Ерлан Журабаев: Великая степь для легального плагиата.
Автор: ИАЦ МГУ
Великая степь для легального плагиата.
Ерлан Журабаев
Многие российские и зарубежные франчайзеры в поисках новых для себя просторов обращают взоры на Казахстан, для которого начало 21-го века обернулось на редкость устойчивым экономическим бумом и, следовательно, платежеспособным спросом. Бурному развитию розничной торговли (ежегодный прирост на рынке одежды - 20%) способствует также стабильная политическая обстановка, развитая банковская система и быстрое тиражирование крупных мультибрэндовых центров.
Эксклюзивные сырьевые доходы, буквально захлестнувшие страну и создавшие в ней относительный переизбыток денег, вкупе с безудержным стремлением казахстанцев к интернационализации своего веками оторванного от цивилизационных центров «медвежьего угла» преобразили Республику Казахстан. Ее обширная территория, некогда называемая Великой Степью, становится есе более лакомым куском для мировых и российских гигантов. Причем преимущество россиян в Казахстане состоит в географической близости, отсутствии языкового барьера и схожей ментальности населения.
Итак, слово о радостях и печалях франчайзинга в Казахстане.
ЗАКОН
Начнем с того, что этот быстро растущий сегмент регулируется очень молодой законодательной базой, не проработанной в деталях. Она включает в себя законы о так называемой комплексной предпринимательской лицензии и о защите интеллектуальной собственности, а также Гражданский Кодекс,
Закон Республики Казахстан N 330-2 «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» был принят 24 июня 2002 года. Он нацеливает госаппарат на разработку специальных программ по развитию и поддержке франчайзинговых отношений, предоставление их субъектам льгот и гарантий, совершенствование нормативных актов, защиту исключительных прав на интеллектуальную собственность. Патерналистское государство даже берет на себя функции контроля «за соблюдением исключительных прав, передаваемых лицензиаром по договору комплексной предпринимательской лицензии». На практике, впрочем, как и везде в мире, это, прежде всего, дело самих договаривающихся партнеров. И лишь не придя к согласию, они обращаются в компетентный государственный орган, И все же: четкие права франчайзеров на многие объекты интеллектуальной собственности возникают лишь после их государственной регистрации в Казахстане, и пренебрегать этим моментом не стоит. В спорных вопросах хозяйствующие субъекты могут также рассчитывать на то, что их в какой-то степени «рассудит» своим авторитетом и непредвзятостью Казахстанская ассоциация франчайзинга (КАФ, президент - Андрей Захаров], которая появилась на свет
в феврале 2002 года. В условиях слабости законодательной базы, КАФ рекомендует решать все серьезные споры на основе заключенных договоров и в Международном арбитражном центре Всемирной организации интеллектуальной собственности. Кстати, в этом центре споры рассматривают и на русском языке.
Если попытаться в целом оценить свод законов, регулирующих хозяйственную сферу с точки зрения интересов франчайзера и франчайзи, получается, что у первых больше прав, а у вторых - обязанностей. Хотя многое, естественно, зависит от детальности проработки договоров между ними. Но самое главное - помимо изъянов в законодательстве, которые, так или иначе, постепенно выправляются, хромает само исполнение принятых законов. Уровень коррупции, в том числе и среди чиновников высокого уровня, можно назвать чрезвычайным. Клановая организация казахстанских элит в виде принадлежности к одному из трех противоборствующих родовых жузов, порой приводит к неожиданным трудностям в продвижении многообещающих проектов. Кап только (а это время не за горами] национальное законодательство и адаптированные к местным условиям франчайзинговые договоры позволят справиться с проблемами «двойной отчетности" и воровства интеллектуальных наработок правообладателя, франшизы густо покроют Великую Степь.
Главное для тех, кто приглядывается к Казахстану, - не пропустить этот момент. Ведь более ранний, чем франчайзинговый опыт зарубежных инвестиций в добывающую промышленность РК показывает, что вход в эту сферу многократно усложнился даже по сравнению с тем, что наблюдалось буквально три года назад. Инвесторы, включая весьма крупных, встали в очередь на рассмотрение своих предложений, а случаи официальных отказов им стали обычным делом.
РЕАЛИИ
Несмотря на все проблемы юридического и бюрократического свойства, казахстанские предприниматели охотно обращаются к франчайзингу, а иностранные брэнды множатся здесь год от года, и их хозяева полны решимости наращивать экспансию. Как и следовало ожидать, динамично растущий платежеспособный спрос перевешивает все минусы, свойственные развивающимся странам, к коим можно отнести нашего соседа. Тем более что финансовый сектор Казахстана развит ничуть не менее чем российский. За последние годы страна в полной мере привыкла к переизбытку финансовых ресурсов в руках как частного бизнеса, так и государства.
Щедрые бюджетные вливания из года в год не осваиваются министерствами, акиматами и другими ведомствами, за что подвергаются не менее щедрой критике. Финансисты находятся в постоянном поиске объектов кредитования и инвестирования. Крупнейший в республике «АТФБанк» с недавних пор стал выдавать целевые кредиты казахстанским компаниям, покупающим франшизу у компаний мирового уровня. Эта кредитная программа предназначена только для франчайзи, залогом может служить сама покупаемая франшиза или приобретаемые для ее запуска долгосрочные активы 6 виде недвижимости и/или оборудования. «АТФБанк» намерен в ближайшие два-три года увеличить долю малого и среднего бизнеса в своем кредитном портфеле с нынешних 35% до 50%.
Значительная часть этого роста будет связана с новой программой - «Франчайзинг в Казахстане», к реализации которой банкиры приступили совместно с Казахстанской ассоциацией франчайзинга. Отметим, что банк имеет филиалы в 11 городах Республики Казахстан. Упомянутая целевая программа позволит предприятиям малого и среднего бизнеса получить средства на финансирование покупки самой франшизы и оборотный капитал для ее запуска. По данным президента РАФ А. Захарова сроки кредитования составляют от пяти до семи лет по ставке ниже рыночной. Лимита у банка по этой программе нет - он готов предоставлять неограниченное число кредитов под хорошо структурированные проекты.
Обратимся к недалекой истории. Пионерами франчайзинга в РК в 2000 году стали G & G и Baskin Robbins Almaty. Год спустя казахстанцы «познакомились» с нашим брэндом Rosinter. Затем пришло время активных действий для Bennetton, MaxMara, Bally, Dolche Gabanna, «Патио Пицца», "Планета Суши», «Американский Бар и Гриль», World Class, Cash&Carry, EuroCar, 1С и других. Хорошо знакомая нам розничная сеть с финским акцентом - Finn Flare, уже имеет магазины в Караганде, Астане и Костанае и открывает по франчайзинговой системе новые точки в Алматы, Караганде, Астане и Кокчетаве. На очереди Шымкент, Атырау, Актау, Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Актобе. Всего к концу 2008 года количество магазинов возрастет до 18, и Finn Flare отметится, таким образом, во всех значимых городах, разбросанных по обширной территории республики.
В РК действует немало франчайзеров из России. Они продают собственные франшизы и используют здесь приобретенные права на продажу франшиз некоторых зарубежных брэндов. Большие планы на Казахстан у российского сетевого ресторатора «Бразерс и Компания» (брэнды «Сбарро», «Баш на Баш», «Восточный базар», «Виаджио»). Компания хочет иметь в Алматы и Астане как минимум по четыре ресторана и ведет переговоры с потенциальными франчайзи и субфранчайзи.
Конечно, не все российские «премьеры» можно назвать удачными. Так, еще в 2004 году российская «Пятёрочка» продала франшизу казахстанскому ТОО «Дала-Инвест», которое сыграло на процессе замещения мелкооптовых продуктовых рынков современными торговыми форматами. Однако с ростом конкуренции в местном эконом, классе развитие сети прекратилось, и она) стала объектом жесткой критики за убогий сервис, хаос и тесноту в товарных рядах, призрачное освещение и даже завышенные в ряде случаев цены. Ныне ТОО «Дала-Инвест» проводит ребрэндинг сети под новым названием «7'Я». Пока сеть из 33 торговых объектов называлась «Пятёрочка», она объединяла магазины эконом-класса. Теперь же им предстоит стать супермаркетами среднего уровня. А часть магазинов с невысокими оборотами будут просто-напросто закрыты, хотя и без того доля «Пятёрочки» в казахстанском ритейле была незначительной.Как считают местные эксперты, вся эта история с заменой известного и проплаченного логотипа на новый возникла из-за изначальной слабости предложенной бизнес-модели и отсутствия должного контроля со стороны франчайзера. Уж больно экономным стал эконом-класс в казахстанском исполнении. Это при том, что и в Москве «Пятёрочке» по целому ряду «дисциплин» можно и нужно поставить твердую двойку.
В целом же заметим, что российские розничные сети порой устремляются в Казахстан без понимания специфики национального рынка, что порождает разочарования обеих сторон. Между тем обширность территории при очень низкой плотности населения (даже меньше чем в России) и рассредото-ченность экономических центров порождают большие сложности в логистике. Здесь трудно выйти на такую же оборачиваемость активов, как в России, несопоставимы и емкости рынков двух стран. По этим причинам неподготовленные «походы к соседу» имеют все шансы провалиться. Тем более, что здесь укрепляются и национальные, в том числе региональные ритейлеры, конкуренция возрастает с каждым годом. Для российского торгового бизнеса экспансию в Казахстан вряд ли можно считать палочкой-выручалочкой, скорее это хорошее дополнение к российским активам. И в любом случае, прежде чем экспортировать свои модели бизнеса, надо привести их в порядок. По словам президента КАФ Андрея Захарова, подсчитать количество предпринимателей, работающих по купленным франшизам трудно - систематизированный учет не налажен. Число франчайзеров - примерно полсотни. В любом случае по стандартам США, где каждое второе предприятие малого бизнеса работает по договору франчайзинга, и тех и других очень мало. Это дает основание прогнозировать взрывной характер их роста в среднесрочной перспективе. В настоящее время первое место во франчайзинговых системах Казахстана, переживающего долговременный строительный бум, занимает сектор недвижимости, в том числе элитной, требующей особой доверительности и тщательности в работе с клиентом.
Благоприятная ситуация в этом сегменте сохранится как минимум до конца десятилетия. Сейчас по франчайзингу развиваются такие известные на местном рынке агентства как Umex Realty (на рынке недвижимости - с 1998 года, является первым национальным риэлтером-франчайзером в Казахстане) и Almaty Real Estate. Невероятно, но только за полгода продажи под брэндом Umex Realty подскочили на 314% - в том числе благодаря грамотным франшизным пакетам, разработанным при участии американского эксперта. Компания планирует выйти с ними на рынки России и Украины. Что касается Казахстана, то здесь не представляет труда найти желающих попробовать себя в роли франчайзи на процветающем рынке недвижимости.
Среди других ныне перспективных для франчайзеров секторов можно назвать дизайн жилых и торговых интерьеров, трехзвездочные гостиницы (дорогой сегмент, как и в России, уже во многом выбран), сетевые рестораны, фирменные автомобильные техцентры.
$600 ТЫСЯЧ ЗА ЧЕТЫРЕ БУКВЫ
Пока казахстанские бизнесмены редко становятся франчайзерами, да и экономические ведомства РК, будто завороженные сырьевыми доходами, не предпринимают ничего существенного в этом направлении. А ведь сама национальная самобытность бывших кочевников дает малому и среднему бизнесу, отсеченному, как водится, от природных богатств, хороший шанс заявить о себе мировому сообществу уникальными линиями продуктов. И выдумывать здесь ничего не приходится, как говорится: все давно придумано древними греками. А если серьезно, то достаточно посмотреть на опыт других стран и наложить его на национальную конкретику.
Например, большой коммерческий потенциал заложен в казахской кухне. Уж не меньший, чем, скажем, в украинской. Только вот корчмой в СНГ вряд ли кого удивишь, а казахского ресторана днем с огнем не сыщешь. На фоне культа здорового образа жизни, тяги к экзотике и так называемого гастрономического туризма, хитом продаж в десятках стран могли бы стать грамотно коммерциализированные кумыс, колбаса и блюда из конины, сладости и, соответственно, сети национальных ресторанов и продовольственных магазинов. Причем производственный дивизион чаще всего оставался бы в руках франчайзера. Ждут своего часа удобные и при этом «пафосные» для иностранцев национальные шапки из меха волка и лисы, халаты, тапки, юрты и другой «исторический эксклюзив», кстати, активно покупаемый туристами. Будем считать, что пока национальные брэнды проходят доработку на внутреннем рынке. Появляется все больше компаний, вошедших во вкус сетевого развития с ярко выраженным узнаваемым имиджем,
В Алматы это рестораны «Дастархан», магазины «СМАК», кулинарные точки «Назик». Не исключено, что в обозримом будущем эти торговые марки пересекут границу с Россией и будут «дрейфовать» дальше на Запад. Во всяком случае, именно этот процесс стремятся запустить КАФ и USAID (Агентство по международному развитию при Госдепартаменте США], совместно ведущие отбор казахстанских компаний с выигрышной для формирования франшиз продукцией - в их число попала и вышеупомянутая Umex Realty. Кроме того, правительство США в рамках курса на стратегическое сотрудничество с Казахстаном, как с ключевой страной Центральной Азии, а также стремясь к максимальному продвижению своих брэндов, разработало комплекс мер по льготному кредитованию казахстанских франчайзи. Между тем следует заметить, что на фоне высокой доли иностранного капитала в экономике страны - за что оппозиция критикует президента Назарбаева - наступление западных брэндов (российских в гораздо меньшей степени] заметно раздражает часть населения и чиновников, усматривающих в этом угрозу нынешним процессам национальной самоидентификации и плавной казахизации многонациональной республики. Однако общее устремление к глобализации гораздо сильнее националистических мотивов в экономической и общественной жизни, тем более в условиях, когда формирование собственных брэндов идет вяло.
Казахстанскому бизнесу еще только предстоит выйти на приемлемый уровень транспарентности, научиться грамотно описывать и тиражировать свои бизнес-модели, создавать привлекательный и функциональный корпоративный стиль и методологию. Ясно, что паушальные взносы казахстанским франчайзерам будут по крайней мере на протяжении нескольких лет на порядок ниже среднемировых. И это должно вызвать особый интерес к «свежим» для конечного потребителя казахстанским франшизам у мелких зарубежных предпринимателей, ищущих абсолютно новые (а, значит, находящиеся вне конкуренции) сферы приложения своих весьма ограниченных инвестиций. Однако успешные казахстанские брэнды интересны, конечно, не только мелкому бизнесу. Приведу исключительную (во всех смыслах] историю местной компании Foodmaster, которой удалось подцепить на свою торговую марку такую заморскую «акулу» как Coca-Cola. Дело s том, что под маркой Piko компания Foodmaster выпускала соки и нектары, которые при молочной специализации были для производителя непрофильными, В то же время брэнд стал популярным, и продажи шли отлично, в чем эксперты из Coca-Cola убедились в ходе собственного исследования казахстанского рынка соков. Вступив в переговоры, Coca-Cola, по решению своего центрального руководства в Атланте, купила брэнд за более чем S 600 тыс., взяв курс на его окончательное превращение в лидера местного рынка соков и нектаров.
Эта «интеллектуальная» сделка оказалась высокоэффективной для обеих сторон. Foodmaster в итоге сконцентрировался на делах молочных, оставив при себе все производственные линии. Транснациональному гиганту достались лишь четыре буквы - PIKO, no S 150 тыс. за букву. Но и Coca-Cola, конечно, не внакладе. Покупка раскрученных буковок позволила оперативно и без крупных вложений в маркетинг выйти на казахстанский рынок соков и нектаров, притом, не обладая особым опытом в этом сегменте, отличном от бизнеса на газировке.
По материалам журнала "Франчайзинг в России".
Поделиться: