Экономическая и социальная модернизация казахстанского общества

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На современном этапе социально-экономического развития Казахстана актуальной задачей является дальнейшая модернизация казахстанской экономики. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев стал первым политическим лидером на постсоветском пространстве, который взял курс на стратегическое планирование. В 1992 году в статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» он изложил основные принципы модернизации казахстанского общества и государства, обрисовал основные черты внутренней и внешней политики. Эти подходы, получили дальнейшее развитие в работе «На пороге 21 века», где была изложена целостная концепция адаптированной модернизации независимого Казахстана.
Экономическая и социальная  модернизация казахстанского общества

Экономическая и социальная модернизация казахстанского общества

Андиржанова Г.А. кандидат политических наук. Инновационный Евразийский Университет

На современном этапе социально-экономического развития Казахстана актуальной задачей является дальнейшая модернизация казахстанской экономики.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев стал первым политическим лидером на постсоветском пространстве, который взял курс на стратегическое планирование. В 1992 году в статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» он изложил основные принципы модернизации казахстанского общества и государства, обрисовал основные черты внутренней и внешней политики. Эти подходы, получили дальнейшее развитие в работе «На пороге 21 века», где была изложена целостная концепция адаптированной модернизации независимого Казахстана.

Осуществление этой задачи требует пересмотра приоритетов, принятия некоторых законодательных и нормативно-правовых актов, разработки механизмов реализации нового экономического курса, который должен стать курсом социальной и экономической модернизации казахстанского общества. При этом будет усилена роль государства, которое защищает интересы всех граждан страны, то есть оно становится социально ответственным.

Однако как подчеркивает Н.А.Назарбаев, провозгласить цель и перевести страну в качественно иное состояние - это далеко не равнозначные задачи: «Формирование самонастраивающегося и социально - ориентированного рыночного механизма для страны, где целые поколения были адаптированы к совершенно иным условиям жизнедеятельности, исторически само по себе предполагает разрешение неординарной, масштабной проблемы, состоящей из целого комплекса сложных задач по системной трансформации».

В настоящее время в экономике нашей страны проявляются негативные тенденции, которые могут препятствовать качественной модернизации казахстанской экономики и устойчивому социально-экономическому развитию Казахстана, это связано, в первую очередь, с тем, что продолжает усиливаться зависимость казахстанской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Анализ развития социально-экономической ситуации в стране выявляет следующие проблемы:

  • 1. Существующая модель казахстанской экономики в основном уже исчерпала все возможности активного экономического роста. Производственные мощности в обрабатывающей промышленности физически и морально устарели, в связи с этим требуется их коренная модернизация. Принятые многочисленные программы по диверсификации экономики в стране, по приоритетному развитию перерабатывающей промышленности не могут кардинально изменить обстановку в стране.
  • 2. Казахстанская продукция из-за низкой производительности обрабатывающей промышленности, технической отсталости предприятий, слабой межотраслевой и межрегиональной экономической интеграции внутри страны становится не конкурентоспособной на мировом рынке. В результате чего мы становимся зависимыми от конъюнктуры на мировых рынках и не можем обеспечить широкий доступ и рациональное использование ресурсов в рамках глобальной экономики.

Для проведения модернизации казахстанской экономики в стране имеются неблагоприятные факторы, к ним относятся: 1. Низкий уровень жизни населения, особенно в сельской местности. 2. Имеются серьезные проблемы в социальной сфере, особенно, в образовании, здравоохранении, культуре. 3. Остается высоким уровень безработицы, особенно среди молодежи, женщин, сельской местности. 4. Из-за отсталости производственно-технологического аппарата, его физического и морального износа остается низкой конкурентоспособность казахстанских товаров

5. Наблюдается высокая зависимость Казахстана от конъюнктуры цен на сырье на мировом рынке. 6.Низкая инвестиционная активность. 7.Существующие институты рыночной экономики сегодня недостаточно эффективны.

Но в тоже время имеются и благоприятные факторы:

1.Сохраняется контролируемая макроэкономическая стабильность. 2.В стране имеются неиспользуемые и простаивающие производственные мощности, которые можно с меньшими инвестициями ввести в действие.

3.Путем повышения заработной платы можно расширить платежеспособный спрос населения. 4.Путем поддержки малого и среднего бизнеса можно обеспечить занятость населения и повысить платежеспособный спрос. 5.В стране имеются институты рыночной экономики. Поэтому в настоящее время важнейшей задачей экономической политики нашего государства является использование всех имеющихся факторов экономического роста.

Для того, чтобы наша республика вышла на необходимый уровень устойчивого развития нужна производственно-технологическая и социально-экономическая модернизация страны. Это даст возможность создать основу для строительства современного государства с высоким уровнем благосостояния и социального обеспечения, с многоотраслевой национальной экономикой. Чтобы осуществить модернизацию страны необходимо решить следующие задачи: 1. Усилить роль государства в формировании конкурентоспособной национальной экономики, которая может обеспечить Казахстану достойное место среди развитых мировых государств. 2. В целях обеспечения устойчивости развития страны развивать производственную и социальную инфраструктуры.

3. На основе качественной модернизации производственного аппарата перерабатывающей промышленности и развития новых производств, создать условия для диверсификации экономики. 4. Активизировать внутренние источники накопления для того, чтобы инвестировать экономические преобразования. Для того, чтобы решить поставленные задачи, возникает необходимость изменения экономического курса. Во многом это связано с тем, что в рамках прежней экономической политики, оказалось невозможным решение проблем развития жизненно важных для республики отраслей производства. Проводимая экономическая политика была не активной, в ней отсутствовала долгосрочная перспектива экономического роста. Поэтому, исходя из создавшегося положения, вместо решения долгосрочных задач, которые повысили бы конкурентоспособность казахстанских товаров на внутреннем и внешнем рынках, приоритетными стали задачи достижения относительной макроэкономической стабилизации в ущерб реальному сектору экономики. В связи с этим актуальным становится решение проблем жизнеобеспечения республики и создание условий для устойчивого экономического роста. Здесь можно обратить внимание на тот факт, что в последние годы роль государства в регулировании экономики стала более активной. Это видно из того, что в стране были разработаны практические программы стимулирования производства, повышения конкурентоспособности казахстанских товаров, а также приняты конкретные меры по повышению платежеспособного спроса населения. Важное значение имеет тот факт, что Казахстан первым из всех постсоветских республик начал разрабатывать долгосрочные планы и программы социально-экономического развития страны. Нам известно, что долгосрочные программы появляются тогда, когда стабилизируется социально-экономическая ситуация в стране и ставится задача устойчивого и долговременного экономического развития. К ним относятся следующие документы: 1. Стратегия индустриально-инновационного развития. 2. Программа импортозамещения. 3. Кластерная модель развития казахстанской экономики. 4. Программа развития сельских территорий. 5. Программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан. 6. Система бюджетных программ по развитию отдельных отраслей социальной сферы и решению отдельных социально значимых проблем. На современном этапе для Казахстана процесс вхождения в общемировое хозяйство облегчается благодаря сохранившемуся научно-техническому и производственно-ресурсному потенциалу. Реализацию этих условий можно осуществить целенаправленной политикой долгосрочного роста, которая должна составлять основу как перспективной и текущей экономической политики правительства страны. Это, в свою очередь, требует определенных условий при выборе модели развития Казахстана, которая будет направлена на создание эффективной национальной экономики. Для этого нужно сформировать новую промышленную политику, главной целью которой должна стать всемерная поддержка отечественного товаропроизводителя и развитие экспорта продукции высокой степени готовности. Чтобы реализовать ее необходимо разработать и внедрить эффективную схему кредитования инвестиционных проектов. Чтобы осуществить модернизацию казахстанской экономики необходимо принять соответствующие меры по совершенствованию экономической политики:

1. Кардинальным образом должен измениться подход к выработке макроэкономической политики.

2. Для предотвращения дальнейшего социального расслоения правительство республики должно изменить политику доходов, для этого надо повысить заработную плату работников бюджетной сферы. 3. Необходимо внести изменения в налоговое законодательство с позиции рационального сочетания государственных, общественных и частных интересов, чтобы не нарушить сложившийся баланс интересов. В решении социально-экономических проблем усиливается роль государства, которая заключается не только в создании нормативно-правового актов, регулирующих экономическую деятельность, но и в активном участии самого государства как субъекта хозяйствования. Эти изменения дадут возможность правильно согласовать различные интересы государства, населения и хозяйствующих субъектов. Благодаря этому можно будет сформировать эффективную национальную экономику, которая сможет обеспечить достойный уровень жизни казахстанского народа. Для создания правовой базы модернизации казахстанской экономики предполагается разработка и принятие следующих законодательных документов:

1.Закон «Об индикативном планировании» Его принятие позволит государству четко координировать текущие и перспективные цели развития, мобилизовать все источники экономического роста.

2.Закон «Об основных социальных гарантиях» В рамках данного законопроекта, социальные нормативы позволят гарантировать минимальный объем социальных услуг, которым будет обеспечен каждый гражданин страны, независимо от места проживания. 3.Закон «О минимальной заработной плате » Он законодательно устанавливает минимальный размер заработной платы наемных работников независимо от формы собственности предприятий и организаций, на которых они работают. 4.Закон «О природной ренте» Он будет важный шагом в реформировании отношений собственности и мобилизации внутренних источников финансирования устойчивого развития нашего государства. 5.Закон «О местном самоуправлении» Его принятие реализует права и обязанности каждого гражданина в решении социально-экономических проблем конкретной местности, на которой он проживает.

Анализ современного уровня экономического развития страны позволяет уже в настоящее принять ряд мер, которые будут способствовать улучшению благосостояния народы нашего государства. Для этого необходимо: 1. Усилить роль государственного регулирования цен и тарифов на стратегически важные товары и услуги.

2. Неуклонно повышать уровень жизни населения. 3. Усилить роль общества в решении социально-экономических проблем на всех уровнях. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем выступлении «Стратегия «Казахстан - 2030» на Новом этапе развития Казахстана» отметил: «Из нашего предыдущего опыта и из опыта других стран мира мы должны сделать два принципиальных вывода:

Первый. Социальная поддержка населения со стороны государства может быть эффективна только в том случае, если она носит целевой и адресный характер. Государство обязано и фактически берет на себя ответственность за поддержку лишь тех членов общества, которые действительно нуждаются в этой помощи - а это, прежде всего, дети, многодетные матери, ветераны, инвалиды.

Второй. Самой действенной социальной политикой была и остается политика мотивации к производительному труду и создание новых рабочих мест. Нам нужно, прежде всего, создать реальные стимулы для возвращения к труду людей, по той или иной причине потерявших работу, предоставить им возможность получить новую профессию. Кроме того, в молодежной среде нам необходимо возобновить популяризацию и активную пропаганду рабочих специальностей, особенно в промышленности...

Сегодня можно с полной ответственностью заявить: Казахстан успешно завершил переходный этап и уверенно входит в качественно новый этап своего развития. На повестке дня стоят принципиально более высокие общественные задачи, которые диктуются как логикой развития самой страны, так и более широким, глобальным контекстом. Современные вызовы и угрозы настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, что позволит Казахстану сохранять свои лидирующие позиции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, стать одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира».
Теги: Казахстан

Поделиться: