Э. Полетаев: Фигура Президента может быть основой национальной идеи Казахстана.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В независимых постсоветских государствах национальная идея, как правило, предлагается народу властью, а тот либо принимает, либо отвергает ее. Компромисс между властью и обществом был, например, найден в Таджикистане. Национальную идею этого государства можно передать формулой: «худой мир лучше доброй ссоры». Национальная идея Узбекской Республики звучит как: «Узбекистан - страна с великим будущим». Такая же мантра работает и в Туркмении, где «золотой век» длится уже 8 лет.
Э. Полетаев: Фигура Президента может быть основой национальной идеи Казахстана.
Выступления на экспертном семинаре «Национальная идея и проблема национального государственного строительства на постсоветском пространстве» 23 сентября 2008 г.

Э.Э. Полетаев,

главный редактор журнала «Мир Евразии» (Казахстан)

В независимых постсоветских государствах национальная идея, как правило, предлагается народу властью, а тот либо принимает, либо отвергает ее. Компромисс между властью и обществом был, например, найден в Таджикистане. Национальную идею этого государства можно передать формулой: «худой мир лучше доброй ссоры». Национальная идея Узбекской Республики звучит как: «Узбекистан - страна с великим будущим». Такая же мантра работает и в Туркмении, где «золотой век» длится уже 8 лет.

У Казахстана такая идея тоже есть. Но она не озвучена в том понимании, в котором идет обычно обсуждение. Это «Стратегия - 2030», подразумевающая для социума, что через несколько десятилетий жизнь в Казахстане станет во много раз лучше. Одновременно предлагаются и более краткосрочные программы, вроде «Кашаган - 2012», дающая обществу посыл: «когда будет «большая нефть», заживем как в Кувейте».

Главный вопрос при формировании национальной идеи: соответствует ли она интересам политической элиты? Что касается идеи, предложенной Нурсултаном Назарбаевым о принятии в качестве основопологающего принцип «казахстанец». По моему убеждению, русскоязычное население Казахстана готово признать себя казахстанцами, однако на это не идут казхи, поэтому такая идея пока и не работает.

Впрочем, в таком разноплановом и «сыром» с этой точки зрения, обществе, как Казахстан, возможно, должно быть несколько национальных идей. Не одна большая цепь, связывающая все мультикультурные общества, а сразу несколько цепочек. Например, белорусские политологи придумали такой термин «туташесть», который обозначает людей, постоянно живущих в Белоруссии, обладают определенными ментальными качествами. Думаю, казахстанцы не будут иметь ничего против введения подобного термина и в своей стране, это и станет одной из «цепочек».

Возможны и другие связки. Фигура национального лидера - это тоже значительный фактор, который уже работает, например, в Турции. У Нурсултана Назарбаева достаточно серьезное духовное наследство, недавно вышла еще одна его книга. Изучение трудов Президента может стать элементом консолидации власти и общества в Казахстане. Конечно, если это будет происходить без перегибов, вроде изучения «Рухнамы» в Туркмении.

Самое главное, что Казахстан не должен воспринимать поиск национальной идеи как какой-либо метафизической сущности. Этот поиск должен быть пошаговым, и первые шаги уже пора сделать. Пока же политическая элита Казахстана находится в «режиме ожидания», и раз попытки поиска национальной идеи не приносят ожидаемого результата, их решают делать потом.

Возможно, через 20 лет количество русскоязычного населения в Казахстане сократится, если будет эффективно работать «Программа переселения соотечественников», или продолжится финансовый кризис. Тогда, может быть, идея не казахстанской, а казхской наци заиграет по-новому. В настоящее же время фигуры Президента для того, чтобы сплотить общество, достаточно, и я убежден: с тем, что межнационалное согласие - заслуга Нурсултана Назарбаева, согласится даже казахстанская оппозиция.

**********************************************************************************

Главная национальная идея - повышение качества жизни.

Г. К. Уразалиева, к.с.н, РГГУ

В России проблема идентификации национальной идеи решается сложнее, чем в Казахстане. Конечно, предлагались и предлагаются различные варианты. Обратимся к российской истории. Национальные идеи в нашем прошлом - это и «Москва - третий Рим», и «Самодержавие, православие, народность», потом «Пролетарии всех стран объединяйтесь!», затем построение коммунизма, после же распада СССР попытки поиска национальной идеи и вовсе прекращаются.

После создания новых государств, когда общие идеологические скрепы рухнули, каждая постсоветская страна пошла собственным путем. Для смягчения социального неравенства, являющегося нормой любого капиталистического общества, сразу же была востребована идея строительства. Казахстан, обретя новое физическое пространство, прошел в своем современном развитии несколько этапов некой эйфории.

Сначала ориентиром стала концепция независимости. Казахстан обрел независимость, и это вызывало чувство гордости, как у казахов, так и у представителей других этносов, живущих в этом государстве.

Тогда же политико-партийная элита осознала, что необходимо искать новые идеи и цели. Ими стали: построение государства, обретение суверенитета, налаживание жизни.

Совершенно оправданно, на мой взгляд, внесение временной составляющей в национальную идею, например, «Стратегию - 2030». 2030 год - время, когда в Казахстане вырастет новое поколение казахстанцев, которое не будет знать советского прошлого и станет отсчитывать свою историю с момента образования независимого Казахстана. К этому времени выяснится, что Казахстан уже много добился, по крайней мере, на его территории не было гражданской войны, была создана система политико-правовых механизмов, а социальное неравенство более-менее смягчено и является нормой для населения.

Концепция вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира тоже очень позитивная идея, мобилизующая экономические, политические и другие ресурсы страны.

В целом, поиск национальной идеи - задача прежде всего политического класса, идеологов, его обслуживающих, власти, которая вступает в диалог с обществом. Это задача создания ориентированной системы целепологания.

Главная же национальная идея для гражданского общества - это повышение уровня и качества жизни в стране. Отсутствие навязанной сверху национальной идеи для такого общества и будет нормой и благом.

Поделиться: