Дорожная карта России и Казахстана
Автор: ИАЦ МГУ
Отношения между двумя странами могут послужить примером для остальных соседей по постсоветскому пространству
На прошедшем 18-20 декабря неформальном саммите глав СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились о создании к 1 января 2012 года единого экономического пространства - с единым рынком товаров и услуг, согласованной экономической политикой, свободным движением капиталов и рабочей силы.
Организованный газетой «Комсомольская правда» Круглый стол был посвящен реализации программы «Дорожная карта России и Казахстана», которая, по сути, является совместной «лоцией» для двух стран на пути к единому экономическому пространству. В Круглом столе приняли участие дипломаты, эксперты, журналисты СМИ России и Казахстана.
|
Михаил Литвинов, советник-посланник посольства Республики Казахстан в РФ:
- «Дорожная карта» - условное название, отражающее отношения России и Казахстана. По какой дороге мы должны идти, какие этапы преодолеть, какие мероприятия выполнить, чтобы эти отношения развивались - отсюда и пошло название «Дорожная карта».
Это комплексный, укрупненный план совместных действий России и Казахстана. Наши отношения развиваются очень динамично - во многом благодаря лидерам наших государств. Достаточно сказать, что в этом году президенты Казахстана и России встречались уже 6 раз. И это не протокольные встречи - в ходе них обсуждаются дальнейшие перспективы развития двустороннего сотрудничества.
Для Казахстана российское направление - основное направление внешней политики. Мы выстраиваем стабильные, предсказуемые отношения с первых дней после распада Советского Союза. И, как сказал наш президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, они представляют собой наиболее успешную и эффективную модель двустороннего сотрудничества на всем постсоветском пространстве.
Для Казахстана, как и всей мировой экономики, прошедший год был, безусловно, довольно напряженным. Кризис в Казахстане начался раньше, чем где-либо - осенью 2007 года. Поэтому мы уже были готовы ко второй волне. И от того, как страна выходит из этой ситуации, во многом зависит международное сотрудничество, в том числе и казахстанско-российские отношения.
В нашем государстве была выработана собственная антикризисная программа. На преодоление кризисных явлений было выделено порядка 19 млрд. долларов, что соответствует 14 процентам ВВП страны. В результате государственной поддержки банковской системы, которая составила порядка 3 млрд. долларов, удалось обеспечить стабилизацию финансовой системы. В результате в течение этого года ставка рефинансирования у нас снизилась с 10 до 7 процентов, а инвестиции в основной капитал по сравнению с прошлым годом не уменьшились, а даже выросли на 1,7 процента. При этом объем иностранных инвестиций увеличился в два раза. Промышленное производство также осталось на уровне 2008 года. Возможно, по результатам года мы даже получим прирост. Несмотря на кризис, нам удалось снизить безработицу, которая сегодня составляет чуть больше 6 процентов. Все это свидетельствует о том, что антикризисная программа дала свои результаты.
В мае 2009 года Нурсултан Абишевич Назарбаев представил базовые принципы плана посткризисного развития экономики Казахстана. И начиная с 2010 года мы начинаем пятилетку форсированного инновационного развития. Кроме того, сейчас разрабатывается карта индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы, которая подразумевает рациональное размещение производственных мощностей, увязку их с ресурсной базой регионов и развитие инфраструктуры.
Безусловно, все эти планы без международного сотрудничества реализовать невозможно. Особенно между Казахстаном и Россией. В последнее время оно осуществляется более скоординировано и последовательно. Этому во многом способствует план совместных действий Казахстана и России - комплекс мероприятий экономического, приграничного, культурно-гуманитарного сотрудничества, а также ряда других направлений. Надо сказать, что кризисные явления в определенной степени отразились на товарообороте между Казахстаном и Россией. По итогам 11 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он сократился примерно на 40 процентов - с 20 до 12 миллиардов долларов. Но сейчас уже начинается рост.
Что касается «Дорожной карты Казахстан - Россия». Успешно был реализован план 2007-2008 года, и в декабре 2008 года мы утвердили новый план на 2009-2010 годы, так называемую «Дорожную карту». Фактически это согласованный план наиболее важных, конкретных мер, перечень совместных проектов, которые способствуют углублению нашего взаимодействия. В нем нет мелких вопросов, а есть основные направления, по которым мы должны двигаться. Он включает около 40 конкретных мероприятий, охватывающих весь спектр казахстанско-российских отношений.
В частности, в том же энергетическом комплексе предусматривается разработка совместного нефтяного баланса и планов транспортировки нефти на экспорт, реализация совместной комплексной программы сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях, расширение научно-технического сотрудничества в рамках реализации совместных проектов и т.д.
И нынешний этап социально-экономического развития Казахстана и России характеризуется последовательным переходом на целевую направленность экономики по выстраиванию инновационной модели. Мы такую программу разработали еще в 2003-2004 году. В России утверждена концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. И реализация этих двух концепций будет осуществляться на основе наших совместных планов и сотрудничества.
В рамках плана совместных действий успешно развивается сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе. Мы договорились о том, что в ближайшее время приступим к реализации расширения Каспийского трубопроводного консорциума. Это сложнейший проект: совместно с Россией мы планируем поднять мощность нефтепровода с 32 до 67 млн. тонн.
Мы договорились о строительстве прикаспийского газопровода Казахстан - Россия - Туркменистан. Прорабатывается вопрос о расширении газотранспортной системы Средняя Азия - Центр. То есть это крупные, мощные проекты в топливно-энергетическом комплексе.
Что касается электроэнергетики, то принят план по формированию общего рынка электроэнергии Казахстана и России. Мы совместными усилиями развиваем мощности Экибастузской ГРЭС. В ближайшее время начнется подготовка к строительству на ней третьего энергоблока. С учетом дефицита электроэнергии это очень важный вопрос, который мы вместе решаем. Буквально недавно подписано соглашение между правительствами Казахстана и России о мерах по обеспечению параллельной работы в единой энергетической системе. Это тоже очень важный вопрос, который способствует интеграции и экономическому сотрудничеству.
Мы серьезно и целенаправленно работаем в области использования атомной энергии в мирных целях. У нас под эгидой МАГАТЭ создано совместное казахстанско-российское предприятие «Международный центр обогащения урана». В Казахстане на сегодня успешно действуют и из года в год наращивают свои мощности три совместных предприятия по добыче и переработке урана. Сейчас мы прорабатываем вопрос о создании объединенной компании в области ядерной энергетики и участия России в строительстве в перспективе атомной электростанции в Казахстане.
Мы успешно реализуем экономическую программу приграничного сотрудничества. В течение последних лет ежегодно проводим форумы, в которых участвуют губернаторы казахстанских и российских областей, представители деловых кругов. На этих форумах обсуждаются перспективные направления сотрудничества, формируется программа совместных действий.
Все эти вопросы вошли в план совместных действий и находятся в определенной стадии реализации. Так что «Дорожная карта» - это действительно рабочий документ.
|
Алексей Власов, генеральный директор Центра по изучению СНГ при МГУ им. Ломоносова:
- На мой взгляд, помимо создания таможенного союза еще один очень важный вопрос - это формирование общей повестки дня по председательству Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Россия в нем также заинтересована, потому что это позволит сформировать более сбалансированное отношение к так называемым «трем корзинам» ОБСЕ - безопасности, экономике и гуманитарной составляющей. Это подразумевает развитие транспортных проектов, что полностью вписывается в русло двусторонних интересов России и Казахстана. Это подразумевает пути решения афганской проблемы и обеспечение безопасности в центральноазиатском регионе, а значит, и у границ РФ, поскольку стабильное безопасное развитие Центрально-азиатского региона - залог стабильности и России.
Еще одно важное направление - ШОС. На мой взгляд, те инициативы, которые инициировал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, российское руководство принципиально поддержало. Я имею в виду возможность введения региональной валюты ШОС. Я думаю, что при определенных разногласиях, которые существуют в ШОС, Россия и Казахстан отстаивают общую позицию. И это важно, потому что от дальнейших перспектив Шанхайской Организации Сотрудничества во многом зависит, как мы будем воспринимать Китай в ближайшие 10-15 лет.
По интеграционному проекту могу сказать, что в выигрыше окажутся все участники Таможенного союза. Но это не только практическая выгода, это еще и ответственность политических элит перед населением тех государств, которые входят в Таможенный союз. Поэтому здесь нужна очень здравая, выверенная логика, а не поспешность и преобладание политических факторов над факторами экономическими.
Что касается двусторонних вопросов, то должен сказать об одной проблеме. К сожалению, вначале мы решаем вопросы инфраструктуры, а такие проблемы, как повышение качества человеческого капитала и развитие гуманитарных и образовательных проектов - уже потом. Кто будет делать умную экономику, умную политику?
И в России, и в Казахстане не хватает квалифицированных кадров. Давайте решать эти проблемы совместно. Тем более, что проблем, связанных с взаимодействием вузов, нет - не хватает системы. Ректоры вузов зачастую думают более системно, более государственно, чем министерско-чиновничья бюрократия. И это и в России, и в Казахстане. Поэтому я думаю, что нужно дать больше свободы в партнерском взаимодействии представителям крупных вузовских структур. Они сами найдут общий язык. Не нужно это все сковывать чиновничьими, бюрократическими, министерскими инструкциями.
Казахстанские студенты на Запад все равно будут ездить. Но у нее и у российской молодежи по-прежнему общая ментальность, общие ценности. И говорят они на общем языке - русском. А это фундамент того, что «Дорожная карта» - не виртуальный документ, а реальная практика, в которой мы с вами живем.
|
Сергей Морозов, главный редактор информационного агентства «Национальные интересы»:
- Если задать вопрос, какая из стран СНГ проводила в последние 10 лет наиболее грамотную внешнюю политику, то я отвечу, что Казахстан. И это признается практически всеми государствами. Самое большое достижение Нурсултана Назарбаева, с моей точки зрения, это то, что ему удалось найти оптимальный и плодотворный формат сотрудничества с Россией, который отвечает национальным интересам как Казахстана, так и России.
А ведь в Казахстане тоже были трудности, были 90-е годы, были непростые отношения с Россией, которые могли бы быть тоже непростыми, как и у других наших соседей. Был и территориальный вопрос, был и национальный вопрос, и положение русских, которых в Алма-Ате сейчас больше 30 процентов.
И в этом контексте я вижу еще одну задачу, которую может выполнить Казахстан, опытом которого мы в России должны воспользоваться. Во-первых, Казахстан должен служить позитивным примером и моделью сотрудничества с Россией. Но нужно об этом больше рассказывать, в том числе, на международном уровне. Такую модель сотрудничества Россия должна переносить и на другие страны, прежде всего, на соседские страны.
Во-вторых, Казахстан может более активно действовать на политическом пространстве СНГ. Пусть многие инициативы на постсоветском пространстве озвучивает не Россия, а Казахстан. Тогда они не будут восприниматься другими странами в штыки.
И никто из российских соседей так, как Казахстан, не сможет рассказать в СНГ, и в мире о преимуществах нормальных отношений с Россией и кооперации с ней. Надо это все использовать. У Казахстана не хватает только инициатив на международном уровне. Надо помогать их разрабатывать. Не хватает медийных ресурсов - надо поделиться российскими. Не хватает дипломатических каналов - есть российские возможности. Надо использовать тот шанс, что Казахстан является партнером и союзником России. А с таким партнером не надо жадничать. Нужно делиться ресурсами и это вернется сторицей.
Комсомольская правда
Поделиться: