ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ БЕЛОРУСОВ МОСКВЫ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Автор: ИАЦ МГУ
Солопова О.В.,кандидат исторических наук,доцент кафедры этнологииисторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Переиначивая слова А. Сачар, мы можем сравнить сегодняшнюю столицу РФ «с партитурой сложной симфонии, созданной талантами разных народов. В ней слышна мелодия каждого из них» 1 . И белорусского, без сомнения, в том числе.
В настоящее время в Москве, среди ее многонационального, но преимущественно русского населения, белорусы являются значимой численной величиной, которая составляет, по данным переписи 2002 года, 59353 человека.
Языковая, культурная, бытовая, религиозная дистанции белорусов от основной массы москвичей являются весьма близкими. В таких условиях модель социально-экономической и языково-культурной адаптации белорусов представляется особенно интересной, фиксируемая среди белорусов тенденция к сохранению этнокультурной самобытности - особенно значимой, а процессы институализации жизни белорусской диаспоры в конце XX - начале XXI века - наиболее показательными при рассмотрении идентичности белорусов Москвы.
Диаспоральная жизнь белорусов стала заметной с конца 80-х годов XX века, когда в столице РФ сформировался круг активной белорусской интеллигенции - научные, творческие работники. Возрос интерес к национальной культуре, языку, стремление к общению с другими диаспорами. Оживились контакты с исторической родиной. В конце 80-х - начале 90-х наметился подъем национального самосознания белорусов Москвы... Активизировалась белорусская общественно-культурная жизнь, стали появляться общественные объединения белорусов. Белорусская интеллигенция Москвы проявила устойчивую национальную идентичность и общественную организованность, объединяя и создавая для этого обязательную в таких случаях инфраструктуру.
Так, с конца 80-х годов XX в. по настоящее время в Москве действовали и/или действуют первое национальное неформальное объединение белорусов Москвы - «Пагоня», Общество белорусской культуры имени Ф. Скорины, «Згуртаваньне беларусюх вайскоуцау» («Объединение белорусских военных»), Объединение белорусов Москвы «Батьковщина» («Отчизна»), «Белорусское Молодежное Землячество Москвы», «Белорусское землячество Москвы», Клуб московских белорусов «Сябры», Московское региональное объединение белорусистов в рамках Международной ассоциации белорусистов Минска, Федеральная национально-культурная автономия «Белорусы России», Региональная национально-культурная автономия «Белорусы Москвы», женский клуб «Белорусочка»...
Главные совместные усилия активной части белорусской интеллигенции -ученых-гуманитариев, деятелей искусства, литераторов, композиторов, офицерства - направлены на популяризацию белорусской истории, культуры, традиций и языка, на стимулирование их этнокультурной идентичности. Причем не только и не столько среди жителей Москвы вообще, сколько непосредственно среди московских белорусов, оказавшихся в иноэтничной среде.
Диапазон деятельности институализированных объединений белорусов Москвы широк. В обществах отмечаются белорусские праздники, читаются лекции по истории, этнографии белорусов, проходят национальные выставки, прокат белорусских фильмов (ретроспектива фильмов молодых белорусских кинорежиссеров и режиссеров-документалистов в Киноцентре на Красной Пресне, лето 2004 года), гастроли белорусских театров (Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа, осень 2001 года, репертуар которого был представлен на белорусском языке). В июле 2003 года при поддержке белорусских общественных организаций в Москве и других городах России прошли Дни белорусской культуры. В рамках этих дней состоялась презентация сборника стихов «Антология белорусской поэзии», выставка детского рисунка и праздник «Вас приглашает Беларусь», открытие памятника Янке Купале, вышло издание сборника поэта «Молодая Беларусь». С начала 90-х годов были опубликованы периодический научный сборник «Шляхам Скарыны», литературно-научный альманах «Скарышч» (А. Кавка), книга Е. Ширяева «Русь Белая, Русь Черная и Литва в картах», сборники материалов научных конференций, посвященных 500-летию Ф. Скорины («Великою ласкою», 1994), 90-летию Н. Улащика («Русь - Литва - Беларусь», 1997), 120-летию Янки Купалы и Якуба Коласа («Литературная классика в диалоге культур», 2002)...
Примечательно, что в обязанности членов разных белорусских обществ входит забота о престиже белорусской культуры, которая понимается как национальный престиж. Уставные документы общественных белорусских организаций провозглашают своими целями развитие и популяризацию белорусской культуры, рост социально-культурной активности членов диаспоры, удовлетворение национально-культурных запросов белорусов в сфере общения, народного творчества, устройство белорусского культурного центра, организацию разнообразных мероприятий (фестивали, концерты, выставки, конференции), сбор информации, связанной с историей и культурой белорусов. Отвергается сотрудничество с группами и организациями, практикующими или пропагандирующими социальную, национальную, религиозную нетерпимость. Это во многом определяет жизненный стиль белорусских диаспор вообще и московской в частности. В качестве типичных черт этого стиля стоит назвать доброжелательность, экс-травертность, коммуникабельность, своеобразное этнокультурное спокойствие, неприятие этнополитического радикализма 2 .
В результате этнокультурной активности белорусских обществ, к концу 90-х годов XX века произошло становление белорусской диаспоры Москвы со своей внутренней организационной структурой. Эта структура - национальные организации - призвана формулировать и удовлетворять этнокультурные потребности группы.
Главной задачей диаспоры стало поддержание и восстановление элементов национальной культуры и языка, а не адаптация к местной среде, так как московские белорусы свободно владеют русским языком и навыками стереотипного поведения жителей мегаполиса, комфортно себя чувствуют в столице и ориентированы на постоянное проживание в городе. Можно сказать, что белорусскими организациями разработана независимо друг от друга, без единого административного волевого импульса, некая программа сохранения и развития белорусской диаспоры Москвы. Каждое общество работает в своей социальной, возрастной, политической, имущественной нише. Сферы их влияния мало пересекаются, хотя порой это происходит и приводит к разным результатам - от созидательных процессов до открытых конфронтации. Однако несмотря ни на что, в рамках белорусской московской диаспоры благодаря организационному ресурсу возникла за последние 20 лет основа, которая вовлекает белорусов в процесс восстановления национальных традиций.
Таким образом, деятельность белорусских обществ, независимо от того, насколько они близки или далеки от политики, соблюдают или не соблюдают принцип невмешательства во внутренние дела Белоруссии, направлена на объединение, «згурта-ваньне» московских белорусов.
К факторам, позволяющим белорусам Москвы рассчитывать на консолидацию диаспоры, относятся компактное проживание в границах одного города, сохранение некоторого национально-культурного потенциала и рост национального самосознания, проявившееся стремление к самоидентификации и восстановлению своей этнической самобытности, тесное сотрудничество с Республикой Беларусь.
В числе основных проблем белорусов в Москве можно назвать быструю ассимиляцию в русскую и русскоязычную среду; отсутствие демографического роста белорусского населения Москвы, которое выявила Перепись 2002 года, показавшая, что численность белорусов составляет 59353 человека, а не 100-150 тысяч, как представлялось ранее; рассредоточение белорусов по территории мегаполиса и потеря этнообразующих связей; утрату большой частью белорусов культурных традиций и родного белорусского языка; низкий социально-экономический уровень жизни; невысокий уровень заинтересованности неинституированных членов диаспоры в существовании этнокультурного анклава.
Возникшие национальные организации преследовали общую цель: через энергичные действия своих наиболее активных членов стимулировать, пробуждать рост национального самосознания у достаточно инертной части белорусской диаспоры. Они настаивали и активно участвовали в реконструкции, популяризации и распространении с целью цикличного воспроизводства элементов белорусских национальных традиций, праздников, фольклора, языковых навыков, пробуждали «белорусскость» у носителей этноса, пытались затормозить ассимиляционные процессы.
Как в XVII, так и в XX веке белорусы, попадая в Москву, довольно быстро вливаются в русскоязычную среду, иногда сохраняя при этом особенности произношения и некоторые элементы национальной культуры. Сохраняются также отдельные знания в области народной музыки, культуры, песен, танцев. Но наиболее устойчива культура традиционной пищи. Абсолютное большинство живущих в Москве белорусов (98% опрошенных) продолжает готовить и употреблять в постоянном рационе традиционные блюда из муки, картофеля, свинины - драники, клецки, молочные супы, затирку, сало, колбасы... Помимо гастрономических предпочтений здесь фиксируется элемент почти сакрализации традиционной кухни как связующего, репродуцируемого, узнаваемого и бесспорно признаваемого всеми элемента традиционной культуры.
Важность изучения языкового поведения для изучения национальной идентичности определяется тем, что язык является важнейшей компонентой этнической общности. Общение на одном языке внутри семьи, конкретной этнической группы во многом способствует сохранению и других элементов национальной культуры, является одним из важнейших оснований национальной идентичности. Сохранение родного языка в инонациональном окружении приобретает функцию мощного антиассимиляционного фактора. И напротив, адаптация к инонациональному окружению начинается прежде всего с освоения языка другого народа. Таким образом, языковые характеристики этнокультурной группы являются важным показателем, характеризующим уровень развития национального самосознания, с одной стороны, и содержание процесса межэтнического взаимодействия, с другой.
В начале 90-х годов в Москве действовала воскресная школа, где дети и взрослые могли получить знания и навыки белорусского языка. Школа два года работала исключительно на бескорыстном энтузиазме вьшускницы театрально-художественного института Ганны Багулиной-Рыжковской. Но сказались недостаток материальных средств, с одной стороны, слабая заинтересованность родителей, с другой, и школа вскоре прекратила свое существование.
К концу 90-х годов XX века в Москве не оказалось ни белорусской школы, ни официальных и доступных курсов обучения белорусскому языку. Правда, на общественных началах работали курсы при филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова и Институте имени П. Лумумбы, но их деятельность держалась исключительно на энтузиазме и бескорыстии любителей белорусского языка и была доступна лишь специалистам, а не всем желающим изучить «беларуску мову». Абсолютное большинство белорусов Москвы сегодня говорят на русском языке, однако многие знают белорусский язык, читают на нем, считают родным. Язык выступает как символ этнической общности даже для тех белорусов, кто знает его слабо или не знает вовсе.
В связи с этим, Советы ФНКА «Белорусы России» и РНКА «Белорусы Москвы» от имени белорусов, проживающих в Москве, обратились 28 января 2004 года к руководителю Департамента образования города Москвы Л.П. Кезиной с просьбой учесть общественное мнение белорусов и создать в столице школу с белорусским компонентом обучения. В ответе Департамент образования сообщил, что определил для этого среднюю школу № 1950 и совместно с окружным управлением образования ЮВАО «ведет работу по определению содержания и форм реализации белорусского компонента в образовательной программе школы». Такое решение московских властей вызвало неудовольствие московских белорусов. Основные требования формулируются так: школа находится в одном из самых загрязненных районов Москвы и отнюдь не на территории Мещанской слободы, заселенной в XV1I-XVIII веках в подавляющем большинстве выходцами из белорусских городов и местечек. Вопрос месторасположения является знаковым для белорусов, которые соотносят выбор предложенного места со степенью уважения, проявленного к ним.
Интересно, что подобная протестная реакция в целом не типична для белорусов Москвы. Белорусы, согласно самооценке, имеют характер довольно спокойный, их трудно спровоцировать на темпераментные высказывания. У белорусов есть такая поговорка: «белорус риска не любит». Белорусов принято считать «померковными». Но это слово не совсем нравится самим белорусам, так как означает соглашательство, конформизм. Еще одно слово, которое точнее характеризует белорусский характер, -это «доброзычлвасць», то есть доброжелательность. Белорусы демонстрируют высокую степень этнической толерантности к представителям других культур. По мнению этнопсихологов, «в основе этнической толерантности лежит позитивная этническая идентичность». Отсутствие этнической дискриминации позволяет сделать вывод «об устойчивости этнокультурной группы и наличии позитивной групповой самоидентификации».
Именно языковые процессы особенно сложны для понимания процессов идентификации среди белорусов. Многие опрошенные говорили о том, что, приехав в Москву, стремились как можно скорее избавиться от белорусского говора. В данном случае мы имеем дело с проявлением «лингвистической гиперкорректности» (сверхправильности). «Усвоив культурные нормы общества, в которое (приехавший - СО.)... хочет интегрироваться.., он не только следует этим нормам, но, более того, акцентирует свою им приверженность...» и в результате «из-за такого экстремального поведения он становится узнаваемым для принимающего общества как не свой» 3 .
Отказ от белорусского говора, от использования белорусского языка в быту, наблюдаемые у значительной части белорусов Москвы - одна из форм так называемой гиперадаптации, чрезмерных усилий по приспособлению. Те, кто хорошо говорит по-русски, зачастую уже утратили язык своей группы. Но такая потеря не является обязательным признаком этнической ассимиляции. Русскоязычные белорусы Москвы не становятся русскими, демонстрируют зачастую незнание языка и высокую этническую самоидентификацию одновременно (из 100% идентифицировавших себя белорусами, свободно владеют белорусским языком только 14%, понимают и могут плохо объясняться - около 21%, тогда как русский язык назвали родным 70,5% опрошенных).
Члены диаспоры не проявляют явного стремление сохраниться, не стремятся к моноэтничным бракам. Сами белорусы связывают это со свойственной им терпимостью и доброжелательностью к людям разных конфессий и национальностей (более 43% опрошенных). Однако необходимо помнить, что высокий уровень социальной мобильности городского населения и отсутствие жесткого социального контроля приводят к тому, что значение этнической принадлежности при заключении смешанных браков снижается. Города, аккумулируя в себя представителей разных этносов, способствуют размыванию этнических границ и росту национально-смешанных семей. В среде московских белорусов особенно много белорусско-русских и белорусско-украинских
браков. Согласно микропереписи 1994 г., только с русскими состояли в браке 72,6% белорусских мужчин и 66,9% белорусских женщины. Наиболее сложным остается вопрос о национальной принадлежности детей от национально-смешанных браков.
Молодежная составляющая белорусской диаспоры неоднократно меняла формат своей структуры. Это белорусские юноши и девушки, как живущие в Москве постоянно, так и находящиеся здесь временно студенты и аспиранты столичных вузов. Наиболее заметным проявлением их этнокультурной идентификации стало, во-первых, стремление к реконструкции и воспроизводству некоторых белорусских праздников и обрядов. В первую очередь, это празднование Купалля на берегу живописного озера в московском пригороде Лыткарино в ближайшие к 23 июня выходные, так как большинство участвующих в празднике являются работающими людьми и вынуждены соотносить обряд и рабочий график. Воспроизводя национальные белорусские традиции, они водят хороводы вокруг костра, прыгают через него, поют купальские песни... Молодые московские белорусы настаивают, что самой «характерной традицией» для праздника Купалле в Москве становится объединение представителей разных национальностей, которые приглашаются ими для участия в празднике: русских, американцев, аргентинцев, украинцев, казахов... Так подчеркивается значимость информативной функции обряда - знакомство представителей других стран с самим фактом существования белорусской культуры, популяризация белорусских традиций, акцентирование необходимости их сохранности, степени востребованности, воспроизводства. Вторым фактором этнокультурной самоидентификации стало обязательное использование белорусского языка в значительно большем объеме, нежели на мероприятиях возрастных групп белорусской диаспоры.
До недавнего времени многие исследователи с уверенностью говорили о том, что этнокультурную активность в среде белорусской молодежи демонстрируют, как и в других возрастных категориях, преимущественно выходцы из Белоруссии в первом поколении. Дети белорусов, родившие и/или выросшие в Москве, в большинстве не идентифицировали себя с белорусским этносом. Исключение составляли дети наиболее активных представителей белорусской интеллигенции, непосредственно принимавших участие в оформлении диаспоры. Например, дочь известного белорусского филолога и просветителя Адама Бабареки - Алеся Бабарека, создавшая и возглавившая в 1993 году фольклорный коллектив белорусской песни «Алеся».
Действительно, абсолютное большинство членов белорусской диаспоры - это переселенцы в Москву в первом поколении. Ни БССР, ни РБ не являются для них «мифологической родиной», связи с исторической родиной не нуждаются в оживлении, так как не прерываются. «По месту... рождения и по духу... детских переживаний» 4 они считали себя белорусами. Историческая родина для них - страна личного опыта и личной деятельности. Такие контакты отвечают интересам как членов диаспоры, так и материнского этноса и инициируются с обеих сторон. Этим объясняется активная и деликатная позиция Посольства РБ по отношению к белорусским этнокультурным объединениям.
Однако проведенный опрос указывает на особую тенденцию, проявившуюся в последнее десятилетие среди белорусов-москвичей второго и даже третьего поколений. «По происхождению я частично/целиком белорус. По культуре и языку я - русский/ русская. По менталитету/мироощущению и белорус, и русский. Значит я - русский белорус». При этом ни место рождения (РФ, РБ), ни знание языка, ни религиозная принадлежность не влияют на фиксируемую тенденцию. Показателен здесь вектор самоидентификации детей моложе 15 лет, от смешанных браков белорусов. среди опрошенных более 60% «полукровок» и 30% «квартеронов» либо осознают себя белорусами, либо включают белорусский компонент в свою идентификационную модель...
Очевидно, и подчеркивается респондентами, что факт существования материнского государства - независимого государства Республика Беларусь - и ориентированность на проживание в Москве играют в этом процессе определяющую роль.
Еще одним фактором новой формой жизни диаспоры стала виртуальная этнокультурная среда. Сайты в Интернете популяризируют идеи этнокультурного общения белорусов, упрощают и расширяют круг возможностей для общения, поиска и поддержания контактов с представителями своей национальности. Формат свободного виртуального общения находит самый живой отклик у юных белорусов, стимулирует этнокультурную самоидентификацию данного возрастного страта. И в проявившемся в чатах тотальном белорусифицировании русских имен - Алексей-Алесь, Елена-Алена/Алеся и т.д. - можно усмотреть показатель усиления этнокультурных чаяний молодежи, романтизации белорусскости.
Важнейшей частью жизни белорусов Москвы являются взаимоотношения с доминирующим в Москве этносом - русскими. Несмотря на постоянное взаимодействие и высокую степень этнической толерантности, белорусы в последние десятилетия демонстрируют незначительную, но не изменяющуюся культурную дистанцию. Этот процесс фиксируется впервые за всю историю пребывания белорусов в Москве. Сознательное противостояние ассимилятивным процессам объясняется актуализацией этнических ценностей. Совершенно очевидно, что политические дискуссии об отношениях Беларуси и России оказывают непосредственное влияние на процессы в московской белорусской диаспоре. Дальнейшая интеграция может привести к изменению миграционного потока белорусов, соответственно увеличить их приток в Москву. При этом можно прогнозировать активизацию этнической мобилизации и повышения устойчивости к ассимиляции.
В настоящее время московские белорусы проявляют большой интерес к собственной истории, что вообще характерно для периодов этнокультурного возрождения. Одним из принципиальных этноразделяющих факторов внутри московской белорусской диаспоры стала трактовка этногенеза, этнической истории белорусов, а также определение исторической роли России в судьбе белорусской государственности. Эти темы стали, с одной стороны, предметом острых дискуссий, в результате которых определились две крайних позиции: первая отстаивает позицию балто-литовского происхождения белорусов, сформулированную в тезисе «Мы не славяне, мы -литвины (балты)». Вторая точка зрения на генезис белорусов подчеркивает их славянское происхождение, «братство славянских народов», «курс на сближение Белоруссии и России». С другой стороны, через призму отношения к собственной истории выстраивается не только отношение к русским, но и устойчивый вектор самоидентификации белорусов Москвы.
«Экспрессивно-эмоциальнальной доминантой» 5 коллективного настроения белорусов Москвы выступает гордость за носителей национального духа, выразителей белорусской самобытности и гордости нации. В первую очередь, это Ф. Скорина, Янка Купала, Якуб Колас, Н. Улащик, В. Быков, которых белорусы всегда помнят и считают «великими сынами Беларуси». Их бесспорный авторитет в среде белорусов несомненно является объединяющим все поколения фактором стимулирования белорусской идентичности.
Белорусы Москвы в большинстве своем православные и католики. Последние посещают в основном костел святого Людовика на Малой Лубянке, где по инициативе архиепископа Тадеуша Кондрусевича, белоруса по национальности, выпускника Гродненской духовной академии, ведется служба на белорусском языке. В Храме Непорочного зачатия Девы Марии также представлена довольно обширная католическая белорусская община. И если для белорусов-католиков религиозный фактор стимулирует интеграционные идентификационные процессы, то для православных белорусов религиозность является скорее показателем внешней идентификации с русскими, нежели внутригрупповой. При этом, без сомнения, религиозность, как нормативная и стабилизирующая доминанта, последние без малого два десятилетия влияет на сохранение и формирование традиционных общественных и семейных ценностей московских белорусов.
Интересно, что наряду с процессами ассимиляции и утраты родного языка этническая самоидентификация белорусов-москвичей не только не утрачивается, но усиливается.
В связи с этим определились принципиальные для сегодняшней встречи моменты.
Личная мотивация белорусской идентичности не имеет устоявшегося традиционного понимании. Действительно, если, например, «еврей - тот, кто рожден от матери-еврейки, исповедует иудаизм, соблюдает еврейские обычаи: субботу, праздники, кашрут» 6 , то ответ на вопрос что значит быть белорусом - звучит по-разному. Его наполнение зависит от многих факторов и разнится в зависимости от возраста, пола, социального статуса, образования, места рожцения белоруса. В результате, со временем мотивация принадлежности к единой белорусской общности становится все более слабой. Еще одна причина - ассимиляция, в том числе языковая. Осознание своей белорусскости «по крови», как врожденного неотъемлемого свойства, является тупиковым уже потому, что, как практически любая другая этническая группа, белорусы не могут претендовать на «биологическую чистоту» 7 . Высокий процент смешанных браков с небелорусами СССР, России, Беларуси делает биологический критерий размытым. Можно назвать, конечно, традиционные для белорусов ценности, такие как крепкая семья, воспитание детей, трудолюбие и добросовестность. Но очевидно, что этого недостаточно для сохранения белорусского самосознания в новых поколениях.
И при всех этих, казалось бы непреодолимых для сохранности диаспоры препятствиях, мы можем с уверенностью прогнозировать устойчивую численность диаспоры. Причем не только за счет приезжающих в Москву белорусов. Фиксируемый феномен, известный как ситуативная идентичность, я позволю себе назвать его «мерцающая идентичность», определяет перманентные всплески этнической самоидентификации среди белорусов, оказавшихся вне постоянного места проживания. Процессы, происходящие сегодня в белорусской диаспоре Москвы, во многом перекликаются с теми, что происходили сто лет назад во время Первой мировой войны в среде беженцев из северозападного края России, частью театра военных действий которого являлись современные белорусские территории. Результатом специфической имперской политики стал тот факт, что подавляющая часть приехавших в центральные районы России православных белорусов практически не выделяла себя среди русских. В среде интеллигенции (в частности студенчества) осознание своей принадлежности к белорусскому этносу было более четким, но в реальности процессы приобщения к русскому языку и культуре доминировали. Сталкиваясь же с новой, иной этнической средой, беженцы-белорусы все более четко осознавали собственное национальное отличие, свою национальную самость. А белорусская интеллигенция смогла проявить высокую этническую гражданскую позицию, возглавить, оформить и институализировать через создание организаций и печатных изданий оформление этого процесса. По определению Ула-щика, вопрос «кто мы» определялся ответом на вопрос «откуда мы пришли» 8 . Тогда белорусские беженцы стали не просто «культурной группой», проживающей на чужой территории, а группой, проявившей собственную «волю» к самоопределению 9 - белорусские беженцы, выгнанные войной из Виленской, Гродненской, Минской и Витебской губерний, проведя несколько лет на чужбине, стремились вернуться домой, уже осознав себя отдельной национальной группой.
Сегодня белорусы Москвы вполне естественно ощущают себя гражданами России и на этом основании ожидают от властей РФ и столицы содействия в развитии родного языка и культуры. Признавая значение Республики Беларусь как национально-культурного, государственного центра белорусского этноса, белорусы Москвы в то же время осознают себя как особую группу со своей историей, считая Москву своей «малой родиной». Процесс пробуждения белорусской идентичности, простимулированный белорусской интеллигенцией на рубеже уже XX-XXI вв., во многом соотносим с процессами времен Первой мировой.
Прослеживаемая цикличность, равно как и проведенный анализ наиболее значимых аспектов этнокультурной жизни белорусов, показывают, что помимо формального членства в белорусских организациях, землячествах, крови, религиозности, знания языка, в первую очередь, этническому самосознанию и белорусской государственности принадлежит доминирующая роль в этнокультурной и национальной идентификации белорусов Москвы.
1 Что значит быть армянином? Отклики на публикацию в журнале «Арарат». // Диаспоры. Независимый научный журнал. 2002, № 1. С. 78.
2 Там же. С. 63.
3 К. Кауринкоски. Греки Приазовья: особенности этнокультурной идентичности. // Диаспоры. Независимый научный журнал. 2002, № 1. С.91.
4 Канчер Е. Автобиография //НАРБ. Ф. 311. Оп. 4. Д. 7. Л. 27.
5 М. Аствацатурова. Виртуозы диаспорного стиля жизни в Ставропольском крае. // Диаспоры. Независимый научный журнал. 2002, № 1. С. 62.
6 А. Милитарев. Идентичность и судьбы еврейской диаспоры в России. // Диаспоры. 2005, № 3. С. 124.
7 А. Милитарев. Идентичность и судьбы еврейской диаспоры в России. // Диаспоры. 2005, № 3. С. 125.
* Улашчык М. Была такая веска. Мшск, 1989. С. 162. 9 Утгоф B.C. Белорусские беженцы Первой мировой войны в 1914-1922 гг. Спрб., 2003. С. 156-157.
Поделиться: