Экономическое присутствие Китая в Таджикистане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Дипломатические отношения Китайской Народной Республикой (КНР) с Республикой Таджикистан (РТ) были установлены практически сразу же после распада СССР - 4 января 1992 года, но вплоть до середины первого десятилетия XXI века экономическое присутствие Китая в Таджикистане носило скорее символический характер: затрагивало только торговую сферу, да и то в крайне незначительных масштабах. Это во многом обуславливалось гражданской войной в РТ в период 1992-1996 годов и географической изолированностью двух стран друг от друга. Хотя Таджикистан и имеет общую границу с Китаем (более 500 км.), однако длительное время она была малодоступна для развития тех же торговых отношений, так как проходила по высокогорной местности, где фактически отсутствовала транспортная инфраструктура.
Экономическое присутствие Китая в Таджикистане
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский

Дипломатические отношения Китайской Народной Республикой (КНР) с Республикой Таджикистан (РТ) были установлены практически сразу же после распада СССР - 4 января 1992 года, но вплоть до середины первого десятилетия XXI века экономическое присутствие Китая в Таджикистане носило скорее символический характер: затрагивало только торговую сферу, да и то в крайне незначительных масштабах. Это во многом обуславливалось гражданской войной в РТ в период 1992-1996 годов и географической изолированностью двух стран друг от друга. Хотя Таджикистан и имеет общую границу с Китаем (более 500 км.), однако длительное время она была малодоступна для развития тех же торговых отношений, так как проходила по высокогорной местности, где фактически отсутствовала транспортная инфраструктура. На протяжении 1992-2003 годов ежегодные объемы таджикско-китайской торговли колебались от 5 до 15 млн. долларов в год. После открытия осенью 2004 года автомобильного сообщения между КНР и РТ через перевал «Кульма» (пока функционирует только в летнее время), а также в результате стремительного роста объемов предоставленных китайских кредитов значение Китая как торгово-экономического партнера Таджикистана стремительно возросло. Так, если за период 1992-2004 годов объемы китайских поставок в республику не превышали 30 млн. долларов в год (а товарооборот не превышал 32 млн. долларов в год), то за период 2004-2008 годов объемы китайских поставок в Таджикистан увеличились более чем в 20 раз - с 29 до 646 млн. долларов (а сам товарооборот увеличился с 32 до 755 млн. долларов).

По итогам 2007 года товарооборот между Китаем и Таджикистаном вырос более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 684 млн. долларов (порядка 15,7% таджикского товарооборота). Объемы таджикских поставок в Китай составили порядка 101 млн. долларов (около 6,2% экспорта Таджикистана), а импорта из КНР - 583 млн. долларов (около 21,3% импорта РТ). Поставки из Таджикистана включали преимущественно хлопковое волокно и алюминий (свыше 97%), а поставки из Китая состояли в основном из продовольствия и товаров широкого потребления (практически 100%).

В 2008 году товарооборот между Китаем и Таджикистаном увеличился еще примерно на 10% и составил 755 млн. долларов (порядка 16% таджикского товарооборота и 0,03% китайского товарооборота). Объемы таджикских поставок в Китай достигли порядка 109 млн. долларов (около 7,3% экспорта Таджикистана, 0,01% китайского импорта), а импорта из КНР - 646 млн. долларов (около 20% импорта Таджикистана, 0,045% экспорта Китая). Структура китайско-таджикской торговли не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущим годом.

Расхождения в статистике и т.н. челночная торговля. Согласно данным китайской статистики, товарооборот между КНР и РТ за период 2003-2008 годов в среднем на 45% превышал объемы, приводимые таджикской статистикой. По-видимому, как и в случае с большинством остальных стран региона данное расхождение связано с т.н. челночной торговлей (хотя и не столь значительной, как в случае с Казахстаном и Кыргызстаном), практически не учитываемой статистическими органами Таджикистана.

Более того, открытие прямого автодорожного сообщения между Таджикистаном и Китаем, а также начало реализации Пекином достаточно масштабной программы кредитования таджикской экономики привели не только к резкому увеличению масштабов торгового оборота, но и фактически дали толчок реальному экономическому проникновению КНР в РТ. Китай стал активно использовать тактику кредитования таджикской экономики, предоставляя РТ льготные кредиты на те или иные социально-значимые проекты. Данные кредиты, как правило, осваиваются китайскими же компаниями. В этом плане сегодня КНР является крупнейшим кредитором РТ, существенно опережая международные финансовые структуры и другие страны.

В целом, китайское экономическое присутствие в Таджикистане представляется существенным на фоне масштабов экономики республики. В то же время, данное присутствие в основном сводится к торговле, включая т.н. челночную, и оказанию финансовой помощи (в виде льготных кредитов и грантов). Общий объем китайских кредитов и инвестиций в Таджикистане на конец 2008 года оценивается в 640 млн. долларов. Помимо этого, Китай приобрел в РТ активов на сумму в 81,6 млн. долларов.

Причем «львиная доля» китайских финансов в экономике Таджикистана представлена кредитами, общая сумма которых согласно проведенным расчетам составляет более 600 млн. долларов. Однако собственно прямые инвестиции Китая в экономику Таджикистана невелики и составляют согласно проведенным расчетам около 36 млн. долларов, хотя по другим оценкам - менее 50 млн. долларов. Характерно и то, что на начало 2008 года в Таджикистане функционировало всего 40 китайско-таджикских совместных предприятий.

Проекты в электроэнергетической отрасли 1. Электроэнергетическая отрасль Таджикистана оказалась одной из первых, куда Китай стал направлять свои финансовые ресурсы для реализации ряда проектов. Данные проекты предполагают строительство Зеравшанской ГЭС и высоковольтных линий электропередач «Лолазор-Хатлон» и «Юг-Север». 2. Планы по строительству Зеравшанской ГЭС (Хатлонская область, юго-западная часть Таджикистана). 3. Строительство высоковольтной линии электропередач «Юг-Север». 4. Строительство высоковольтной линии электропередач «Лолазор-Хатлон». 5. Планы по подготовке к строительству Нурабадской ГЭС-2 (23 км от устья реки Обинхингоб (приток реки Вахш), Хатлонская область).

Проекты в транспортной отрасли

Крупные проекты в Таджикистане при китайском финансировании реализуются также в транспортной отрасли, предполагают строительство и реконструкцию наземных транспортных коммуникаций. В условиях, когда большая часть республики покрыта горными массивами, затрудняющими транспортное сообщение между регионами РТ, данные проекты являются крайне важными для развития экономики Таджикистана. Особенно это касается связи между северной частью страны - Согдийской областью (где сосредоточено большинство промышленных объектов Таджикистана), с центром и аграрными южными районами РТ. Все транспортные перевозки между Согдийской областью и югом Таджикистана в зимнее время традиционно осуществлялись и пока продолжают осуществляться в основном транзитом через Узбекистан. Однако Душанбе стремится к достижению транспортной независимости. 1. Реконструкция автомобильной трассы «Душанбе-Худжанд-Чанак». 2. Строительство автомобильного туннеля «Шахристан» (180 км. севернее г.Душанбе). 3. Строительство автомобильного туннеля «Шар-Шар» (80 км. юго-восточнее г.Душанбе).

Проекты в горнодобывающей отрасли В последние годы Китай проявляет интерес к запасам драгоценных и цветных металлов в Таджикистане. Это во многом связано с тем, что растущая экономика КНР объективно нуждается в цветных металлах, так как без их применения не может функционировать любая отрасль промышленности, особенно машиностроение. Основной интерес Китая в данной отрасли Таджикистана касается золота и алюминия. 1. Освоение золотоносных месторождений в Пенджикентском районе (Согдийская область, северная часть Таджикистана). 2. Планы строительства заводов по производству фтористого алюминия и криолита (Хатлонская область Таджикистана). 3. Проекты в телекоммуникационной отрасли 4. В последние годы китайские компании стали проявлять интерес к телекоммуникационному рынку Таджикистана. В настоящее время в республике работают ZTE и Huawei Technologies Co. Ltd., которые реализуют в РТ целый ряд телекоммуникационных проектов.

* * *В целом, экономическое проникновение Китая в Таджикистан в последние годы приобретает все более масштабный характер и оказывает значительное влияние на развитие экономики республики, особенно в сфере электроэнергетики, связи и автотранспортных коммуникаций. С целью дальнейшего расширения своего присутствия в РТ Пекин намерен продолжить политику кредитования таджикской экономики. Отнюдь не случайно председатель КНР Ху Цзиньтао в ходе своего визита в г.Душанбе в августе 2008 года заявил, что ЭКСИМ-банк рассматривает возможность предоставления Таджикистану еще около 400 млн. долларов льготных кредитов. В свою очередь, Таджикистан, скорее всего, будет всемерно содействовать китайскому проникновению в экономику страны. Это связано с тем, что сегодня КНР является, по сути, безальтернативной страной, которая в условиях неоправдавшихся надежд на российские инвестиции в РТ, потенциально способна осуществлять кредитование экономики республики и реализовывать там крупные проекты.

Однако, характер китайского экономического проникновения представляется неоднозначным с точки зрения долгосрочных интересов Таджикистана. С одной стороны, китайские компании осуществляют актуальные для РТ проекты в тех или иных отраслях экономики, что, несомненно, будет поддерживать экономическое развитие республики даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

С другой стороны, подавляющее большинство китайских финансовых средств в таджикской экономике (свыше 80%) - это кредиты, т.е. долги, которые Таджикистану уже в краткосрочной перспективе придется возвращать с процентами (пусть даже и не столь большими). Сегодня РТ аккумулирует более 2/3 китайских кредитов в центральноазиатском регионе. Вряд ли Душанбе будет по силам расплатиться по всем вышеуказанным кредитам, а это, в свою очередь, создает предпосылки для попадания страны в «долговую кабалу» или утраты экономической независимости. Как представляется, в Китае не могут не понимать того, что Таджикистан не способен расплатиться по всем кредитам. Поэтому Пекин, по-видимому, прагматично рассчитывает на то, что Душанбе в качестве платы будет предоставлять беспрепятственный доступ к минеральным и другим ресурсам, расплачиваться контрольными пакетами акций своих стратегических предприятий.

В итоге, в настоящее время среди всех стран Центральной Азии Таджикистан наиболее остро нуждается в помощи Китая и одновременно наиболее близок к тому, чтобы быть де-факто «экономически поглощенным» КНР. Пока трудно сказать, как это скажется на экономическом развитии и социальной стабильности РТ. На сегодняшний день лишь очевидно одно: погружение Таджикистана в долговую яму будет только способствовать усилению позиций Китая в этой стране и, соответственно, расширению влияния Пекина в центральноазиатском регионе в целом.

http://www.eastime.ru/analitic/1/10/677.html

Поделиться: