Две родины: где находится кров казахов России

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Две родины: где находится кров казахов России

С момента распада Советского Союза прошло почти три десятилетия. Однако разделение границ не стало началом разделения народов. По сей день в России проживают сотни тысяч казахов – это десятый по численности народ в стране. Об их восприятии родины, истории и современном быте быте – в интервью Ia.centr-ru рассказала Елена Ларина, кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Елена Игоревна, Вы возглавляли этнографические экспедиции по всей России, начиная от Астрахани и заканчивая Горным Алтаем. Фактически Вы знаете всех казахов в РФ и, как никто другой, можете описать их быт, характер, культуру? Какие они, казахи России?

Даже в рамках принадлежности к России казахи очень разные. Что их отличает? Как и всем им свойственна и локальная идентичность, и родовая идентичность. Их фронтирное положение определяет, что они одновременно могут быть казахами европеизированными и архаичными в каких-то ритуальных практиках и традициях. К примеру, если брать Нижнее Поволжье – только там сохранялся «Көрісу айт» (казахский праздник – ред.), которому сейчас придают статус государственного праздника. Если обратиться к казахам Горного Алтая, действительно, здесь обнаруживаются удивительные обычаи: так, вода после обмывания покойного используется в целительных целях. Но есть и общие для всех казахов России традиции: перчатку оставят везде, чтобы вылечить вымя больной коровы.

При этом степень русификации, безусловно, в разных регионах разная. Я работала в Республике Алтай в Кушагачатском районе, где казахи до их откочевки по программе (оралманы) составляли 65% населения. Здесь нередко родители просят в школах, чтобы с детьми по-русски говорили хотя бы на переменах ведь – местные жители, теленгиты и казахи – все говорят на тюркских языках и хорошо друг друга понимают, а по-русски говорят плохо. А у казахов Западного Казахстана – прекрасная русская речь. Все это зависит от былой степени советизации.

«Советский человек» – это не просто умозрительная выдумка социологов. Она явно проявилась в 1990-е годы после распада Советского Союза в секулярности сознания, отношении к труду, к ответственности. Особенно это ярко отразилось в Западном Казахстане, а вместе с тем в Волгоградской и Астраханской области (где сказался шлейф Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы). Именно здесь оказалась очень сильна секулярность, религиозный минимализм, минимализм суеверий, хотя сейчас картина немного выравнивается.

Какие они, казахи России?

У российских казахов традиционно две родины: Елемай (с казах. – «Родина» – ред.) и Атамекен (с тюркск. – «Земля Предков» – ред.). В Российской империи с начала ХХ в. началось формирование представлений о самоидентичности у тех, кого называли «инородцами». Для многих становилось недостаточным просто быть мусульманином, или казахом, или же аргыном, кереем и т.д. Вдруг появляется привязка к земле, к малой родине – здесь большую роль сыграли коллективизация и укрупнение аулов, колхозов после войны, которые и породили подобные представления. Ранее никогда не существовало реальной политической границы. Евразийская степь – это двусторонняя мембрана, а условные административные границы были во многом неадекватными. И в 1991 году в один момент люди перестали быть соотечественниками, ведь появилась граница. Так и появилось разделение на Елемай – моя родина, «я здесь родился» и Атамекен – Землю предков.

В моей практике был один примечательный эпизод. В Астраханской области один казах рассказывал мне, как он ездил недавно в Южный Казахстан. Я спросила, посещал ли он медресе, мечети, но оказалось, что он ездил лишь потому, что там находились могилы его бабушек-дедушек.

Постепенно возникает мода поехать в Казахстан и посмотреть сакральные места, связанные с государственностью под Шымкентом или в Туркестан, где собирались бии, но не более того. Сейчас бы это явление назвали религиозным туризмом. Однако важно учитывать, что в России есть регионы молодого расселения, как, например, Самарская область, куда основной приток казахов пришелся на времена голода. А есть Астрахань, Омск, Оренбург, Алтай, где исторически казахи – не менее коренное население, чем русские в Северном Казахстане. Здесь находятся могилы их предков, а 100-150 лет – это немало.

Получается, что постепенно казахи России вернутся в Казахстан?

Нет, не вернутся. Им предлагали возвращаться, поскольку у каждого остались родственники по обе стороны границы. В то же время в Казахстане их уничижительно называют ак кулак – «белое ухо» или вспоминают поговорку: «Собака возвращается туда, где сытно поела» и т.п.

По теме возвращения проводили целое исследование: больше всего на призыв соотечественникам Н. Назарбаева возвращаться в 1992 году откликнулись казахи Алтая, и в паспортном столе они указывали причину выезда, как «выехал на историческую Родину». Они оставляли дома, которые могли из-за инфляции продать лишь по цене коробки сигарет. Они пытались обустроиться где-нибудь на территории Казахстана, но большинство из них вернулось. Основное же казахское население России не откликалось на этот призыв. Даже, наоборот, из Казахстана очень активно приезжают в Россию.

Новая государственность не была так притягательна, потому что экономически ситуация была более благоприятной именно в России. Кроме того, родная земля была родной еще до политического разделения, национальная же языковая политика в Казахстане была порой даже агрессивной – но далек не все казахи России говорят по-казахски. Например, в класс при доме национальности по изучению казахского языка приходили оренбургские, астраханские, омские казахи – важно отметить, что именно городские, т.к. в сельской местности разговорный и даже литературный язык знают хорошо. Нужно понимать, что у них нет востребованности в знании казахского языка.

Когда казахи начинают рефлексировать – «мы должны знать свой язык» – практицизм берет верх. Зачем тратить время на изучение казахского языка, если нужно поступить в ВУЗ, сдать алгебру, русский язык, ЕГЭ и массу других предметов. Нет часов в сетке, когда создают факультативные группы – часы «вырезают» из времени на уроках труда и физкультуры. Дети тоже немного ленятся, т.к. не знают разговорного языка.

Какая реальная сфера применения языка в России? Для казахов – не ударить в грязь лицом, оказавшись в Казахстане. И даже казахские руководители так или иначе подтягивали или с нуля изучали казахский только, чтобы во время Всемирного курултая не быть «белой вороной» и не испытывать это унижение в языковой изоляции. Для этого в Саратовской и Оренбургской области издаются газеты-билингвы на русском и казахском языках. Их наполнением служат небольшие статьи: кто празднует юбилеи, какие блюда приготовить, как отпраздновали Наурыз, как хороши казахские невестки. Казалось бы, такой удобный инструмент для воспроизводства языка, его распространения и популяризации, но всегда стоит вопрос, кто его будет спонсировать, потому что сами казахи подписываться не хотят – это дорого для села, где каждая копеечка на счету.

Поделиться: