Эдуард Ковель: Казахстан. Антикризисный style.
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстан. Антикризисныйstyle.
Вчерашнее выступление Карима Масимова было выдержано в сугубо деловом ключе и, очевидно, должно было стать первым отчетным документом правительства перед предстоящим «весенним разбором полетов» с участием Главы Государства. Если кабинет министров до этого срока досидит. Впрочем, масштабность антикризисных проектов выдает в Кариме Масимове опытного аппаратчика - такое изобилие планов может выполнить только тот, кто подобные обещания давал - т.е. сам премьер.
Если, например, проводить сравнение с антикризисной программой 1998 года, то сразу становится заметно, насколько вырос креативный потенциал правительственного аппарата в РК. Посткажегельдинских госменеджеров хватило только на «классику жанра» - реформирование налоговой и бюджетной систем, сокращение расходов госбюджета на 20-25% за счет сокращения содержания аппарата государственных органов управления итд.
Теперь, антикризисная архитектура с каждым новым документом обретает завершенность и монументальность. Соединились два начала - дизайнерская стратегия в чисто казахстанском стиле (несмотря на кризис - ни шагу назад в с движении к 2030) и реальный подход к реальным проблемам - денег нет, дешевых кредитов не предвидится, цены на нефть падают, значит, надо спасать, что еще можно спасти и держать «социалку». Поскольку, если ее один раз отпустишь, то потом уж многого и не вернешь, в том числе, и столь любимую властью «политическую» и «социальную» стабильность.
Спустя больше года после начала кризиса, казахстанские политики в лице президента и премьер-министра наконец признали, что первой из главных причин кризиса стала предельно рискованная политика местных банков, бравших дешевые кредиты, активно финансировавших ипотеку, а теперь, оставшихся без «хороших» активов и с немереными долгами, которые, получается, должно оплачивать государство.
Но если президент в своем недавнем интервью российским СМИ избрал тон назидательный, то выступление Карима Масимова на встрече с активом партии Нур Отан было выдержано в предельно деловом ключе. Хотя и премьер не избежал апелляции к словам президента о том, что после "кризиса мир уже не будет таким, как раньше". Полезное напоминание.
Среди участников рынка, для которых государство не пожалеет один миллиард долларов, четыре системообразующих банка: Народный банк Казахстана, Казкоммерцбанк, Альянс банк, БТА. Список счастливчиков, в общем-то, ни для кого не был секретом, тем более, что Карим Масимов не сказал ничего принципиально нового, а только повторил уже не раз озвученное президентом заявление о том, что государство не собирается получать контрольный пакет акций этих банков.
Впрочем, тонкая грань между поддержкой ключевых банков и вхождением государства в качестве основного игрока на банковский рынок - вопрос чрезвычайно тонкий. Уже последовали предложения выкупить внешние долги казахстанских банков, тем самым избежав их перехода в руки иностранных собственников, а уже затем выбирать механизмы их оздоровления.
Российский опыт накачивания стабилизационными деньгами «приближенных банков» нельзя расценивать как пример вполне удачный. Некоторые игорки уже предпочли обратить госвложения в валюту. Поэтому перспективы стабилизации банковской системы в России и в Казахстане, несмотря на огромные финансовые вложения, остаются туманными. Вобще не очень понятно, что может заставить банкиров, игравших по своим собственным правилам проникнуться духом корпоративной этики и национальных интересов. В принципе, можно представить механизм "отрезвления", но его трудно отнести к разряду рыночных инструментов.
Столь же дискуссионным является вопрос о специальной программе ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. Планируется, что через фонд "Самрук-Казына" и через уполномоченные банки будет запущен механизм, направленный на снижение ставок по ипотечным кредитам. Это достаточно непростая задача, успешная реализация которой зависит от множества факторов, причем далеко не все из них опять-таки относятся к категории факторов объективных.
При этом глава правительства однозначно подчеркнул, что государство не намерено отказываться от основных социальных программ, и твердо рассчитывает выполнить все намеченные социальные проекты, что, конечно же, хорошая новость для работников бюджетной сферы, зарплаты которых планируется увеличить на 25 %. (В России ждем - аналогично).
Правда, инфляция, вне всякого сомнения, подкорректирует эту внушительную цифру. Ну, а главными инструментами борьбы с кризисом остается фонд "Самрук-Казына". Если же брать банковский сектор, то добавим фонд стрессовых активов.
Плюс, логично ожидать усиленного прессинга контролирующих организаций в отношении того, как именно будут расходиться средства, направленные для преодоления кризиса. Таким образом, мы действительно видим серьезное совпадение антикризисных программ российского и казахстанского руководства. Было непреодолимое желание залить кризис деньгами, но, теперь, взаимный опыт помог российской и казахстанской элите отчетливо понять: это желание далеко не всегда приводит к позитивным изменениям. Ведь действительно денег из стабилизационных фондов может хватить далеко не на всех. А за этим неизбежно последует перевод экономических проблем в политическую плоскость.
Это кому-то нужно?
Поэтому можно поздравить Карима Масимова с его вполне успешным программным выступлением, но вряд ли при этом можно сказать, что тем, кто вчитался в смысл и суть антикризисных мер стали очевидны перспективы выхода из этой сложной ситуации.
Поделиться: