Ф. Войтоловский: Страны ЦА привлекают внимание США не только из-за желания повлиять на Россию, а в связи с активностью КНР в регионе

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Ф. Войтоловский: Страны ЦА привлекают внимание США не только из-за желания повлиять на Россию, а в связи с активностью КНР в регионе

27 августа в рамках международной медиашколы «МедИАЦия» прошло выступление директора ИМЭМО РАН, американиста Ф.Г. Войтоловского. Мы поговорили с Федором Генриховичем о том, какие страны действительно конкурируют за сферы влияния в Центральной Азии, реальны ли американо-китайские торговые войны и какую роль в регионе ЦА играет фактор афганской угрозы.

-Федор Генрихович, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние американского проекта С5+1 в Центральной Азии? После прихода к власти Дональда Трампа стало принято считать, что проект не имеет перспектив.

-Центральная Азия в долгосрочной перспективе для США - регион повышенного внимания. Несмотря на то, что формат C5+1 по большому счету сейчас не работает, Америка демонстрирует устойчивый интерес к происходящим в странах ЦА событиям. США наблюдает и за развитием местных элит, именно здесь американцы вкладываются в человеческий капитал, в людей, которые готовы будут с ними работать через 5,10,15 лет. Образовательные программы, стажировки, гранты и присутствие в регионе американских НПО являются выражением долгосрочной и продуманной политики.

Сегодня страны ЦА привлекают внимание США в большей степени не только из-за желания таким образом повлиять на Россию, а в связи с активностью КНР. «Один пояс-один путь»- китайская серия проектов, которая предназначена для того, чтобы обеспечить Китаю возможности диверсификациитранспортно-логистической системы. Китай готовит резервные маршруты, в дополнение к существующим морским, для доставки ресурсов на территорию КНР и товаров из КНР в другие страны. Это и привлекает внимание США, подобная деятельность вызывает обеспокоенность у американцев. 

Очевидно, что шаги Вашингтона по отношению к происходящему во внутренней политике стран ЦА, будут продиктованы стремлением ограничить влияние КНР в регионе.

Так, с одной стороны, для стран Центральной Азии возникает возможность лавирования между крупными игроками, но с другой стороны появляются и серьезные системные риски, и ситуация в сопредельных регионах будет оказывать дестабилизирующее влияние на их развитие. В этом отношении, Россия может выступать как третья сторона, альтернатива США, ЕС и Китаю. Россия может быть не только рынком, но и партнером стран ЦА. Вопрос в том, готова ли региональная элита к такому сотрудничеству.

-Предполагаемые инструменты для дестабилизации региона хорошо известны – это цветные революции и усиление влияния радикальных группировок. На что нужно обратить внимание странам ЦА? Внимания требует ситуация в Афганистане. Реальна ли сегодня для региона ЦА афганская угроза, как Вы оцениваете сегодня ситуацию в Афганистане?

-Мы должны понимать, что Афганистан традиционно является зоной пересечения интересов: американских, китайских, индийских, пакистанских, иранских, российских и арабских. Принимая во внимание сложность отношений между этими игроками, можно распознать источник кризисных тенденций и проблем региона. Кроме того, в Афганистане очень специфическая ситуация с точки зрения государственной безопасности, наличия в стране разных радикальных исламистских сил. Если раньше мы говорили о Талибане, то сегодня талибы-меньшее зло, по сравнению с расширением нового поколения исламистских радикалов, и прежде всего, ИГ и связанных с ним дочерних структур. 

Кроме того, Афганистан по-прежнему является источником наркоугрозы, страна-один из крупнейших производителей наркотиков на евразийском пространстве. Что не просто наносит вред здоровью и угрожает безопасности соседних для Афганистана стран, стран-транзитеров и потребителей, в число которых входят и европейские государства, но вокруг  «черного» бизнеса еще и выстраиваются социальные структуры. 

Учитывая тот факт, что афганское общество родоплеменное, и здесь межличностные связи и неформальные структуры имеют очень большое значение, можно говорить, о том, что серая экономика страны сама генерирует содержание, угрожающее внутреннему социально-политическому благополучию. Такая схема позволяет заинтересованным силам по желанию дестабилизировать ситуацию в стране и сопредельных регионах. Потому, очень важно, чтобы ситуация в Афганистане оставалась предметом внимания как для соседних государств, так и внешних наблюдателей.

-Влияние внешних игроков на внутренние процессы в государстве прослеживается не только на примере Афганистана, но и зачастую играет ключевую роль в социально-политических процессах, происходящих в крупных державах. Некоторые зарубежные СМИ сейчас утверждают, что события в Гонконге- формат реализации уже обкатанного на постсоветском пространстве сценария цветных революций. Насколько верна такая формулировка, и является ли она составляющей американо-китайского противостояния?

-Совершенно точно, что события в Гонконге не цветная революция в классическом ее понимании. Гонконг - развитая часть КНР, я не скажу, что там сегодня применяются технологии цветных революций, с другой стороны, очевидно присутствует фактор внешнего влияния, в том числе и американского. Внутренние китайские процессы, диспропорция экономического развития, завышенные ожидания гонконгского общества оказывают большее влияние на ситуацию. Однако эскалация протестов может быть интересна внешним игрокам, среди них и США, за этими связями и процессами нужно наблюдать.

 

Поделиться: