Дронов В.В. Взаимоотношения России, Китая и Таджикистана в рамках Центрально - азиатского процесса ШОС.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Внутренняя стабильность и процветание страны - этого не достаточно. Любой стране, даже мировой державе - нужны союзники и партнеры. Создание блоков и союзов - одна из международных форм взаимного равноправного партнерства. 15 июня 2001 года Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан создали Шанхайскую организацию сотрудничества[1]. На территории СНГ существует несколько организаций ОДКБ, ЕврАзЕС. Создание ШОС, это поиск путей консолидации внутри региона, попытка объединения на основе взаимных и равноправных интересов и развитии на их основе межгосударственных отношений.
Дронов В.В. Взаимоотношения России, Китая и Таджикистана в рамках Центрально - азиатского процесса ШОС.

Внутренняя стабильность и процветание страны - этого не достаточно. Любой стране, даже мировой державе - нужны союзники и партнеры. Создание блоков и союзов - одна из международных форм взаимного равноправного партнерства. 15 июня 2001 года Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан создали Шанхайскую организацию сотрудничества [1] . На территории СНГ существует несколько организаций ОДКБ, ЕврАзЕС. Создание ШОС, это поиск путей консолидации внутри региона, попытка объединения на основе взаимных и равноправных интересов и развитии на их основе межгосударственных отношений.

Целями Шанхайской организации сотрудничества являются: укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, политического и экономического международного порядка, а также противостояние внешним угрозам.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества проводятся ежегодные официальные встречи глав государств и регулярные встречи глав правительств государств-участников. Они проводятся поочередно в каждом из ее государств-участников.

В странах Запада в настоящее время существует два мнения о ШОС. Первое - это мнение, сложившееся в военных кругах. По мнению военных, ШОС создавался в противовес НАТО. Таким образом, это военный блок. Совместные антитеррористические учения стран-членов ШОС вызывают серьезные опасения западных военных. По их мнению, для уничтожения террористической организации не нужно столько войск и вооружения, какие задействованы в учениях.Обеспокоенность их усилена выводом американской военной базы с территории Узбекистана.Второе мнение - мнение большинства западных политиков. По их мнению, ШОС - это организация, которая больше говорит, чем делает, хотя это все же не так. ШОС придает отношениям между странами-участницами положительные векторы направления во многих сферах и является альтернативой многим другим международным организациям. Это не торговая и не военная организация.ШОС является организацией совершенно нового типа, главной целью которой является консенсус стран-членов ШОС.Бытует мнение, что ШОС создана лишь для удовлетворения амбиций России и Китая, что также не верно. Слабые страны члены ШОС также могут обратить внимание на свои проблемы и интересы.

Безусловно, «шанхайский дух», характеризующийся взаимным доверием, взаимной выгодой, равенством, взаимными консультациями, уважением к многообразию культур, стремлением к совместному развитию, является бесценным достоянием, накопленным странами региона за годы сотрудничества. Именно он станет вXXI веке нормой в отношениях между государствами. Несомненно, что прогрессивное развитие этих отношений во всех сферах носит поступательно-развивающийся характер. Следует отметить, что Шанхайская организация сотрудничества, завершив период организационного становления, перешла к поэтапному развитию отношений во всех сферах.Россия, Китай и Таджикистан - взаимоотношения между этими странами представляются наиболее интересными с точки зрения рассмотрения формирования межгосударственных взаимоотношений в условиях новых геополитических приоритетов. Не последнюю роль играет в отношениях Китай - Россия - Таджикистан, и говорить о доминировании или аутсайдерстве кого-то не представляется возможным. Взаимоотношения между этими странами развиваются поступательно, но не обходится и без шероховатостей в связи с проведением своих интересов.

В настоящее время Таджикистан председательствует в ШОС и несмотря на все невзгоды, является ключевым звеном в этой организации.

Российско-таджикские отношенияхарактеризуются поступательным развитием многопланового сотрудничества. Отдавая в области двусторонних связей приоритет отношениям с Россией, другими странами СНГ, Таджикистан развивает сотрудничество с Китаем, США, государствами Евросоюза, исламским миром. Однако, разговоры о серьезном охлаждении отношений между Кремлем и официальным Душанбе нарастают. О разногласиях между двумя странами о смене вектора внешней политики Москвы в сторону Узбекистана, а Душанбе - к Ирану СМИ нагнетают обстановку, подливают масла в огонь, показывают, будто Россия отдаляется от Таджикистана. Международные обозреватели обвиняют нас, что Таджикистан полностью развернулся в сторону Ирана, арабских государств, США, Китая, забывая при этом, что Таджикистан придерживается многовекторной внешней политики, равно как и Россия. Между тем, независимый политолог Равшан Азизов считает, что «Таджикистан все-таки постепенно отдаляется от РФ как по вине таджикской стороны, так и из-за мировых амбиций России, унаследовавшей их от Советского Союза. Все же, по моему мнению, рассматривая отношения России и Таджикистана на мировой арене, видится все же их необходимость друг другу. Вполне вероятно, что подобные выводы некоторых экспертов и аналитиков стали следствием того, что Душанбе не принял предложения Москвы по Рогунской гидроэлектростанции. Вероятно, западными компаниями были предложены более привлекательные условия.

Таджикистан испытывает острый дефицит электроэнергии. Страна сильно зависима от России и от международной помощи, и это не позволяет ей вести собственную независимую внешнюю политику. Рассматривая союз Таджикистана с Ираном отметим следующее.В двусторонних отношениях между двумя родственными странами по языку и культуре, связанных неразрывными историческими узами и традициями, начался новый этап - этап конструктивного, стратегического сотрудничества в экономической, технической и других областях.Иран является естественным союзником Таджикистана. Иран заинтересован в создания регионального военного альянса с Таджикистаном и Афганистаном, который можно реализовать в рамках Шанхайской организации по сотрудничеству. Основная цель альянса состоит в совместной защите интересов стран региона от возможного иностранного вмешательства. В принципе, у нынешних членов ШОС не должно быть аргументов против принятия Ирана в эту организацию. Достаточно сказать, что у Ирана с Россией и Китаем очень хорошие отношения. Но посмотрим на это с другой стороны, эти страны думают и о последствиях принятия Ирана в ряды организации. Запад настроен крайне негативно по отношению к Ирану. В случае принятия Ирана в ШОС, этот фактор может ударить по имиджу организации. Поэтому, полагаю, что в ближайшее время Иран не сможет стать полноправным членом ШОС, хотя попытки и будут предприниматься.

Другой составляющей, позволяющей говорить о смене вектора внешней политики Таджикистана в сторону Ирана говорит укрепление экономических отношений между странами. В рамках экономического сотрудничества предполагается строительство железнодорожной линии между Таджикистаном и Ираном.Также, подтверждена готовность совместного строительства ЛЭП из Таджикистана в Иран через территорию Афганистана, а также автомобильной дороги, соединяющих Таджикистан, Афганистан и Иран. За последние два с половиной года, президент Таджикистана побывал с визитами в Иране трижды, что показательно, но вот вопрос - так ли они важны или это всего лишь демонстративные попытки обратить внимание России на себя?Достигнутые договоренности между Ираном и Таджикистаном были ожидаемыми и они готовились давно.

Одной из составляющих хороших экономических отношений является развитость дорожно-транспортной сети. Развитие международного транспортного коридора Е-40 «Запад-Восток» жизненно необходимо всем странам-членам ШОС. Эта транспортная магистраль проходит из Европы, через территорию России, Казахстана, Киргизии, и далее в Китай. Россия обещала устранить наиболее заметное узкое звено этой магистрали - построить мост через реку Кигач, в Астраханской области. В Таджикистане по линии ШОС осуществляется несколько проектов: строятся линии электропередач, дороги из Душанбе до таджикско-узбекской границы. Это очень крупные проекты, можно сказать, самые крупные в рамках ШОС, осуществляемые на территории Центральной Азии.

Безусловно, потенциал Таджикистана огромен, несмотря на довольно сложную внутреннюю ситуацию в стране. Таджикистан является одним из главных источников запаса воды в Центральной Азии. Помимо этого, по мнению многих экспертов, страна имеет все предпосылки для развития атомной энергетики. Учитывая тенденции развития энергетики, можно с уверенностью сказать, что мировой урановый рынок еще многие десятилетия будет одним из самых прибыльных и привлекательных для инвесторов. Из тридцати одного атомного реактора, сооруженного на планете, двадцать два были установлены в Азии. В регионе сейчас имеются уже восемнадцать готовых реакторов и двадцать семь - на стадии строительства. Все чаще раздаются голоса о необходимости взять под контроль урановые месторождения Центральной Азии, прежде всего - Таджикистана и Киргизии. Резко возросший интерес развитых стран к ядерному топливу открывает новые перспективы перед Таджикистаном, где сосредоточены крупные запасы урана - по различным данным, от 14 до 40 % от общего количества мировых запасов. Пока же разработка их не ведется - нет финансирования. Именно сейчас, Россия должна выстроить четкую политику в отношении Таджикистана, чтобы не потерять влияние в регионе и иметь надежных союзников и экономических партнеров в регионе.

По моему мнению, несмотря на многовекторность внешней политики как России, так и Таджикистана, которая продиктована современными реалиями, приоритетным направлением Таджикистана была и будет продолжать оставаться Россия как союзник, который прошел проверку временем.

Россия и Китай входят в число мировых держав. На встрече в Китае 23 мая 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев и Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао обсудили вопросы экономического сотрудничества. Уже объявлено о крупном соглашении по строительству в Китае завода по обогащению урана. Обсуждались также международные проблемы, в частности размещение элементов ПРО США в Европе и ядерная программа Северной Кореи. Медведев заявил, что позиции России и Китая по мировым вопросам «во многом совпадают». В декларации говорится о недопустимости однополярного мира, значимости таких международных институтов как ООН, ШОС и АТЭС, «универсальном характере принципа уважения прав человека» и «против использования вопроса прав человека для вмешательства во внутренние дела других стран».

Запад, в том числе и США, стремится не допустить создание столь мощных союзов, так как не вызывает сомнения, что ЕС и США имеют свои интересы в Центральной Азии. Госдепартамент США выступил с докладом, в котором осудил ситуацию с демократией и правами человека в Китае. В то время как китайское правительство придерживает принципов «человек - прежде всего» и «управлять государством в интересах народа». В стране видны успехи китайского правительства в развитии демократии, усилении управления по закону, защите и содействии правам человека и свободе представителей разных народностей страны. Официальный представитель МИД КНР призвал США обращать больше внимания на существующие у проблемы с правами человека в самих США, воздерживаться от вмешательства во внутренние дела других стран с использованием проблем демократии и прав человека, что небезосновательно.

Укрепление военного присутствия Североатлантического альянса на Востоке, в том числе и в Афганистане, стремление к финансовой и торгово-экономической зависимости - инструменты давления на более слаборазвитые страны. Несмотря на это, Западу придется учиться искать пути взаимодействия с ШОС. ШОС уже наладил прочные связи с ООН, а также развивает сотрудничество со многими международными организациями, в том числе с ОБСЕ.

Западные политики, также опасаются, что на базе ШОС будут созданы «зона свободной торговли» и «энергетический клуб». Тем не менее, вероятность их создания очень мала. Создание зоны свободной торговли было бы очень выгодным для Китая, но не для России. В случае создания такой зоны экономическая власть России была бы заменена экономической властью Китая. Создание энергетического клуба ШОС пока тоже туманно. Россия является одним из крупнейших производителей природных ресурсов, а Китай - крупнейший потребитель. Энергетический клуб может значительно ограничить их возможности. Немало споров до недавнего времени было и по приграничной территории двух стран. Во время визита президента Путина в Китай этот вопрос был урегулирован подписанием соглашения, по которому остров Тарабарова и часть острова Большого Уссурийского передаются Китаю.Передача китайцам острова Тарабаров и части Большого Уссурийского острова на первый взгляд кажется большой уступкой Пекину. На протяжении длительного периода времени отстаивала свой суверенитет над этими территориями. Политические и экономические факторы оказались весомее. Москве важно подписать с китайцами соглашение по границе. Совершенно очевидно, что отсутствие такого договора тормозит развитие двусторонних отношений. Год России в Китае и год Китая в России в 2007 году свидетельствуют о налаживании этих отношений. Объем торгово-экономических сделок между двумя странами превысил планку в 40 млрд. долларов.

В рамках таджикско-китайских отношений также есть интересные вопросы. Например, зачем Китаю Таджикистан, и какие выгоды гигантской стране от сотрудничества с небольшой и небогатой центральноазиатской страной? В рамках этого вопроса можно будет рассмотреть и еще такой - зачем Китаю развивать ШОС?

Первое, на что следует обратить внимание - это территориально-экономический фактор. Китай - крупнейшая в мире стране по населению, с огромным промышленным комплексом и крупномасштабной мировой торговлей. Но есть несколько моментов в китайской политике, которые толкают руководство Китая на тесное сотрудничество со странами Центральной Азии. Во-первых, кроме своего национального ядра, Китай имеет значительную периферию, населенную национальными меньшинствами. Приведем немного сухой статистики, которая наглядно покажет важность Таджикистана для Китая. 64,3% этой территории Китая занимают около 9,4% населения страны. Огромную часть этой территории составляет Синьцзян-уйгурский автономный район (СУАР). СУАР представляет собой территорию, поверхность которой покрыта горами, пустынями, песками, а в недрах находятся большие запасы полезных ископаемых. Но эта территория испытывает острую нехватку воды.

СУАР является мощным промышленным регионом КНР, который заметно превосходит своих соседей по Центральной Азии. Промышленность автономного района насчитывает 6,3 тысячи предприятий, производящих продукции на 45 млрд. юаней, в том числе 19,4 млн. тонн нефти, 28,1 млн. тонн угля, 19,7 млрд. кВт/ч электроэнергии, 1,3 млн. тонн стали, 9,8 млн. тонн цемента и так далее. Объем внешнего оборота СУАР, достигший в 2005 году 7,94 млрд. долларов, показывает, что он занимает видное место в региональной экономике.

В этой связи СУАР играет большую роль в экономических связях Китая со странами Центральной Азии за счет общих границ. За исключением сырья, промышленная продукция автономного района мало востребована в центральных провинциях Китая. Таким образом, это обстоятельство направляет СУАР в сторону Центральной Азии. Китай не может развивать СУАР без взаимодействия с сопредельными регионами, и налаживание этого взаимодействия стало стержнем китайской политики в отношении центральноазиатских стран. Для КНР они являются источником воды и энергии, а также рынком сбыта продукции и транзитным мостом в другие страны. Это хорошо видно в политике, которую Китай проводит в рамках ШОС.

Китай и ШОС в целом, помогают решить для Таджикистана острую проблему борьбы с наркотрафиком и, соответственно, с финансированием экстремистских организаций. В сентябре 2003 года в рамках ШОС Таджикистан подписал с Китаем соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Это лишь одна из точек соприкосновения этих двух стран. Посмотрим на это со стороны Китая. В рамках ШОС действует Антинаркотический центр. Разумеется, этой политикой Китай ставить цель недопущение распространения исламизма в Восточном Туркестане. Пока спецслужбы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана ловят боевиков и руководство «Хизб-ут-Тахрир» или Исламской партии Туркестана (бывшее ИДУ), то на долю китайских спецслужб выпадает меньше работы.

Таджикский рынок представляет собой один из рынков для экспорта продукции предприятий СУАР, но этим его значение не исчерпывается. Если посмотреть в долгосрочную перспективу и проанализировать возможные расклады, то в ближайшем будущем Китай рассчитывает на стабилизацию обстановки, когда ситуация в Афганистане успокоится, начнется широкое международное сотрудничество, и тогда Китай получит транспортный доступ в западную часть Южной Азии: в северные и западные районы Афганистана, Туркменистан и Иран. Китай уже обладает дорогой, ведущей в Пакистан, и дающей доступ в восточную часть Южной Азии. Таджикистан открывает перспективы расширения связей с этим регионом. Это обстоятельство заставляет Китай активно развивать автомобильную и железнодорожную сеть в СУАР, а также вести переговоры по развитию дорог в сопредельных странах.

Одним из таких шагов со стороны Китая стал существенный вклад в развитие экономики Таджикистана 25 мая 2004 года, когда на таджико-китайской границе открылся контрольно-пропускной пункт Кульма (Карасу). До этого Таджикистан не имел возможности прямого сообщения с этой страной. В 2005 году через этот пункт было перевезено около 20 тысяч тонн грузов. Таджикистан экспортировал в Китай товар на 200 тысяч долларов, импортировал на сумму около 800 тысяч долларов. По мнению старшего инспектора отдела статистики и анализа Таможенного управления МГДС по ГБАО Джовида Орифшоева, это неполные данные, поскольку на таможне учитываются автомашины, проходящие растаможку на пункте. Значительная часть машин следует в Душанбе и проходит растаможку там. Бюджет ГБАО от работы пункта в 2005 году получил 5 млн. сомони.

КПП открывает новые перспективы для экономического развития области. Китайские предприниматели заинтересованы в строительстве предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции на территории Таджикистана. Китай намерен в Карасу создать свободную экономическую зону для развития торговли и производства, наподобие зон «Достык» и «Хоргос», на казахско-китайской границе. Для доступа на нее Китай снимает визовые ограничения для таджикских граждан. Однако, подобный расклад вряд ли может нравиться российской стороне. Россия не заинтересована в потере своих позиций. Движется взаимодействие и в экономической сфере. Таджикская алюминиевая компания «Талко» и китайская государственная компания по тяжелому машиностроению (CHMC) 20 мая 2008 года, в Пекине подписали контракт на строительство двух заводов на юге Таджикистана по производству фтористого алюминия и криолита.

Китай проявляет сильную заинтересованность в развитии таджикской гидроэнергетики и в этом нет ничего удивительного. В 2006 году крупнейшая китайская компания, специализирующаяся на строительстве плотин и гидроэлектростанций - Sinohydro, собирается осуществить ряд гидроэнергетических проектов в Таджикистане. В частности, сотрудники компании приступили к изучению советского проекта строительства Обурдонской ГЭС на Зерафшане, а также намереваются рассмотреть проекты еще нескольких гидроэлектростанций на Зерафшане и Сурхобе. Если эти проекты будут осуществлены, то таджикской гидроэнергетики будет придан мощный толчок в развитии. Этот момент представляется наиболее важным с точки зрения влияния в регионе, где вода ценится на вес золота.

Китаю остро нужна электроэнергия и вода в западных районах страны, особенно в Таримской впадине. Водные ресурсы самого региона, исчисляемые в 26,4 кубокилометра воды в год, ничтожны для населенного и промышленного развитого автономного района. Сотрудничество с Киргизией и Таджикистаном в области гидроэнергетики позволит решить обе проблемы.

Заглянув в историю, мощью любого государства на Западе всегда считалось политическое и экономическое влиянием страны. Китая не исключение. Скорее всего, китайское руководство проводит свою активную политику в Центральной Азии, в том числе исходя из этих соображений.

Иными словами, интерес Китая к Таджикистану вполне определенный и четкий, и выражается, главным образом, в привлечении ресурсов для развития СУАР. Но это, вместе с тем, дает серьезные шансы и возможности самому Таджикистану для экономического развития и увеличения своего политического влияния.

На третьем форуме Шанхайской организации сотрудничества в Китае Чрезвычайный и Полномочный посол РТ в КНР Рашид Алимов отметил, что без ШОС сегодня трудно представить политическую карту мира. «Несмотря на свою молодость, ШОС не только продемонстрировала свою устойчивость и жизнеспособность, - отметил он. Главное, за это время жизнь подтвердила необходимость создания такой региональной организации, которая могла бы адекватно реагировать на угрозы и вызовы ХХI века». Организация, которая на практике показывает себя не как «антиблоковая структура», а как эффективный инструмент многостороннего взаимодействия, способствующий укреплению доверия и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых подходов к решению проблем региональной безопасности и соразвития. В то же время все еще имеются попытки дестабилизировать ситуацию в регионе, навязать чуждые экспортные формулы развития. Остановить деструктивные силы, которые вынашивают новые разрушительные планы на евразийском геополитическом пространстве, можно только коллективными усилиями. Борьба с этим, а также с незаконным оборотом наркотиков еще долгое время сохранит свою остроту и актуальность.

Несомненно, что Таджикистану также нужен Китай. 14 мая 2008 года президент Таджикистана Эмомали Рахмонов принял находящихся в Душанбе министров обороны стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества. Во время встречи с министрами обороны стран ШОС президент Рахмонов выразил удовлетворение усилиями стран ШОС в вопросах обеспечения безопасности и противодействия угрозам терроризма и экстремизма в регионе. Вечером Рахмонов отдельно принял министра обороны КНР Лян Гуанле. Президент Рахмонов заявил, что «Таджикистан уделяет особое внимание в свое внешней политике развитие отношений с Китаем» [2] . Президент Таджикистана также выразил благодарность Китаю за поддержку в становлении независимости Таджикистана и вклада в развитии ее экономики. Он также отметил, что в военной области между Таджикистаном и Китаем сотрудничество развивается преимущественно в области обменом информацией и опытом в противодействии проявлениям терроризма, экстремизма и сепаратизма. Рахмонов выразил благодарность министру обороны Китая за оказываемую техническую помощь таджикской армии и подготовку военных кадров.

Согласно своим уставным документам, ШОС не является военно-политическим союзом и не стремится к этому. В настоящее время в рамках организации разрабатывается система мер, реализация которых позволит реагировать на события, ставящие под угрозу мир и стабильность в регионе. Это не простая задача. При ее решении учитываются дипломатические, юридические и информационные аспекты.

Вместе с тем, в вопросах общей подготовки Вооруженных сил Таджикистан, в основном, рассчитывает на свои внутренние ресурсы, несмотря на то, что России оказывала раньше и оказывает сейчас неоценимую помощь в строительстве Вооруженных сил Таджикистана. Таджикистан поддерживает политику России по решению международных проблем, в том числе ее позицию по проблеме однополярного устройства мира. Присутствие российских войск на территории республики охлаждает «горячие головы» некоторых политиков в отношении внутреннего государственного устройства Таджикистана. Таджикистан придает приоритетное значение сотрудничеству со своим стратегическим партнером, которым является Российская Федерация», - сказал министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев.

Регион Центральной Азии, в том числе и Таджикистан, представляет огромный интерес как Европейского Союза, США, так и Китая, Ирана и в этой ситуации России, чтобы не оказаться в стороне, нужно решительно действовать несмотря на противодействия заинтересованных сторон. В случае, если Россия упустит этот момент - последствия могут быть необратимыми. Вернуться, восстановить что-либо будет практически невозможно.

[1]Декларация о создании ШОС 15.06.2001 г.

[2] Президент Таджикистана принял министров обороны стран ШОС http://regnum.ru/news/1000330.html

Поделиться: