Э.З. Нуриддинов:НЕКОТОРЫЕ ВЗГЛЯДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Начало XXI столетия характеризуется глобальными политическими и социально-экономическим преобразованиями в жизни стран мирового сообщества. Оно сопровождается образованием и деятельностью, как новых независимых государств, так и совершенно новых международных организаций. Учитывая произошедшие за последние годы изменения в мире и, в частности, в обширном евразийском пространстве, а также вызовы современности, ведущие государства данного региона сошлись во мнении необходимости создания новой структурной международной организации. При этом, было предусмотрено, чтобы будущая организация строго исходила из интересов каждой из сторон его участниц. На основе этого в июне 2001 года в китайском городе Шанхае, главами шести государств[1] была подписана «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества» (ШОС).
Э.З. Нуриддинов:НЕКОТОРЫЕ ВЗГЛЯДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА.

НУРИДДИНОВ Э.З.

Д.и.н., профессор кафедры «Истории зарубежных стран» Ташкентского Государственного Педагогического Университета им. Низами (Республика Узбекистан)

Начало XXI столетия характеризуется глобальными политическими и социально-экономическим преобразованиями в жизни стран мирового сообщества. Оно сопровождается образованием и деятельностью, как новых независимых государств, так и совершенно новых международных организаций.

Учитывая произошедшие за последние годы изменения в мире и, в частности, в обширном евразийском пространстве, а также вызовы современности, ведущие государства данного региона сошлись во мнении необходимости создания новой структурной международной организации. При этом, было предусмотрено, чтобы будущая организация строго исходила из интересов каждой из сторон его участниц. На основе этого в июне 2001 года в китайском городе Шанхае, главами шести государств [1] была подписана «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества» (ШОС).

Образование ШОС символизирует его выход на качественно новый, более высокий уровень, и значительно повышает авторитет этой организации в регионе и в мире в целом. Время показало, что данная организация, возникшая на основе стремления государств совместно решать вопросы взаимной безопасности и укрепления мер доверия, в последующем стало распространять свои интересы в сферы политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.

Шанхайская организация сотрудничества это уникальная международная объединение, которая своими действиями исходя из основных целей и задач, смогла завоевать достойное место в мировом сообществе. На своих регулярных встречах Совета глав правительств государств - членов ШОС принимаются жизненно важные документы. Так, например, на одном из последних заседаний состоявшемся в Бишкеке в августе 2007 года были подписаны Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а также Соглашение о сотрудничестве в области культуры. Единодушное принятие таких документов служат твердой правовой основой для сближения и совместного решения стоящих задач.

Является очевидным и тот факт, что несколько лет назад в международном политическом лексиконе появился новый термин - «Шанхайский дух». Несмотря на определенные различия в потенциале, экономическом развитии, культуре государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, взаимное доверие, уважение и заинтересованность, равенство в общении, совместное стремление к прогрессу служат важной основой развития организации. Все эти факторы являются основными составляющими «Шанхайского духа».

«Шанхайского духа» играет важную роль в расширении гуманитарного сотрудничества между государствами ШОС. Наряду с укреплением политического диалога, политико-экономических связей между его странами особое внимание уделяется сотрудничеству в области искусства и образования.

Итак, учитывая расширяющийся масштаб взаимодействия государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, а также возрастающий интереса среди его полуторомиллионного населения к механизмам функционирования данной организации, своевременно поднят вопрос, об образовании университета ШОС.

Конечно, каждое государство имеет свою собственную базу образовательной системы, где на основе утвержденных стандартов и разработанных программ, готовятся специалисты разного профиля. Однако, планируемое к созданию в будущем университета ШОС должен по нашему мнению в корне отличатся от общепринятых механизмов образовательной системы. При этом, прежде всего должен быть учтён структурный механизм деятельности сомой организации. Исходя из этого, будущий университет должен включать в себя несколько ключевых направлений по подготовке профессиональных специалистов для ведения полноценной деятельности в работе данной организации.

Учитывая сказанное, нам видится необходимым создание нескольких принципиально важных направлений в модели будущего университета ШОС. Предположительно университет должен включать следующие направления по подготовке специалистов:

- для координации деятельности Совета глав государств, что является высшим органом ШОС. При этом, слушатели данного направления должны пройти подготовку для четкой ориентации в определении и выработке основных направлений деятельности Организации, в решении принципиальных вопросов ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также ориентироваться при рассмотрении наиболее актуальных международных проблем;

- для координации деятельности Совета глав правительств по рассмотрению вопросов бюджета Организации и развития взаимодействия государств в экономической сфере;

- для выполнения функций входящих в обязанности Совета министров иностранных дел. При подготовке специалистов данного направления основное внимание необходимо уделить на профессиональную их подготовку для проведения заседаний Совета глав государств и консультаций в рамках организации по международным проблемам;

- для ведения переговорных процессов между руководителями отраслевых министерств и ведомств государств-членов по рассмотрению конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС;

- для Совета национальных координаторов, в функцию которого входит осуществление координации и управления текущей деятельностью Организации;

- для функционирования широкой деятельности Секретариата, которая является постоянно действующим административным органом ШОС. Специалисты донного направления должны быть профессионально подготовлены для осуществления организационно-технической обеспеченности мероприятий, проводимых в рамках ШОС, а также выдвижения предложений по ежегодному бюджету Организации;

- для деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС, в основные функции которой входят борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Что касается формы обучения, то университет ШОС на наш взгляд должен функционировать в одной из опорных государств данной организации. Однако, при это не должно быть исключено также формирование филиалов университета и в остальных государствах-членах ШОС. Такой механизм функционирования университета ШОС, позволило бы более широкому охвату слушателей по подготовки профессиональных специалистов для деятельности данной организации.

Кроме того, следует предвидеть установления тесных связей между филиалами и головным университетом ШОС. Такую форму взаимодействия можно осуществит двумя путями.

Первое - путем взаимной реализации обмена кадрами из числа профессорско-преподавательского состава и стажировкой обучающихся в них слушателей. Это позволит, обменятся опытом и ближе узнать и скоординировать общие цели и задачи входящие в деятельность университета ШОС.

Второе - путем использования современных методов информационно-коммуникационных технологий. При этом, следует широко воспользоваться сетью Интернет, размещая на вебсайдах необходимую информацию о деятельности университета ШОС и его филиалов.

При формировании университета ШОС, одним из ключевых вопросов станет установление его юридического статуса. Не менее важным видится также приход к единой позиции по предоставлению слушателям диплома либо сертификата по завершению прохождения подготовки в университете. При этом, выдаваемые документы должны иметь правовую, юридическую основы в любом государстве-члене ШОС без прохождения процедуры настрификации.

Таким образом, идея образования университета ШОС, имеет принци-пиальное значение для дальнейшего полноценного функционирования дан-ной организации. Учитывая его историческую миссию в деятельности меж-региональной организации, мы попытались выдвинуть собственное видение по формированию университета ШОС. Думаем, что наши идеи и предложе-ния, не претендующие на абсолютное решение, внесут хоть какой то вклад в дело формирования будущего университета ШОС.



[1] В состав шести государств входят - Казахстан, Киргизстан, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Поделиться: