Ермухамет Ертысбаев: Кто вбивает клин между нациями Казахстана?
Автор: ИАЦ МГУ
№ 13 (16885) от 28.01.2010 Беседовал Данияр АДИЛЬГЕРЕЕВ, Астана |
На днях казахская интеллигенция во главе с Мухтаром Шахановым представила альтернативу Доктрине национального единства. "Признать казахов государствообразующей нацией, а Казахстан переименовать в Казахскую Республику" - таков главный тезис этого документа. По этому поводу на вопросы газеты "Экспресс К" отвечает советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев. - Ермухамет Кабидинович, не настораживает ли вас подобный тезис? - То обстоятельство, что Доктрину национального единства широко обсуждают в обществе, очень позитивный факт. Хотя есть и много непродуманных и зачастую неверных оценок и предложений. Читал я проект концепции, принятый Организационным советом движения с очень громким названием "Защита независимости". Очевидно, что это очень сырой документ, много путаницы в понятийном аппарате, много популизма и постоянное стремление отделить казахов от всех других народов. Если бы казахи жили на Луне, то понятно было бы и появление такой концепции. Но как можно игнорировать новые реалии в эпоху глобализации, тем более в ХХI веке? Зачем нам особо выделять коренную нацию, а остальных называть "поселившимися" в Казахстане? Зачем нам только казахов называть нацией, а других - "этническими группами"? И эта политика называется альтернативой Доктрине национального единства? Но такая "альтернатива" может потенциально разрушить стабильность, межнациональный мир и согласие, остановить страну на пути прогресса и развития. В реальности альтернативы Доктрине национального единства просто не существует. Потому что она - это, по сути, резюме пройденного исторического пути независимого Казахстана с 1991 года и не только в области межнациональных отношений. Можно уважать чувства и эмоциональные настроения наших оппонентов, но давайте спокойно и, руководствуясь разумом, а не эмоциями, подойдем к рассматриваемой проблеме. "Признать казахов государствообразующей нацией", - требуют они. А кто отрицает этот факт? Кто не признает? В любой стране есть государствообразующая нация. В России - русские, во Франции - французы, в Германии - немцы, в Украине - украинцы, в Узбекистане - узбеки и так далее. Но никто и нигде де-факто не превращает в де-юре . Что написано пером, не вырубишь топором. И этническая самоидентификация в этом случае может вступить в конфликт с гражданской самоидентификацией. Абсолютно нет никакой необходимости отражать все это в Конституции и в законах. -Авторы альтернативы доктрине требуют восстановить первоначальное название государства - Казахская Республика. Как вы к этому относитесь? - О каком первоначальном названии государства идет речь? О Казахской Советской Социалистической Республике, которая входила в состав Союза Советских Социалистических Республик? Они считают, что тогдашняя Казахская ССР была самостоятельной республикой, самостоятельным государством? Ну это же полное искажение истории! Может быть, они имеют в виду Казахское ханство времен Жанибека и Керея? Тогда при чем тут первоначальное название и республика как таковая? Название нашей страны принимали 360 народных депутатов 16 декабря 1991 года. Единогласно было решено, что наша страна отныне будет называться Республика Казахстан, что в переводе с древних восточных языков означает "Страна Казахов", "Государство Казахов", "Отечество Казахов". 360 депутатов, представлявших десятки национальностей нашей страны, единогласно решили, что государственным языком становится казахский язык, а русский язык - языком межнационального общения. Все споры и недоразумения остались в прошлом. Зачем искусственно на 19-м году независимости ворошить эту проблему? Зачем искусственно нагнетать напряженность? По большому счету все это неактуально. - Мне тоже так кажется, что искусственно создается напряженность. Например, Мухтар Шаханов сказал: "Все эти годы власть целенаправленно работает на уничтожение казахов и лишение их своей земли и языка. Но мы не можем допустить создания казахстанской нации, лишив казахов и другие этносы национальной самоидентификации. Поэтому мы сразу выступили против доктрины". Ваши мысли на этот счет? - Ну, здесь Мухтар Шаханов явно действует по принципу: "Ради красного словца не пожалеть и отца". Это крайне непродуманное и эмоциональное заявление, противоречащее историческим фактам и реальной действительности. Все эти годы власть, да и весь многонациональный казахстанский народ работали на возрождение казахского народа, его культуры и языка. Политика возвращения казахов на историческую родину не имеет аналогов в СНГ. Центральным вопросом всей государственной политики является вопрос государственного бюджета. С этой точки зрения, начиная с 1991 года львиная доля всех бюджетных затрат в гуманитарной сфере шла на возрождение казахской культуры и языка, создание казахской государственности (для меня "казахская" и "казахстанская государственность" - одно и то же). И все другие народы и нации Казахстана с пониманием и одобрением относились к подобной политике. В Казахстане выходят газеты на уйгурском, украинском, немецком и корейском языках, все это финансируется из госбюджета. Государство уделяет большое внимание поддержке и развитию культур и традиций других этносов, проживающих в Казахстане. Казахстанская модель межэтнического и межрелигиозного сосуществования и сотрудничества является образцом для всего мира. Всякого рода слухи, что "власть якобы решила создать казахстанскую нацию, лишив казахов и другие этносы национальной самоидентификации" - все это намеренная ложь, намеренное распространение слухов, которые косвенно и прямо противоречат статье 5 Конституции РК, запрещающей разжигание межнациональной вражды. Кроме того, хочу напомнить любителям "подискутировать" на эти темы, что Уголовный кодекс РК запрещает пропаганду национальной исключительности в любом виде. Это международная практика. Слишком трагичным оказался ХХ век, в котором мировые войны начинались из-за того, что какая-то нация в тот или иной момент истории считала себя выше остальных. - Мухтар Шаханов заявил: "У нас никогда не было национальной идеологии, поэтому представленная властями Доктрина о национальном единстве не имеет права на жизнь". По его словам, в основу доктрины лег принцип формирования американской нации, с чем Шаханов категорически не согласен. Как вы считаете, уместны ли такие параллели и аналогии? - Уже сто раз говорили на эту тему, подробно разжевывали и разъясняли. Когда мы проводим какую-нибудь аналогию с Америкой, Британией и другими западными державами, то мы имеем в виду исключительно гражданскую самоидентификацию. Во главу угла ставится гражданство. Во всех развитых странах во главу угла поставлено гражданство, а не этническое происхождение. Даже у нас в Казахстане, если вы устраиваетесь на работу, то работодателя интересует гражданство, образование, трудовой стаж, знание иностранных языков, здоровье, семейное положение, СИК и РНН. Короче, все что угодно, но только не этническое происхождение. Вернее так: этническое происхождение интересует в последнюю очередь. Почему мы так усиленно и агрессивно выпячиваем именно этническую сторону вопроса? Кому это нужно? И зачем это нужно? Если ты казах или русский, то в этом нет твоей личной заслуги. Гордиться этим и кричать на каждом углу - все равно, что гордиться тем, что ты родился во вторник или в пятницу. Категорически не согласен с тем, что у нас не было и нет национальной идеологии. Идеология - это система ценностей. И наша идеология, которую выработал и предложил президент Нурсултан Назарбаев, это - национальное единство, которое понимается как сообщество этнических, религиозных и социокультурных групп, живущих в Казахстане. Наша идеология - это единое государство, проживание различных этнических групп на территории единого государства, наличие комплекса объединяющих факторов, на основании которых эти группы объединяются в единое общество, осознание причастности к Республике Казахстан. Не стоит бросаться такими хлесткими фразами, что "доктрина не имеет права на жизнь". Доктрина в реальности живет и действует. В сущности, президент всего лишь подвел итог пройденному пути за 18 лет и обозначил доктрину как главный политический и руководящий принцип в дальнейшем развитии Казахстана как светского, единого, демократического, социального государства. - Является ли Казахстан мононациональным государством? Ваши оппоненты заявляют, что согласно международному опыту, если государствообразующая нация превышает две трети населения, то государство считается мононациональным. - В эпоху глобализации и открытого общества во всем мире, строго говоря, нет ни одного мононационального государства. Может быть, за исключением Северной Кореи, которая является полностью закрытым обществом, автаркическим государством во всех отношениях. Казахстан, как и подавляющее большинство государств мира, является многонациональным государством, в котором казахи составляют большинство населения. Никто не оспаривает, что 2 млн 744 тысячи квадратных километров Республики Казахстан являются исконно казахской землей. Никто и никогда, никто и нигде не оспаривал, что казахи являются коренными жителями государства и дали название этой стране. Что за истерику подняли отдельные представители казахской интеллигенции - мне лично непонятно. Вопрос подогревается искусственно, и некоторые оппозиционные партии вступили в союз с так называемыми национал-патриотами, чтобы оказать давление на власть, расшатать ситуацию в стране. - Бурные общественные дебаты вокруг проекта доктрины не только выявили наличие разных, порой несовместимых, точек зрения, но и заставили некоторую часть граждан усомниться в самой необходимости принятия такого документа. Может быть, действительно принятие подобного документа преждевременно? - Я не считаю, что общественные дебаты являются бурными. Подавляющее большинство граждан Казахстана в момент глобального финансового и экономического кризиса озабочены совсем другими проблемами, большей частью социально-экономического характера. В то же время я согласен с вами, что по рассматриваемой проблеме выявились диаметрально противоположные точки зрения. Одна точка зрения выражена в Доктрине национального единства. Мы шли по этому пути с 1991 года. Это путь интеграции этнических, религиозных и культурных составляющих общества, обеспечивающий равенство всех перед законом и не допускающий какой-либо дискриминации. С другой стороны, именно этот путь позволяет сохранить четкую идентичность и специфику каждого народа. - Некоторые российские эксперты утверждают, что доктрина призвана "возвысить" казахский язык над русским и другими языками. Так ли это на самом деле? - Российские эксперты тоже крайне необъективно подходят к этому вопросу. Все убедились, что административным путем "возвысить" один язык над другим невозможно. И как показали события в других странах СНГ, такой путь опасен и ведет к серьезным межнациональным конфликтам. Все 18 лет независимости Казахстана мы категорически отвергали административные подходы, строили реальную языковую политику поэтапного внедрения его во все сферы жизнедеятельности государства и общества. И в настоящее время объем делопроизводства на казахском языке составляет 70 процентов от общего объема документооборота. 20 лет назад все было только на русском языке. Почему Мухтар Шаханов игнорирует столь очевидные факты и столь очевидный прогресс в развитии казахского языка? В регионах страны работают свыше ста центров по обучению казахскому языку. 20 лет назад не было ни одного центра. Почему молчит об этом Дос Кушим? Год назад в Интернете появился мощный портал "Государственный язык". Количество пользователей сейчас составляет около 200 тысяч человек. Почему не упомянет об этом в своих многочисленных статьях Амиржан Косанов? Не век же видеть все только в мрачных тонах? А российским экспертам надо успокоиться. По одной простой причине: русский язык относится к шести мировым языкам, получившим громадное распространение во всем мире. А мировой язык никто и никогда не вытеснит. Это невозможно по определению. У нас в Казахстане другая задача: подтянуть казахский язык до уровня русского языка. Сделать так, чтобы в перспективе казахский язык масштабно был внедрен во все сферы жизнедеятельности государства и общества. Для этого нужно время. - Проект доктрины - пока лишь абрис чего-то действительно очень важного и серьезного. Это экзамен на зрелость казахстанского общества. Как вы считаете, выдержит ли оно подобную проверку?- Экзамен на прочность казахстанское общество давно выдержало. Наши четыре принципа - доверие, традиции, транспарентность и толерантность - признаны во всем мире. На этих четырех принципах и базируется Доктрина национального единства. Благодаря этим четырем принципам и личности президента Нурсултана Назарбаева, превратившегося во всемирно известного политика, именно Казахстан первым из числа бывших советских республик принял лидерство в ОБСЕ, объединяющей 56 государств. И как мы сможем достойно представлять тюркоязычное и евразийское сообщество, служить мостом между Востоком и Западом, если внутри страны посеем раздоры между нациями и этносами? Именно на этот путь встали наши оппоненты, которым надо основательно подумать, успокоиться и начать конструктивное сотрудничество с властью. |
Поделиться: