Дорогавцева Е.О. Место ШОС в современном мире

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Государства Центральной Азии после распада СССР пытались развивать интеграцию на региональном уровне. Разработали программу и стратегию развития центрально-азиатской интеграции, но не было чёткого плана мероприятий с указанием конкретных исполнителей и точных сроков их выполнения. Это были договора о намерениях, а не реальная интеграция. На рубеже третьего тысячелетия борьба за этот регион приобрела действительно глобальный характер. Основные акторы мировой политики стратегически столкнулись в Центральной Азии.
Дорогавцева Е.О.  Место ШОС в современном мире

Сегодня в Центральной Азии с переменным успехом действуют три региональных объединения - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Каждая из этих организаций решает свои задачи и развивается своими методами, которые, однако, направлены на достижение одной фактической цели -интеграции входящих в них государств. Всё чаще и чаще аналитики начинают говорить как о реалии слиянии трёх организаций, его преимуществах и недостатках.

Однако, громкий термин «интеграция» может быть и не использован на практике. Относительно мобильный ЕврАзЭС скорее является декларацией о грядущих намерениях. О Едином экономическом пространстве вовсе перестали говорить. Последним рычагом интеграции под эгидой России остается Организация Договора о коллективной безопасности. Однако под ОДКБ нет экономической основы, если не считать поставки оружия по внутрироссийским ценам. Миротворческие силы выглядят мифом по причине своего неприменения на деле. «Нарисуйте» реальный конфликт, разводить который будут посланы миротворцы ОДКБ. 1 Остается лишь Шанхайская организация сотрудничества.

Стоит кратко осветить историю становления, первоочерёдные планы и задачи этой совсем ещё молодой организации. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) -постоянно действующая межправительственная международная организация, дату и место создания которой следует отнести к 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР). В её состав входят бывшая Шанхайская Пятёрка: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и присоединившаяся к ним 15 июня 2001г. Республика Узбекистан. Следует сразу отметить, что именно участие в этой организации Китая придаёт ей некую «изюминку», отличает её от многих других региональных образований на территории бывшего СССР. Основы сотрудничества Шанхайской пятёрки, а потом и Шанхайской организации сотрудничества, изначально были заложены 26 апреля 1996г. с подписанием в Шанхае «Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы» и подписанном на второй московской встрече 24 апреля 1997 г. «Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы». Эти два документа заложили механизм взаимного и полного доверия в военной области и приграничных районах, способствовали установлению партнёрских отношений государств-участников, базирующихся, в первую очередь, на открытости, не принадлежности к каким-либо блокам, отказе от направленности против третьих стран.

Что касается целей и идей организации, нужно сразу отметить, что ШОС не является определённым военным блоком в противовес НАТО, как пропагандируется зачастую в СМИ, и даже не военные задачи стоят первоочерёдными перед участниками ШОС на данный момент, напротив, это многофункциональная организация. Ни в одном документе ШОС нет даже намека на то, что эта организация позиционирует себя как военный блок. Речь идет только о сотрудничестве в деле обеспечения безопасности и стабильности региона Евразии, коллективного решения абсолютно всех сфер деятельности проблем этого региона.

Особое внимание стоит уделить крайне выгодному геополитическому расположению этого региона. Природа одарила этот район огромными запасами нефти, газа, урана, золота и других полезных ископаемых. На территории Туркмении, Узбекистана и Казахстана находится 4,3% мировых доказанных запасов газа. Они составляют около 8 трлн. куб. метров. В Киргизии и Таджикистане газовые месторождения практически отсутствуют или не разработаны. Эти страны относятся к импортерам газа, и поставки природного газа для них жизненно важны. Через территорию Казахстана проходит один из основных газопроводов Средняя Азия - Центр, позволяющий поставлять узбекский и туркменский газ в Россию, на Украину, в страны Закавказья. Узбекистан - транзитная страна для туркменского газа, а Казахстан - для узбекского. Нельзя забывать и о таких «бонусах» региона, как искусственный характер границ между государствами; значительные людские ресурсы (более 60 млн. человек); громадные водные ресурсы в горных районах, выращивание хлопка.

Необходимо помнить о том, что сегодня геополитические процессы проходят в условиях борьбы сторонников многополярного мира, в числе которых Россия и Китай, со стремящимися к мировой гегемонии США. Одной из арен этой борьбы стала Центральная Азия, где в соответствие с доктриной Пола Вулфовица, США решают две важнейшие для себя геополитические задачи. Во-первых, они пытаются не допустить интеграции государств региона вокруг России, во-вторых - воспрепятствовать превращению ШОС в военно-политический блок или другое мощное геополитическое образование, способное противостоять США. Эта деятельность активизировалась после того, как была озвучена Астанинская Декларация ШОС

По сути, ШОС это два отдельных проекта - проект России и проект Китая, где каждый, стараясь не нарушать паритета, упорно движется к личной цели. Взаимодействие России и Китая в отношении данного региона - это сложное соперничество «великих» за влияние над «малыми»: и совпадение интересов этих государств, и непреодолимые противоречия, и выработка общей стратегии в меняющемся мире. Возможна ли интеграция государств вокруг России? С моей точки зрения, такой вариант станет возможен лишь при ослаблении влияния Китая. Ведь отношения «Китай-Россия» являются ведущими в организации^ здесь важно одно - сохранять полное равновесие.

Но и «малые» государтсва имеют свои планы. Так называемое «ближайшее Зарубежье России» стремится преодолеть трудности, которые выражаются, в первую очередь, низкой конкурентоспособностью региона в условиях глобализации, провалами в экономике, ростом социального недовольства, безработицей, обнищанием населения, бесконечными спорами о водо- и землепользовании между странами, возросшей активностью террористических организаций и наркодельцов. Они усиленно развиваются и хотят тоже иметь свой голос в решении всех проблем глобального характера. При этом Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, умело играя на интересах России и Китая внутри ШОС, как двух лидеров «врагов-союзников», научились добиваться гораздо больше, чем вне этой структуры. Без нее столь больших дивидендов в плане разыгрывания цен на газ и нефть, на поставки оборудования, на связанные кредиты, на строительство новых мощностей поодиночке добиться им было бы сложно.

Но самое главное - ШОС объединяет страны с разным, порой абсолютно несопоставимым уровнем экономического развития и амбициями. Здесь есть абсолютный и недостижимый экономический лидер Китай, амбициозный и бурно развивающийся Казахстан, решительно настроенная Россия.

Одним из важных элементов глобальной энергетической политики может быть уже озвученное в прессе предложение о создании единого энергетического пространства в рамках ШОС, регионального «Энергетического клуба», где будут представлены и страны - производители энергосырья (Россия, Казахстан, Узбекистан и примыкающий к ШОС Иран, а впоследствии, возможно, Туркменистан и Азербайджан), и страны-потребители (Китай, Таджикистан, Киргизия, а также Индия и Пакистан). К 2015 году добычу нефти в Казахстане планируется увеличить до 150 млн. т, экспорт - до 125 млн., добычу природного газа - до 40 млрд. куб. м, а в Узбекистане и Туркменистане - по 110 млрд. в каждой, их значительная часть будет экспортироваться в страны ШОС и АТЭС В перспективе ожидается резкое увеличение поставок энергоресурсов из России и Центральной Азии в Китай, Японию, Корею, страны Юго-Восточной Азии.

Заключением, с моей точки зрения, должно быть освещение вопроса перспективы слияния ШОС, ОДКБ И ЕВРАЗЭС, как возможная будущая реальность развития всех трёх «смежных»(как территориально, так и идейно» организаций. Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан - члены всех трех организаций. Узбекистан входит в ШОС, подал документы на вступление в ЕврАзЭС и заключил Договор о союзнических отношениях с Россией. По прогнозам аналитиков он в недалеком будущем может присоединиться к ОДКБ. Китаю, стремящемуся создать вокруг себя пояс безопасности из дружественных государств, близки цели ОДКБ. Кроме того, он также заинтересован в развитии прочных торгово-экономических и коммуникационных связей со всеми центрально-азиатскими государствами и Россией - эти вопросы относительно успешно решаются в ЕврАзЭС. Объединение всех трех организаций позволит консолидировать усилия в решении стоящих перед ними задач, повысить эффективность управления и координацию деятельности, избежать несогласованности действий. Важнейшим результатом объединения может стать также усиление интеграционных процессов, разрешение существующих в центрально-азиатском регионе противоречий и проблем и, как следствие, исключение его из состава пресловутой «дуги нестабильности». Кроме того, будет положен конец столкновению интересов основных геополитических оппонентов в Центральной Азии.

Малашенко А. Прощание с ближним зарубежьем.// НГ от 15.01.2008

Теги: ШОС

Поделиться: