Литвина и отдельные представители других фракций.
Формирование новых органов власти на Украине

11 марта на Украине завершилось формирование новых органов власти. Команда Януковича все это время вела переговоры и пыталась сформировать новое парламентское большинство, и, как следствие, новое Правительство. 11 марта спикер Литвин объявил, что новая коалиция из 235 депутатов сформирована. Владимир Литвин, председатель Верховной рады Украины: «В составе 235 народных депутатов, которые собственными подписями подтвердили свое желание стать членами коалиции. Списки фракций и депутатов с их подписями прилагаются». В коалицию вошли члены Партии регионов, коммунисты, фракция спикера Литвина и отдельные представители других фракций. Верховная Рада Украины утвердила Николая Азарова на посту премьер-министра. За соответствующее решение в четверг проголосовали 242 народных депутата. Кроме того, утвержден новый состав правительства - за такое решение проголосовали 240 народных депутатов. Те народные депутаты Украины, которые вошли в состав нового кабинета министров (их оказалось 15 человек), сложили полномочия парламентариев. В новом составе правительства Украины будет 7 вице-премьеров, в том числе один первый. Им назначен Андрей Клюев, вице-премьерами станут финишировавший третьим на выборах президента Сергей Тигипко, а также Борис Колесников, Владимир Семиноженко, Владимир Сивкович, Виктор Слаута и Виктор Тихонов. Михаил Ежель стал министром обороны, а Константин Грищенко - министром иностранных дел Украины (за такое решение в четверг проголосовали 239 депутатов). Министром охраны окружающей среды назначен Виктор Бойко, министром топлива и энергетики - Юрий Бойко, министром транспорта и связи - Константин Ефименко, министром промышленной политики - Дмитрий Колесников, министром юстиции - Александр Лавринович, министром культуры и туризма - Михаил Кулиняка, министром экономики - Василий Цушко, министром внутренних дел - Анатолий Могилев, министром Кабинета министров - Анатолий Толстоухов, министром жилищно-коммунального хозяйства - Александр Попов. Министром финансов стал Федор Ярошенко, министром регионального развития и строительства - Владимир Яцуба, министром угольной промышленности - Юрий Ященко, министром по вопросам чрезвычайных ситуаций - Нестор Шуфрич, министром здравоохранения - Зиновий Мытник, министром труда и соцполитики Василий Надрага, министром агарной политики - Николай Присяжнюк, министром по делам семьи молодежи и спорта - Равиль Сафиуллин, министром образования - Дмитрий Табачник. Депутаты уволили Юлию Тимошенко и прекратили полномочия предыдущего состава Кабинета министров (Тимошенко была избрана премьером 18 декабря 2007 г. от коалиции БЮТ и НУ-НС, до этого, с февраля по сентябрь 2005 г., возглавляла Кабмин). Также Верховная Рада назначила Валерия Хорошковского главой Службы безопасности Украины. За такое решение в четверг проголосовали 238 депутатов. Как сообщалось, 28 января 2009 г. президент Украины Виктор Ющенко назначил Хорошковского первым заместителем председателя СБУ. 18 марта 2009 г. Хорошковский назначен руководителем Антитеррористического центра при СБУ. В марте 2009 г. парламент утвердил Валентина Наливайченко председателем СБУ. До этого он исполнял обязанности главы СБУ с декабря 2006 года. С 1 марта 2010 г. в связи с отпуском Наливайченко Хорошковский временно исполнял обязанности главы ведомства. Новоназначенный премьер-министр Украины Николай Азаров намерен провести первое организационное заседание правительства, на котором представит новоназначенных министров. "Сейчас я проведу первое организационное заседание правительства", - сказал он в интервью журналистам 11 марта по окончании пленарного заседания Верховной Рады. Азаров также поприветствовал всех "с появлением в стране работоспособного правительства", которое возьмет на себя ответственность за ситуацию в стране. Он также готов встретиться со своей предшественницей. "Это нормальная цивилизованная практика. Если у нее (Тимошенко - ИФ) хватит мужества посмотреть в глаза новому премьер-министру Украины, то я буду приветствовать такую встречу, и наше взаимодействие власти и оппозиции", - сказал он. Комментарии экспертов: Олег Неменский, историк, политолог, сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ и Института Славяноведения РАН: - Новое правительство Украины обещает быть весьма эффективным в деле управления экономикой страны, что может уберечь Украину от тех худших сценариев на 2010 год, которые сейчас видятся весьма реалистичными. Однако такой формат правительственной коалиции и самого правительства может быть очень небезопасен для политического будущего страны. Ведь помимо находящейся на грани коллапса экономики у Украины есть и другая – и, возможно, даже более серьёзная, проблема – это отсутствие социально-культурного единства, её раскол на по крайней мере две очень различные части. Единство Украины в последние годы поддерживается весьма хрупким равновесием «Востока» и «Запада» страны, балансом политических сил. И при «оранжевом» президенте Ющенко этот баланс худо-бедно всё же удавалось сохранять: восточные политические силы имели свою долю во власти, то и дело занимали важнейшие в стране посты, включая даже и премьерский. В ситуации, сложившейся после последних выборов, главной задачей стало возвращение этого баланса, пусть теперь и с «восточным» преимуществом. Вместо этого проигравшую с минимальным отрывом сторону полностью убирают из власти. Настоящий лидер половины страны (только что убедительно доказавший это своё лидерство), к тому же не признавший результаты выборов, выбрасывается «в глубокую оппозицию». Позже оказывается, что и другие представители Запада страны – НУ-НС – своей доли тоже не получили. Новая коалиция сформирована на основе главным образом «восточных» сил, с добавлением к ним «перебезчиков» из западных. При этом Партия регионов – политсила, родом из неукраинских земель, толком не говорящая по-украински и абсолютно неприемлемая для огромной части страны, становится почти безраздельным хозяином всего политического поля. Более того, премьером назначается человек, не только не отличающийся хорошим украинским языком, но и открыто считающий себя русским, да ещё и не раз выступавший от лица русского меньшинства Украины. Более чужого и неприемлемого для национал-патриотической общественности премьер-министра трудно себе представить. Центр и Запад страны, точнее сказать большинство их политически активного населения, теперь во власти почти никак не представлены. Возможно (и даже несомненно), что для страны, оказавшейся на грани экономического коллапса, новая политическая ситуация как раз выигрышная. Президент и правительство составляют одну команду, они хорошие управленцы и не раз доказывали эффективность своего руководства, и они не в коей мере не враги Украине и нынешнему формату её государственности. Однако эта ситуация способствует дальнейшему расколу страны, всё большему проявлению электоральной географии в реальном политическом поле, что для такой территориально нестабильной страны как Украина, крайне опасно. Владимир Коробов, проф., заведующий кафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета, к.с.н., директор Центра исследований южно-украинского пограничья: - Быстрота и натиск, с которыми команда нового президента Украины В.Януковича осуществляет переформатирование центральной власти в стране вызвала всеобщее одобрение. Этот решительный и энергичный стиль выгодно контрастирует с многомесячными «коалициадами» предшествующей, «оранжевой» власти. В украинском парламенте за несколько дней было принято ряд важнейших решений: отправлено в отставку правительство Тимошенко, зафиксировано прекращение существования коалиции «оранжевых» партий, принят новый регламент Верховного Совета, создана новая коалиция «Стабильность и реформы» (в составе Партии регионов, Блока Литвина и коммунистов, плюс примкнувшие к ним внефракционные депутаты), сформировано новое правительство. В действиях Януковича есть спорные с точки зрения права моменты, оппозиция говорит о неконституционности «коалиции тушек», называя «тушками» внефракционных депутатов. Создавать коалицию, мол, могут только фракции, а не отдельные депутаты. Но сам статус внефракционных депутатов не прописан в законе, а ведь в парламенте не может быть депутатов «первого» и «второго» сорта с разным объемом прав. К тому же трактовать соответствие решений парламента Конституции может только Конституционный суд, это конечно не дело журналистов. Какое бы решение ни принял суд, Янукович действует правильно, ведь у него и у страны в целом ощущается острый цейтнот – нехватка времени на реформы, на модернизацию, на спасение страны от краха. Даже если вновь созданная коалиция и новое правительство окажутся «спринтерами», и придется распустить парламент и пойти на внеочередные выборы (если суд решит, что процесс пошел неправовым путем), все равно время будет выиграно, за месяц правительство сможет принять бюджет, по крайней мере, ряд непопулярных решений по «затягиванию поясков» и ряд других решений по социальной защите малоимущих и с чувством выполненного долга уйти в отставку. Получается, в Украине создано правительство спасателей, которое в условиях дефицита времени и ресурсов должно остановить сползание Украины в пропасть. Наверное, это правительство можно с известной натяжкой назвать первым русским правительством, ведь его возглавляет Азаров, русский, из России, до недавнего времени практически не разговаривавший на украинском языке, как говорят «один из немногих в Партии регионов, осмелившихся выступать от лица русского населения Украины». Азаров имеет непререкаемый авторитет, как профессионал, хорошо знающий экономику и умеющий управлять. Экономический блок правительства представлен очень сильными людьми: это вице-премьер Тигипко, «герой» президентских выборов, занявший в рейтинге по итогам первого тура третье место, это министр экономики Цушко, «герой» битвы с Ющенко за контроль над прокуратурой в недавнем прошлом. Особое удовлетворение у русскоязычной Украины вызвало назначение министром образования и науки Дмитрия Табачника, общественного деятеля, известного своими яркими публицистическими выступлениями против украинского фашизма и националистического экстремизма. Ведь именно система образования является «болевой точкой» Украины, именно здесь в наибольшей степени подвергается дискриминации русскоязычное население. У многих украинцев были опасения, что так называемый «гуманитарный блок» в новом правительстве будет отдан на откуп националистам, как это делал Кучма. Наверное, так и было бы, если бы коалицию пришлось создавать с фракцией «Наша Украина-Народная самооборона», но то политическое решение, которое было принято в отношении создания коалиции с участием внефракционных депутатов, позволило создать правительство на основе команды Януковича. Персональный состав правительства в значительной степени соответствует чаяниям избирателей Востока и Юга Украины. Дело теперь за тем, чтобы это прекрасное правительство смогло показать хорошие результаты своей деятельности, чтобы оно справилось с кризисом и смогло удержать в рамках народное недовольство так называемыми «непопулярными решениями», необходимыми экономике, но негативно влияющими на уровень благосостояния граждан. Преимущества и возможности нового правительства очевидны. Во-первых, удалось создать более-менее сплоченное правительство единомышленников, и есть надежда, что оно будет дружно работать, а не заниматься склоками, внутренней борьбой, соперничеством. Во-вторых, состав правительства очень профессиональный, большинство членов правительства обладают авторитетом в своих сферах, известны как профессионалы высокого уровня. В-третьих, это правительство прерывает длительную тенденцию формирования центральных органов власти из числа выходцев с Западной Украины, которые обращали внимание не на профессиональную работу подчиненных а на вопросы их языковой и идеологической подготовки. Есть надежда, что правительство сможет опираться на огромный кадровый потенциал Востока и Юга страны, который в предыдущие периоды не был востребован, а теперь может быть эффективно использован в интересах Украины. Перед правительством непростые задачи: сформировать и утвердить в Верховном Совете бюджет, найти за рубежом кредиты для гибнущей экономики, изыскать внутренние ресурсы и резервы развития, сбалансировать бюджетные расходы, навести порядок в управлении экономикой и стимулировать ее развитие, модернизировать фискальную политику, побороть коррупцию. В стране – разрушенные дороги, обветшалое жилищно-коммунальное хозяйство, деградировавшее здравоохранение и образование, небоеспособная армия, целые регионы страдают от экологических бедствий, уровень производства сокращается, а уровень жизни населения падает. Есть угроза саботажа работы правительства со стороны западно-украинских областей. Миссия правительства почти невыполнима. Но первые шаги правительства внушают нам надежду на лучшее. Если правительству Азарова хоть немного удастся сделать для улучшения жизни украинцев, народ, не избалованный успехами и заботой центральных властей, выдвинет это правительство для работы на длительный период.

J-een

Теги: Украина

Поделиться: