Эдуард Ковель: "Судебно-силовая" составляющая казахстанской демократизации

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Выступление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 1 сентября на открытии III-й сессии Парламента РК четвертого созыва, как и ожидалось, максимально было пронизано антикризисным духом. Поэтому меры социально-экономического характера оказались превалирующими среди установок и поручений главы государства парламентариям.Что же касается политико-административных мер, то их президент отметил следующими словами: «Одним из ключевых приоритетов работы Парламента должны стать обеспечение административной и правовой реформы, дальнейшая демократизация казахстанского общества». Однако последующая за этим конкретизация соответствующих планов и действий показала, что вопросы именно демократизации остались без своего содержательного наполнения.
Эдуард Ковель: "Судебно-силовая" составляющая казахстанской демократизации

Сентябрьские выступления президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в частности, 1 сентября на открытии III-й сессии Парламента РК четвертого созыва, как и ожидалось, максимально были пронизано антикризисным духом. Поэтому меры социально-экономического характера оказались превалирующими среди установок и поручений главы государства парламентариям.

Что же касается политико-административных мер, то их президент отметил следующими словами: «Одним из ключевых приоритетов работы Парламента должны стать обеспечение административной и правовой реформы, дальнейшая демократизация казахстанского общества». Однако последующая за этим конкретизация соответствующих планов и действий показала, что вопросы именно демократизации остались без своего содержательного наполнения.

В результате этого данное направление предстоящей законодательной работы мажилисменов и сенаторов при направляющей (во всяком случае, в отношении законопроектов) роли правительства свелось к предстоящей реализации мер исключительно судебно-силовой ориентации. Это, в частности:

- обеспечение прозрачности, эффективности и строгого соблюдения законности в работе судов;

- обновление действующего законодательства в соответствие с утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года;

- разработка и рассмотрение проектов законов о научной, в том числе антикоррупционной, экспертизе законов и подзаконных актов, а также о лоббистской деятельности и о более широком использовании возможностей «электронного правительства»;

- принятие нового Кодекса об административных правонарушениях и Административного процессуального кодекса;

- принятие законов, направленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов, усиление борьбы с преступностью и коррупцией.

В чем-то перечень предлагаемых мер схож с новой, "медведевской" повесткой дня для РФ.

Для сравнения можно вспомнить аналогичное выступление главы казахстанского государства на открытии II сессии действующего парламента 2 сентября 2008 года. Тогда в рамках «дальнейшей демократизации» предусматривалось принятие целого пакета законов, направленных на формирование парламента с участием не менее двух партий, создания более благоприятных условий для регистрации политических партий, совершенствование закона о выборах, либерализацию в сфере средств массовой информации, а также по вопросам местного самоуправления и регламентирующим фактическую отмену смертной казни.

Соответствующий контраст политических приоритетов тогда и сегодня обусловлен тем, что, максимально выполнив прошлогодний "план по демократизации общества и государства", руководство республики явно исчерпало все приемлемые для него меры в рамках развития этого процесса на ближайший год. А в условиях обострения внутриэлитной борьбы соперничающих групп влияния и усиления уголовной составляющей политики воздействия властей на оппозицию, независимые от них общественные организации и СМИ и отдельных «смутьянов» оказались востребованными именно судебно-силовые меры.

Единственно, что более-менее из выступления президента можно подвести под демократизацию с точки зрения гарантий прав и свобод человека и гражданина, это предложенные им «закрепление в законодательстве норм, обеспечивающих реальное равноправие граждан Казахстана вне зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности» и «принятие законодательства о гендерном равенстве».

В последнем случае все в принципе понятно: максимально уравнять женщин с мужчинами, а также обеспечить предупреждение и пресечение бытового насилия. А вот что касается равноправия всех граждан, то в современных казахстанских условиях достижение такого состояния общества представляется весьма сложным и где-то даже утопичным планом. Тем более, что соответствующих норм и в Конституции, и в законах и подзаконных актах предостаточно. Однако на практике они не работают. Что же, спрашивается, могут здесь сделать парламентарии такого, чтобы сдвинуть это дело с «мертвой точки»?

Таким образом, с одной стороны, «дальнейшая демократизация» была, есть и будет неизменным элементом официальной идеологии и пропаганды, даже без своего детального содержания. С другой стороны, вырисовывается попытка идеологов «Ак Орды» ассоциировать в сознании определенной части населения с этим процессом то, что уже воспринимается гражданами как «наведение порядка», «взятие в «ежовые рукавицы» потенциальных коррупционеров», «обеспечение торжества закона» и т.п. А что именно будет разработано и принято в рамках всего этого и будет ли оно работоспособным, похоже, это не столь важно. Как говорится, «Война план покажет».

Теги: Казахстан

Поделиться: