Эрнэ Кешкень. Россия и Центральная Европа после смены режима

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В результате изменения соотношения сил на международной арене после смены режима в 1989-90-х годах отношения Рос¬сии со странами центрально-европейского региона корен¬ным образом изменились по сравнению с положением после второй мировой войны. Страны региона единогласно выска¬зались за европейскую и евро-атлантическую интеграцию, за вступление в ЕС, а желание нейтралитета скоро было заме¬нено стремлением к упразднению Варшавского договора и сближению с НАТО. В это время Советский Союз, а после его распада - Россия, уже не находились в таком экономическом и политическом положении, чтобы предотвратить этот про¬цесс или же оказать на него влияние.
Эрнэ Кешкень. Россия и Центральная Европа после смены режима
В результате изменения соотношения сил на международной арене после смены режима в 1989-90-х годах отношения России со странами центрально-европейского региона коренным образом изменились по сравнению с положением после второй мировой войны. Страны региона единогласно высказались за европейскую и евро-атлантическую интеграцию, за вступление в ЕС, а желание нейтралитета скоро было заменено стремлением к упразднению Варшавского договора и сближению с НАТО. В это время Советский Союз, а после его распада - Россия, уже не находились в таком экономическом и политическом положении, чтобы предотвратить этот процесс или же оказать на него влияние.

Пока страны Центральной Европы шаг за шагом продолжали евро-атлантическую интеграцию, внешняя политика России, проводимая А. В. Козыревым, была полна романтического американизма и своеобразного идеалистического западничества. Все, что произошло в отношениях между странами Центральной Европы и Россией, было инициировано, как правило, первыми (русско-венгерские отношения начала 90-х годов с этой точки зрения можно назвать успешными по сравнению с отношениями России с другими странами региона).. В отсутствии интереса России к нашему региону, несомненно, сыграло роль и то, что Центральная Европа не располагала необходимыми для модернизации российской экономики ресурсами.

С середины 90-х годов этот процесс все в большей мере заменялся в российской дипломатии внешнеполитическим курсом, направленным против вступления стран Центральной Европы в НАТО, причем ради этого Россия была готова даже к политической конфронтации с Западом. Совет по внешней политике и безопасности первым провозгласил во второй половине 90-х годов реальную политику, допускавшую членство стран региона в НАТО и стимулировавшую подготовку к ситуации, которая сложится после интеграции центрально-европейских стран в НАТО и ЕС, а также на предварительное завоевание экономических позиций в этих странах. Несмотря на это, вступление стран региона в НАТО вызвало со стороны России политику «обиженности», которая, сопровождалась свёртыванием экономической экспансии из-за финансового кризиса августа 1998 года. Стабилизация России, усиление централизованного государства начались после второго президентского срока Б. Н. Ельцина, с приходом к власти В. В. Путина. Выгодные для России изменения в мировой экономике, рост цен на энергоносители содействовали этому процессу, благодаря которому и во внешней политике появилась уверенная в своих силах, самостоятельная Россия. Российская внешняя политика была поставлена на прагматическую основу, что проявилось и в отношениях с Центральной Европой. Набирающая силу Россия добивалась все более серьезных позиций в странах региона, прежде всего в области энергетики. Страны Центральной Европы в принципе не возражали против появления российского капитала на своих рынках, но требовали транспарентности российских инвестиций и их согласованности с правилами международного права и правовых систем отдельных стран.

Хотя Россия в принципе провозгласила политику равноправия в области инвестиций, на практике она все в меньшеей степени допускает к сфере энергетики представителей не только стран Центральной, но и Западной Европы. Таким образом, часто повторяемый в России принцип открытого допуска капитала ко всем экономическим возможностям на международной арене на практике наталкивается на препятствия не только в случае российских капиталовложений в западных странах, но иногда даже и в обратных случаях.

Благоприятные венгеро-российские отношения в политике последних лет были достаточны лишь для ликвидации потерь, понесенных в предыдущий период: опыт показывает, что, несмотря на тесные связи с Венгрией, российская политика на самом деле не даёт доступа венгерским компаниям к крупным энергетическим инвестициям. Сегодняшний финансовый и экономический кризис, затронувший Россию сильнее прогнозированного, подтверждает необходимость углубления международных экономических связей. Правильным ответом может стать не экономический изоляционизм, а усиленное экономическое сотрудничество.

Страны Центральной Европы перестали быть мостом между Россией и Западом для установления экономических контактов и превратились в форпосты Запада. Все же это не означает, что эти страны не должны стремиться к созданию сбалансированных, взаимовыгодных отношений с Россией. Наоборот, в этом есть необходимость и сейчас, и в будущем. Страны региона как члены НАТО и ЕС имеют большие возможности в восточно-европейском регионе, в том числе и

России. Именно страны на восточной границе ЕС должны иметь решающее слово как в определении, так и в исполнении российской политики Союза. Но страны Центральной Европы могут стать влиятельными факторами с точки зрения российской внешней политики..лишь согласуя свои интересы в совместных поисках возможностей сотрудничества с Россией.

Необходимо снять с повестки дня исторические аспекты тех вопросов, которые могут помешать развитию политических, экономических и культурных связей. Венгрия легко может это сделать, ведь и президент Ельцин во время будапештского визита 1992 года и президент Путин в 2006 г. уже принесли свои извинения перед венгерским народом за советскую военную интервенцию в 1956 году. В Чехии тоже были принесены извинения за подавление пражской весны 1968 года. Дела с Польшей обстоят сложнее, хотя Ельцин и там просил извинения. Во всяком случае, данные проблемы истории не должны подниматься с внутриполитическими целями ни одной политической силой, при настоящем состоянии венгеро-российских связей это может повредить нашим от ношениям. Венгрия должна вести спокойную, взаимовыгодную политику по отношению к России, которая, учитывая географическую близость, тради-ционныее экономические связи и роль России в мировой политике и экономике, и в будущем останется для нас важным партнером.

Но европейская Россия продолжает быть историческим партнером не только для Венгрии и центрально-европейского региона, но и для Западной Европы и Запада в широком смысле этого понятия в уже начавшемся соревновании разных цивилизаций. В грядущих международных экономических и политических столкновениях Европа может отстоять свои интересы только совместно с Россией. Но Россия может считаться надежным и постоянным партнером для Европы и Запада, включая Венгрию, если ее внутренние преобразования будут направлены на усиление демократического правового государства и рыночной экономики. В ином случае сохранятся неуверенность и недоверие, отчасти характерные для сегодняшних отношений Европейского Союза и России.

Теги: Европа , СССР

Поделиться: