Доклад Главного Алматинца.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Уважаемые алматинцы! Сегодняшняя наша встреча проходит в четвертый раз и уже имеет свою определенную историю и традицию. При этом каждый раз мы обсуждаем широкий спектр городских проблем, как системных, так и вновь возникающих в повседневной жизни. Особенность нынешнего мероприятия в том, что оно проходит буквально через несколько дней после того, как Глава государства озвучил свое ежегодное послание народу Казахстана. Практически все приоритеты, обозначенные Президентом страны, имеют высокую степень актуальности для нашего города.
Доклад Главного Алматинца.

Уважаемые алматинцы!

Сегодняшняя наша встреча проходит в четвертый раз и уже имеет свою определенную историю и традицию. При этом каждый раз мы обсуждаем широкий спектр городских проблем, как системных, так и вновь возникающих в повседневной жизни.

Особенность нынешнего мероприятия в том, что оно проходит буквально через несколько дней после того, как Глава государства озвучил свое ежегодное послание народу Казахстана. Практически все приоритеты, обозначенные Президентом страны, имеют высокую степень актуальности для нашего города.

В их числе:

  • Опережающее инфраструктурное обеспечение всех секторов экономики, с основным упором на развитие энергетики и транспортировки;
  • Практическое развитие несырьевого сектора экономики посредством реализации программы «30 корпоративных лидеров», среди которых логистический центр в нашем городе;
  • Обеспечение продовольственной безопасности;
  • Приведение налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана;
  • Усиление борьбы с инфляцией;
  • Совершенствование казахстанской модели политического и государственного устройства;
  • Борьба с преступностью и коррупцией;
  • Постоянное улучшение социального самочувствия людей;
  • Создание эффективной инфраструктуры образования и здравоохранения, повышение качества оказания услуг;
  • Обеспечение доступного и качественного жилья работникам бюджетной сферы через систему жилищных строительных сбережений по процентной ставке не превышающей 4% годовых;
  • Кроме того, Акимы регионов получили персональное поручение о активном развитии инфраструктуры, особенно дорог местного значения.

Прошлый, 2007 год, показал, что для выполнения комплекса этих задач наш город создал неплохой задел.

Городское хозяйство непростой механизм и многие его задачи из года в год остаются неизменными. Вместе с тем время меняется, появляются новые возможности, по мере достижения одних целей создаются условия для решения других, до этого времени отложенных вопросов.

Так 2005 год прошел у нас под знаком старта городских программ, направленных на благоустройство города. 2006 и 2007 год под эгидой решения вопросов модернизации энергетики и снижения транспортной нагрузки. При этом все наши задачи были нацелены на реализацию стратегических для города приоритетов, обозначенных Главой государства о развитии финансового, туристического и культурного центра. В конечном итоге наша главная цель, чтобы Алматы перешел из разряда классических промышленных городов в ряд постиндустриальных городских сообществ, где главным капиталом является человеческий интеллект, основанный на созидательном потенциале. В свою очередь эта цель подразумевает формирование условий для позитивных изменений качества жизни каждого алматинца.

Чтобы представить город как живой организм, со своими потребностями и потенциалом, конкретными людьми и их повседневными заботами на каждой встрече обозначались некоторые его грани, раскрывающие его динамику. Приводились цифры, демонстрирующие ритм жизни Алматы за один день. Или соизмерялась деятельность одного алматинца с каждым прожитым им годом. Сегодня же хотел бы привести факты, позволяющие посмотреть на наш город сквозь призму страны в целом, чтобы увидеть каковы параметры Алматы в структуре республики.

Итак, наш город занимает всего лишь 0,19 процента от общей территории страны. При этом:

  • каждый десятый казахстанец постоянно живет и работает в Алматы;
  • 2 триллиона 273 млрд. тенге или 1/5 часть ВВП республики приходится на долю нашего города. На каждого жителя приходиться 15 тысяч долларов, что в 2,7 раза больше чем в целом по стране;
  • до 30 % всех налоговых поступлений в стране собирается здесь;
  • 50% внутреннего и 1/6 часть внешнеторгового товарооборота страны производится в Алматы
  • до 70% всех банковских операций;
  • около 50% всех розничных и оптовых операций;
  • 18 % всех инвестиций;
  • 12% вводимого в стране жилья.

А теперь приведу конкретные цифры, которые каждый алматинец, образно говоря, может примерить на себе.

  • понятно, что все мы каждый день ездим на автотранспорте по городу и нередко жалуемся на пробки на улицах. Но не каждый из нас задумывается над тем, что эти самые улицы ежедневно пропускают более полумиллиона или же 1/5 часть всех автотранспортных средств республики. Если оставшуюся часть равномерно распределить по регионам страны, то в каждой области начитывается в среднем по 142 тысячи единиц транспорта;
  • 78 тысяч или треть субъектов предпринимательства республики работают в Алматы, которые, в свою очередь, приносят более 60% всех налоговых поступлений;
  • 33 банков второго уровня республики или 95% открыты и производят финансовые операции в нашем городе.

Более того, ежедневно мы приобретаем продовольственные и бытовые товары, но даже не представляем себе, что мы сами производи м :

  • каждую пятую тонну колбасы;
  • шесть из каждых десяти литров овощных и фруктовых соков, а также подсолнечного масла;
  • каждый восьмой килограмм маргарина;
  • каждый шестой литр переработанного молока;
  • каждые два из пяти литров коньяка и пива;
  • сто процентов автоматических стиральных машин и магнитофонов;
  • 95 процентов телевизоров;
  • каждую вторую пару обуви;
  • почти половину деревянных окон и дверей;
  • почти треть бумаги и картона;

Понятно, что это лишь отдельные штрихи к портрету нашего города. Но и этого достаточно, чтобы судить о том, каков его реальный масштаб. В том, что наш небольшой по размерам город вмещает столь значительный экономический, промышленный и предпринимательский ресурс, заслуга алматинцев и результат их заинтересованного участия.

А значит потенциал для дальнейшего поступательного развития, далеко не исчерпан. Об этом свидетельствуют итоги прошедшего года. Более того, анализ последних трех лет демонстрирует высокий уровень динамики социально-экономических процессов.

Уважаемые горожане!

Прежде всего, хочу напомнить, какие приоритетные задачи мы ставили в прошлые годы. В числе первых были обозначены вопросы благоустройства города, снижения транспортной нагрузки, модернизации энергетики, развитие социальной сферы. Все это конкретные практические задачи, требующие от городских служб кропотливой работы.

Не без оснований можно сказать, что результаты по этим направлениям деятельности налицо. Вначале о макроэкономических параметрах. Надо сказать, что впервые за долгие годы мы наблюдаем не отдельные признаки роста экономических показателей, а устойчивую тенденцию развития по всем направлениям. Мы не достигли пика своего потенциала, но преодолели спад и уверенно наращиваем темпы. Это видно из следующих цифр.

За три года объем производства превысил 347 миллиардов , а темпы промышленности выросли в 2 раза , чему в немалой степени способствует реализация Стратегии индустриально-инновационного развития г. Алматы. В рамках стратегии профинансировано 32 проекта , ведется реализация еще 17 проектов . В сфере налогообложения собрано налогов в республиканский и местный бюджет более 786 миллиардов тенге, что по сравнению с 2004 годом больше в 2,9 раза .

Достаточно высокими темпами в городе развивается малое предпринимательство. Сегодня в этой сфере заняты более 210 тысяч человек, что на 101 тыс . больше чем три года назад. И их число растет.

В 1,9 раз выросла за эти годы среднемесячная заработная плата и составила почти 75 000 тенге . Такую зарплату сегодня в городе получает каждый четвертый житель. При этом уровень безработицы не превысил 0,4%. Построено более 2 миллионов 350 тыс. кв . метров жилья.

Такова макроэкономика нашего города за три года. При этом, львиная доля приходится на прошлый, 2007 год, который был для нас наиболее насыщенным.

По его итогам объемы производства в промышленном секторе выросли на 9%, инвестиции в основной капитал на 17% , строительство жилья на 9% . Легализовано имущества на сумму более 392 млрд . тенге. Сумма сбора поступившего в бюджет составила 38,9 млрд . тенге.

Таким образом, реально располагаемый бюджет к концу 2007 года составил 170 с половиной млрд. тенге , с ростом к аналогичному показателю 2006 года на 67 млрд . тенге.

Общая сумма социальных выплат за 2007 год составила 1 миллиард 435 млн . тенге. Из них специальное городское пособие получили 127,5 тысяч пенсионеров на общую сумму более 1 миллиардатенге .

Как видите, общие показатели прошлых лет не только вселяют уверенность, но и отчетливо закрепляют за Алматы высокую специализацию постиндустриальной зоны, которая характерна для большинства развитых городов. В свою очередь, это указывает на то, что на ближайшую перспективу Алматы по-прежнему остается одним из самых значимых городов страны.

Более того, в контексте общей стратегии дальнейшее развитие города должно получить реальный мультипликативный эффект. Многое в этом зависит от реализации тех крупных инициатив, которые поставил перед городом Президент нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев. Все они реализуются относительно с недавнего периода. Это: создание финансового центра , развитие индустриально-инновационного сектора , реализация крупных инвестиционных проектов и, конечно же, реализация транспортной стратегии.

Начну с этого вопроса, так как он связан не только с комфортным передвижением горожан по дорогам. В первую очередь транспорт – это экономика. В город ежегодно ввозиться более 3-х с половиной миллиона тонн грузов. Далее он по транспортным артериям расходиться по объектам города. Для Алматы с его спецификой время, затраченное на перевозку, без преувеличения деньги и соответствующие налоговые поступления.

В начале доклада была приведена в пример автотранспортная составляющая нашего города в разрезе республики. Действительно, ситуация такова, что при несравнимом пространственном соотношении, более 500 тысяч автомобилей страны сосредоточено в нашем городе, улицы которого не рассчитаны даже на половину от этого количества.

Городская программа снижения транспортной нагрузки призвана не только решить эту проблему, но и с учетом роста города в последующие годы создать прочный задел. Ее конечной технической целью является организация беспрепятственного движения транспорта как внутри, так и за пределами города.

Поэтому, важнейшей задачей нами было определено создание отвечающего современным требованиям аэропорта, метрополитена и скоростного малого транспортного кольца, соединяющего ряд основных магистральных дорог города. Практически все наши действия в плане развития транспортной инфраструктуры подчинены этой цели. Ключевыми из них, конечно же, являются современные транспортные развязки, которые вот уже третий год строятся на пересечениях городских улиц.

Понятно, что они, прежде всего, нужны для города и являются составляющей единой транспортной стратегии . В ее рамках всего за 2 года в развитие транспортной инфраструктуры привлечено 105,8 млрд . тенге, в том числе более 83 млрд . бюджетных средств. Было построено 11 транспортных развязок , пробиты 3 улицы, всего отремонтировано 630 км дорог, не считая асфальтирования внутридворовых территорий. Такого в городе не было за всю историю дорожного строительства.

Открыты развязки на пересечении улиц:

  • Рыскулова-Сейфуллина-Жансугурова;
  • Сейфуллина-Тимирязева;
  • Сейфуллина-Аль-Фараби;
  • Аль-Фараби-Достык;
  • Рыскулова-Кудерина;
  • Саина-Шаляпина;
  • Саина-Абая;
  • Саина-Джандосова;
  • Аль-Фараби-Есентайпарк;
  • Аль-Фараби-Фурманова.
  • Все они являются основой в реализации нашей транспортной политики. Ее неотъемлемой частью станет завершающееся строительство Восточной объездной дороги протяженностью 10 км, которая призвана обеспечить беспрепятственную транспортную связь с центра к новому строящемуся терминалу международного аэропорта. Более того, она замыкает кольцо, начиная от Аль-Фараби, заканчивая Кульджинской трассой .

Логическим составляющим транспортной стратегии города является Большая Алматинская кольцевая автодорога (БАКАД). Сейчас совместно с Правительством и акиматом Алматинской области идут работы по изъятию земельных участков и разработке проектно-сметной документации. Основные работы начнутся уже в этом году. Эту задачу в числе приоритетных инфраструктурных проектов страны, поставил Глава государства в своем нынешнем послании.

В современном мире резко возрастает роль воздушных перевозок. И наш город должен соотносить свои амбициозные цели с расширением возможностей своих воздушных ворот. В 2007 году мы начали крупный проект по расширению пропускной способности международного аэропорта. Должен сказать, что на этот проект мы не тратим ни копейки бюджетных денег. Это чисто инвестиционный проект. И мы уже приступили к его реализации. Завершено строительство второй взлетно-посадочной полосы класса Б3, протяженностью 4,5 километра, стоимостью 60 миллионов долларов. В данный момент идет установка и наладка навигационного оборудования. Срок сдачи в марте месяце текущего года. Продолжается строительство международного терминала с сопутствующей инфраструктурой.

На основе расчетов и маркетинговых исследований ведущих зарубежных консалтинговых компаний этот проект разбит на три этапа. По завершении первого этапа пропускная способность нового аэропорта в 2010 году составит 2 миллиона пассажиров в год. На втором этапе к 2015 году – 4 миллиона, на третьем - к 2020 году – 8 миллионов.

Параллельно с этим в аэропорту введен в действие новый автоматизированный транспортно-логистический центр с разветвленными транспортными коммуникациями, которые дают возможность подвозки и отправления грузов другими видами транспорта, в том числе железнодорожным, непосредственно от терминала. Также в плане развития аэропорта предусмотрено строительство:

  • авиационно-технического центра;
  • объектов инженерно-авиационной службы;
  • бизнес - терминала для деловой авиации.

В результате реализации всех этих проектов грузовой Хаб в аэропорту Алматы станет крупнейшим оптовым транзитным складом товаров для рынка всего Центрально – Азиатского региона и станет дополнительным мощным импульсом для развития нашей экономики. Этой причины достаточно, чтобы сказать – проект современного высокотехнологичного аэропорта непременно будет реализован.

Вы знаете, что отдельная тема в транспортной системе Алматы – строительство метрополитена. Когда-то рассматривавшийся как имиджевый проект советской экономики, со временем все больше доказывает свою актуальность в условиях увеличения транспортных потоков. Поэтому по поручению Главы государства как только появились финансовые возможности, он был реанимирован. И его реализация идет полным ходом. В прошлом году из республиканского бюджета было выделено 20 млрд . тенге, которые полностью освоены. П ервая очередь метрополитена протяженностью 8 км будет сдана в эксплуатацию уже в 2009 году.

Важнейшая составляющая жизнедеятельности – энергетика. Нынешняя зима с ее аномально затяжным холодным периодом подтвердила правильность поставленной задачи по ускоренной модернизации энергокомплекса. В недавнем Послании Главы государства именно на это был сделан основной акцент, когда говорилось о приоритетных направлениях развития экономики.

Все наши усилия в этой области всецело были направлены на приведение в порядок существующих мощностей и увеличение их потенциала, для чего за два года было вложено 50 млрд . тенге, в том числе 26,7 млрд . бюджетных средств. Благодаря этому нам удалось снизить количество аварий на сетях на треть. Более того, не было допущено ни одной крупной аварии на объектах энергокомплекса. И это результат проделанной в данном направлении работы.

На эти средства был осуществлен целый ряд мероприятий. Назову лишь основные из них . Как известно все городские подстанции работали с большими перегрузками, что сказывалось на стабильном функционировании энергетики. Поэтому средства были направлены на реконструкцию и строительство новых электрических подстанций на 110Вт, суммарной мощностью 471 МВт. Только за прошлый год было сдано 12 таких объектов, тогда как за двадцать предыдущих лет не было введено в строй ни одной подстанции. И если сегодня нет ни одной крупной аварии при таких перегрузках и возрастающем потреблении электроэнергии с 980 МВт в 2005 до 1450 МВт в прошлом году, то это результат данной работы. Дополнительно построено и капитально отремонтировано порядка 60 км линий электропередач.

Также продолжаются работы по реконструкции и расширению котельной «Орбита», которая обеспечивает дополнительно 300 Гкал тепла южную часть города. Полный объем работ будет завершен в течение 2008 года.

Но уже сегодня для обеспечения котельной «Орбита» и южной части г. Алматы природным газом завершено строительство магистрального газопровода и ГРС-1.

В 2007 году мы завершили строительство 1-го этапа тепломагистрали ТМ-7, протяженность которого составляет порядка 2 км, 2-го этапа ТМ-2 и разработку проектно-сметной документации еще по четырем тепломагистралям.

В целом на все эти проекты были направлены порядка 2,5 млрд . бюджетных средств. Но это только начало. Впереди огромный объем работы по реализации строительно-монтажных проектов.

Наши усилия, направленные на обеспечение стабильного функционирования всех систем городского хозяйства в конечном итоге создают фундаментальные условия для реализации стратегических задач, поставленных Главой государства. Это становление Алматы как международного финансового центра и зоной развития высоких технологий.

В этом плане знаменательным событием для города стало открытие Президентом первого объекта финансового центра – офиса «Казкоммерцбанка». Эта начало первого этапа, предусматривающего строительство еще трех зданий, которые будут сданы в мае текущего года. Параллельно будет запущен второй этап, в ходе которого будет начато строительство 13 объектов. Всего программа развития финансового центра, рассчитанного до 2014 года, предусматривает ввод 80 зданий, общей площадью 3 млн. кв. метров.

Наряду с этим ведется активная работа по привлечению профессиональных участников и институциональных инвесторов. В результате на сегодня зарегистрировано в работе РФЦА 34 компании. Спектр деятельности компаний охватывает финансовые и лизинговые услуги, строительство и реализацию объектов недвижимости, телекоммуникационные услуги, производство продуктов питания, сбор автомобилей.

Функционирует основная торговая площадка финансового центра. Общий объем эмиссий ценных бумаг составляет 17,8 млрд. долларов США, объем сделок по ценным бумагам - 479 млн. долларов США.

Финансовый центр – проект всей страны, но находится он в Алматы. А значит в нем будут работать наши горожане, и во многом сам он будет работать на наш город.

Буквально недавно Президент страны выдвинул инициативу реализации в Казахстане нового национального проекта «Интеллектуальная нация – 2020». Своеобразным мозговым центром этой программы, безусловно, станет Парк информационных технологий. В связи с чем Президент предложил создать на базе парка IT -университет мирового уровня, сформированного из филиалов ведущих зарубежных вузов.

Все это говорит о том, что созданный Парк информационных технологий начнет в полной мере соответствовать своим функциям и назначению по формированию в Казахстане креативного производства, основанного на интеллектуальном ресурсе.

Уважаемые горожане!

У каждого из нас есть свое представление о том, каким мы видим город. Но основные компоненты его универсальны. Зрительный образ идеального Алматы таков:

- Чистый;

- Уютный;

- Комфортный;

- Безопасный.

Эти параметры, прежде всего, касаются благоустройства. Поэтому несколько лет назад мы объявили своим важнейшим приоритетом именно эту область городского хозяйства . И начали с элементарного – приведения в порядок дворов.

За 3 года реализации программы «Алматинские дворы» отремонтировано 2300 дворов . За 2007 год этот показатель составляет более 600 дворов . Приятно, что люди начали объективно оценивать значение этой программы и стали активно участвовать в ее реализации. Поэтому, с учетом дополнительных работ в программу внесена корректировка и срок реализации продлен до 2009 года. Таким образом, уже в этом году будут полностью обустроены дворы в Жетысуском и Турксибском районах, в 2009-м программа завершится в Ауэзовском, Алмалинском и Бостандыкском районах. Дворы Медеуского района мы завершили еще в прошлом году.

Насколько мне известно, на завершившихся отчетных встречах Акимов районов состояние дворов было частой темой для обсуждения. Отрадно, и то, что наряду с нареканиями в адрес городских служб, сами горожане говорили о бережном отношении к отремонтированным дворам. Это наглядно демонстрирует изменение отношения к чистоте и комфорту окружающей нас городской среды, в том числе дворов, которая зависит не только от городских властей, но и от самих жителей. Не скрою, мы ждали и такого эффекта, и очень рады, что еще раз получили доказательство того, что в отношении города мы всегда будем единым целым.

Безусловно, мы не ограничились только дворами. За три года начата реконструкция всех крупных фонтанов во всех частях города. 25 мая, завершающий учебный день в школах, начал ассоциироваться у алматинцев с праздником фонтанов, и постепенно становится «брендом» нашего города. В этот день мы стараемся запустить несколько новых фонтанов.

Всего за три года реконструированы практически все парки и скверы города, более 31 тыс . погонных метров арычной сети. Установлено более 9 тысяч новых светоточек и заменено более 60 тысяч.

Еще один образ, который возникает при упоминании Алматы – это город-сад. Не секрет, что эту славу мы подрастеряли. Чтобы вернуть ее мы приступили к реализации программы озеленения города . Только за прошлый год высажено более 20 тысяч тыс. единиц деревьев, а в целом за три года количество саженцев перевалило за 50 тысяч .

Кроме того, мы заложили хорошую традицию «Каждому новорожденному – по деревцу!». Этим мы хотели создать чувство сопричастности к судьбе города у подрастающего поколения и их родителей. Отныне практически каждое посаженное в городе дерево с поздравлениями от имени города дарится ребенку. При этом все работы по уходу берет на себя местный бюджет. Только в прошлом году поздравления разосланы 19 175 семьям , где появились новорожденные. Это наш небольшой по форме, но весомый по сути, вклад, подчеркивающий одно – наш Алматы – город будущего, в котором процветание будет олицетворяться только с благополучием наших детей.

Как уже было сказано, важнейшим компонентом города является чистота. И это вопрос не только эстетического вида, но и его санитарного состояния, от которого зависит здоровье населения. Известно, что влияние качества почвы, вод и атмосферного воздуха, куда неизбежно попадают отходы, на физические данные человека очень велики. Основной причиной целых групп заболеваний от холеры до малярии служит их плохое состояние.

Нарекания по качеству уборки территории города занимают верхние строчки в рейтинге повседневных проблем. Кроме системной работы элементарно не хватало материально-технической базы, которую мы начали наращивать с 2005 года. В целом прирост технического парка в 2007 году составляет – 46 единиц . Дополнительно к существующим 8 тысячам были закуплены еще 1000 контейнеров , которые были установлены во дворах. Объем вывозимых отходов в сутки увеличился в среднем на 190 т , что составляет более 1200 тонн в сутки.

В целях повышения рентабельности вывоза отходов и эффективного использования полигона, в прошлом году начал работу первый в республике мусороперерабатывающий завод мощностью в 450 тысяч тонн в год. Завод построен за счет частных инвестиций, объем которых составил около 30млн. ЕВРО . При этом в рамках проекта создано более 500 новых рабочих мест. Безусловно, здесь помимо экономического эффекта самое главное экологический аспект. Со строительством этого завода мы можем говорить о начале поэтапного решения экологической проблемы.

Все мы знаем, чтоАлматы относится к регионам с повышенным содержанием вредных веществ в атмосфере. Давайте начнем с основных составляющих. Главным загрязнителем воздуха города является автомобильный транспорт, выбросы которого составляют более 90%. А они являются прямой причиной возникновения широкого диапазона заболеваний от астмы до рака. Об этой проблеме достаточно было сказано. Теперь же настало время ее решать, хотя мы уже реализуем ряд проектов. Свидетельство тому – транспортная стратегия города.

Но не все зависит от городских властей. Уже который год мы обращаемся в Правительство, Парламент по изменению экологического законодательства. Глубоко убежден, что это мнение поддерживают все алматинцы. И сегодня хочу еще раз поставить этот вопрос.

Во-первых, необходимы ограничения на ввоз автомобилей сроком эксплуатации более 7 лет, за счет увеличения ввозных пошлин. Посудите сами, из 504 тысяч единиц автотранспорта у 387 тысяч или 77% всего автопарка срок эксплуатации более 7 лет. Это означает, что львиную долю вредных выбросов в атмосферу дают именно они. Для нас важно законодательное решение. Пусть эта норма будет введена, к примеру, с 2010 года, чтобы население могло к нему подготовиться.

Во-вторых, обязательная сертификация горюче-смазочных веществ, поступающих на автозаправочные станции города, с ужесточением наказания за продажу несертифицированного продукта и его выпуск, с применением присадок для увеличения октанового числа горючего.

В-третьих, как следствие, обязательное наличие во всех автотранспортных средствах каталитических нейтрализаторов.

Эти меры необходимы для того, чтобы упорядочить наши действия в области экологии. Понимание важности решения данной проблемы есть у всех. К примеру 1 февраля мы совместно с неправительственными организациями подписали меморандум с поставщиками и реализаторами ГСМ, в котором четко прописано, что они обязуются не поставлять и не продавать некачественное горючее. На нашу инициативу откликнулось подавляющее большинство этих предпринимателей.

Мы не случайно ставим год за годом эти вопросы. Доводы, которые нам приводят относительно затрат население, не имеет под собой почвы. Тем более, что экология Алматы стала вопросом номер один. Самый высокий по республике процент почти по всем серьезным видам заболеваний – это давно уже факт. Для нас перестала быть обывательской фраза: «здоровье – дороже всего». Каждый алматинец может измерить свои затраты. Мы же можем привести цифры, демонстрирующие частоту обращений в больницы и поликлиники города, которые возросли с 8 до 9 миллионов за 2 года. Или к примеру, стоимость одного катализатора менее 200 долларов, тогда как только обращение онкобольного с одним курсом лечения обходится почти в 1000 долларов и оно многократно повторяется. Ответ на вопрос, что дороже, полагаю очевиден. Как очевидно и то, что в этом вопросе все алматинцы единодушны.

Существуют другие аспекты, которые в плане улучшения экологии города не менее важны. Мы не перестаем утверждать, что природная роскошь вокруг и внутри города – есть достояние народа и наша самая главная ценность.

Однако, не редко, когда эта ценность зачастую эксплуатируется в личных и корыстных интересах. Именно поэтому, в прошлом году Главы государства справедливо поднял вопрос о массовой застройке предгорий Алматы, обратив особое внимание на водоохранные зоны.

В свою очередь в прошлом году мы приняли Постановление «Об установлении водооохранных зон и полос поверхностных водных объектов г. Алматы», где четко прописаны границы водоохранных зон шириной 100 метров и полос – 20 метров.

Кроме того, н ачата реализация 1-го этапа программы «Реки и водоемы г. Алматы» , цели и задачи которой полностью созвучны с требованиями Президента страны . В ее рамках 765 млн.тенге из средств местного бюджета были направлены на реконструкцию реки Есентай от проспекта Аль – Фараби до улицы Бухар жырау. Также проведены ремонтно-восстановительные работы русла реки Б.Алматинка на участке выше пр. Аль–Фараби на общую сумму 83 млн. тенге.

Вместе с тем, эта работа проводится и за счет средств инвесторов, направивших на эти цели более миллиарда тенге . За компаниями, осуществляющими строительство на прилегающей к реке территории, закрепляется участок водоохраной полосы и русла реки. Проведена предварительная работа с 17 строительными компаниями. На сегодняшний день инвестиционные договора заключены с 6 компаниями-застройщиками по реконструкции рек Большая, Малая Алматинка, Есентай.

В городе каждый год, при увеличивающемся дефиците, возрастает потребление воды. Если в 2005 году дефицит воды составлял 60 млн. кубометров в год, то в 2007 году этот показатель увеличился в полтора раза и составил более 90 млн. кубометров в год. Соответственно растет его сброс, оказывая существенное влияние на экологию в городе и вокруг него. Когда-то передовая система очистки воды уже не удовлетворяет растущим потребностям города. Мы приняли еще один важнейший проект – по строительству в Алматы современного водоочистного сооружения . Эта система с мембранной схемой водоочистных стоков очень эффективно функционирует более чем в 20 странах мира.

Реализация этого серьезного проекта начнется в марте месяце текущего года, а к концу 2010 года строительство нового водоочистного сооружения планируется завершить.

На создание данной системы водоочистки, также как и на предыдущие проекты, будут затрачены консолидированные финансовые средства.

Уважаемые горожане!

Наш город, как вся страна в целом, после обретения независимости прошел непростой путь. Любая экономическая реформа, тем более такая глобальная как переход от плановой к рыночной экономике не проходит безболезненно. Благодаря политической воле и продуманному стратегическому курсу Главы государства нам удалось избежать потрясений и катаклизмов, которые имели место в других странах бывшего СССР. Но определенных издержек в силу объективных причин избежать не удалось.

Речь идет о присоединенных к городу поселениях. Всего их 28 . Их появление не прихоть группы людей, а болезненный процесс урбанизации, стремительно разросшийся после развала Союза. В них сосредоточился клубок социальных, экономических и бытовых вопросов, которые можно и нужно решать. И мы должны с пониманием отнестись к тем, кто живет в этих поселениях. Они должны перестать относиться к городу лишь географически. Благополучная часть города должна приложить усилия для того, чтобы жизнь в этих поселениях была приближена по параметрам к современному городу. В условиях бурного роста экономики у них появилась надежда на это, и мы приложим все силы, чтобы она оправдалась.

В этой связи уже второй год реализуется трехлетняя программа развития присоединенных поселков. В предыдущем году для реализации комплекса мер в этих поселениях было запланировано 1 млрд. 700 млн . тенге. Эту задачу мы перевыполнили, направив туда еще более полумиллиарда тенге. И даже эти средства не способны решить все в одночасье. Поэтому, прежде всего, они направлены на строительство первой очереди новых линий электроснабжения, водовода, газопровода и дорог.

Так, за два неполных года водоснабжением и канализацией общей протяженностью более 20 километров были обеспечены более 10 населенных пунктов, где проживает порядка 100 тысяч жителей. Более того, присоединенные территории были обеспечены более 125-ю км линий электропередач, газовых сетей и дорог.

За счет средств местного бюджета в размере 700 млн. тенге произведены работы по строительству сетей и трансформаторных подстанций в присоединенных к городу микрорайонах: «Шанырак-6», «Шанырак-4», «Айгерим», «Карасу», «Акбулак», «Бакай», «Айша-биби», «Казспасс». Общая протяженность электрических сетей составляет 79 км.

Эти и другие усилия окажутся полумерами, если не решить ряд вопросов на республиканском уровне. И нам не обойтись без поддержки Парламента и правительства по неотложному принятию нескольких системных документов.

Первое, Закон «О внутренней миграции», в котором будут предусмотрены не только статистическое отслеживание миграционных потоков, но и механизмы удержания трудовых ресурсов в других регионах страны, как основы развития их экономического потенциала.

Второе, разработать и утвердить Программу жилищной адаптации мигрантов.

Третье, Программа трудовой адаптации мигрантов. В городе сложилась ситуация, когда по отдельным техническим специальностям не хватает работников. Тогда как основная часть сельских переселенцев работает на базарах, где не требуется ничего кроме физической силы. В этом плане, актуальна задача, поставленная Президентом страны в Послании, по принятию и реализации программы развития профессионально-технического образования. Полагаю, что и в этом вопросе есть поддержка горожан, особенно проживающих в этих поселениях.

У нашего города есть немало особенностей. Одной из них является то, что в Алматы главным богатством является земля. И неслучайно Президент страны обратил внимание на бережное отношение к земле, особенно в живописных местах, подаренных самой природой. Но это лишь «вершина айсберга». К сожалению, сегодня земля окончательно стала объектом нездорового интереса и откровенных спекуляций отдельных предприимчивых особ. Для Алматы, где нет свободных территорий, нужны особые правила. Речь идет о совместном решении маслихата и акимата г. Алматы, которое утверждено в прошлом году. Теперь этот документ четко определяет предельные размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан для индивидуального строительства при условии предоставления земли из государственного фонда. Размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлен 10 соток, дачного строительства – 12. Повторное бесплатное предоставление и даже покупка по кадастровой цене земельных участков на данные цели не допускается. Это нормы, принятие которых предписывает закон. Хотя фактически свободной земли в городе нет.

Нам понятно желание алматинцев приобрести землю, построить на ней дом. Но владение домом – это ответственность, нести которую способен не каждый. Ведь любое отдельное строение требует соответствия нормам и немалых финансовых вложений. Например, содержание одного среднего домостроения в год обходиться в 5 тысяч долларов или 600 тысяч тенге, куда входят налоги на недвижимость и имущество, расходы на электричество, воду, отопление, газ и так далее.

С другой стороны люди, в условиях отсутствия денежных средств, видят более легкий путь в обретении крыши над головой, в получении бесплатного земельного надела, с последующей перепродажей по рыночной цене или строительстве хибар, не отвечающим никаким нормам и требованиям. До сих пор альтернатив, кроме покупки квартир по рыночным ценам и приобретения ипотечного жилья, не было. Исходя из этого был изучен международный опыт. Во всем мире существует практика предоставления арендного жилья. Вспомните, в бывшем Союзе практически все жилье было на правах аренды. Платили квартплату, не имея прав собственности на само жилье, и это нас устраивало. А как обстоят дела в странах с развитой рыночной экономикой? К примеру, в Нидерландах доля арендного жилья составляет 55, в Швеции – 57, в Германии - 60 процентов. Не имеющие достаточных средств граждане, которые нуждаются в жилье обращаются к такой форме решения жилищного вопроса и не считают себя ущербными, а наоборот стремятся к этому, так как она дает возможность тратить огромные средства не на покупку недвижимости, а на получение образование, вкладов в бизнес и другие цели. Сегодня Правительство Казахстана, по поручению Президента, намерено развивать именно это направление жилищного строительства.

Данная мера представляется особенно важной на фоне мирового ипотечного кризиса и сложной ситуации на отечественном строительном рынке, вызванной сокращением кредитования международными банками развивающихся экономик, к числу которых относится и Казахстан. Если взять Алматы, то основную причину этой проблемы мы видим в том, что строительные компании жили не по средствам, выстраивая свою кредитную стратегию исходя из ожидания повышения цен.

Безусловно, строительство – один из важных факторов в экономике нашего города. Однако надо отметить, что эти кризисные процессы не отражаются пагубно на общем фоне роста экономики. Причина – проста. Сегодня в Алматы ежегодный прирост валового внутреннего продукта составляет порядка 20 процентов . Здесь доля жилищно-строительного сегмента составляет не более 6 процентов. При этом, как уже было отмечено, в реальном секторе наблюдается положительная динамика прироста. Расходы бюджета ежегодно растут на 20-25%, а зарплата - в среднем на 20 % . Так что опасений, что кризис пустит глубокие корни, нет. Но в данной ситуации есть и положительные моменты:

Первое. Произошло снижение цены на квадратный метр жилья до 30 процентов, а в отдельных случаях до 50 процентов.

Второе. Строительные компании начали адекватно оценивать банковские кредиты и уже рассматривают альтернативные варианты привлечения капитала. К ним пришло понимание выгодности вложения так называемых «длинных денег» в долгосрочные, но стабильные проекты. Образно говоря эйфория прошла, безудержная гонка за сверхдоходами закончилась.

Третье. По поручению Главы государства принято изменение в Закон «О долевом участии», по которому застройщик не имеет права привлекать средства дольщиков, не завершив работы по строительству нулевого цикла. А также не имея лицензию на привлечение дольщиков на каждый конкретный дом.

Вместе с тем ситуация в строительной сфере задевает интересы горожан, вложивших в возведение жилья свои сбережения. В большинстве своем они из-за несовершенства законодательства, стали жертвами рекламных трюков нечистых на руку застройщиков.

И для нас серьезный вопрос защита интересов дольщиков, которые ни в коем случае не должны пострадать в результате махинаций отдельных застройщиков или усложнившейся ситуации. Безболезненным и быстрым этот процесс не будет. Но для выхода из ситуации предпринимаются конкретные меры по каждому объекту, по каждому застройщику.

На недавнем заседании Правительства рассматривалась ситуация вокруг этой проблемы. Так вот, общая сумма средств, необходимых для завершения строительства объектов недвижимости со степенью готовности от 10 до 90%, составляет 314 млрд. тенге. Общая площадь строящегося жилья составляет 5,1 млн . квадратных метров, или свыше 36 тыс . квартир, из них 12 тысяч выкуплены дольщиками. При этом, необходимый объем государственной поддержки строительства жилья с высокой степенью готовности был определен в размере 167,2 млрд . тенге. Это предложение было поддержано Правительством, что создает возможность планомерно реализовывать Генплан Алматы и продолжить дальнейшее строительство временно законсервированных в настоящее время объектов.

Тем не менее, произошедшие коррекции в строительном комплексе не отразились на выполнении городской жилищной программы. Объем вводимого в эксплуатацию жилья за год вырос на 18% . Всего в 2007 году сдано порядка 906 тыс. кв . метров жилья или 7 тысяч квартир , из которых 2069 квартир по государственной программе ипотечного кредитования жилья. Если взять данные за три года, то в общей сложности было построено 2,5 млн. кв. м жилья или же 18 202 квартиры . Таким образом, мы полностью выполнили трехлетний план ипотечного строительства.

Уважаемые алматинцы!

В конечном итоге достижения в экономической сфере, направлены на улучшение социального самочувствия людей. Только в такой последовательности мы рассматриваем все свои усилия. И это подчеркнул в своем Послании Президент страны. Вы знаете, что в Алматы проживает одна десятая часть всего населения страны и соответственно самое большое количество детей школьного и дошкольного возраста. Ежедневно в нашем городе в больницы и поликлиники обращаются более 30 тысяч алматинцев.

При этом с момента развала Союза в период до 2005 года в городе была построена всего 1 школа и ни одного объекта здравоохранения. А дефицит ученических мест составил 18 751 , дошкольных – 10 500 и лечебных коек в медучреждениях – 8 100 .

Уже эти факты придают особое значение сферам образования и здравоохранения. Всего за три года нам удалось открыть 5школ и пристроек и сдать в эксплуатацию два детских садика . Хочу заметить, что таких по оснащению школ как в микрорайонах «Мамыр» и «Шанырак» нет в центре города. Кроме того, построено 3 объекта здравоохранения.

Всего на строительство социальных учреждений за три года затрачено порядка 5 млрд . тенге. Должен отметить, что почти 90% всей проделанной работы по этим сферам приходится на долю прошлого 2007 года.

В сфере образования можно подвести промежуточные итоги двух программ. Внедрение горячего питания во всех общеобразовательных школах с 1 по 4 классы привело к снижению ряда заболеваний. В качестве показательных приведу снижение на треть распространенность железо-дефицитных анемий, а также на 20% частоты обострений хронических поражений желудочно-кишечного тракта.

Вместе с тем, нас очень беспокоит рост численности детей, страдающих от ожирения. Этот показатель составляет 20% за год. Как следствие увеличение числа заболеваний сахарным диабетом на 10 процентов по сравнению с 2005 годом. Главная причина этого неправильное питание и употребление таких продуктов как сладкие напитки, чипсы, сникерсы, содержащих в обилии сахар, искусственные красители и заменители. А в школах обыденным явлением стали автоматы с этими самыми продуктами. Нами принято решение, в соответствие с которым с 1 марта все автоматы из школ будут убраны.

Есть результаты и программы «Школьный участковый инспектор». Количество совершенных преступлений снизилось более чем на 40%. Это происходит на фоне общего увеличения правонарушений. Но и данный факт мы рассматриваем как положительный, так как школьные участковые регистрируют ускользавшие от внимания нарушения порядка. Вместе с тем хочу обратиться к родителям. Последний случай с взрывом гранаты в школе, где пострадали и ученики, еще раз доказал, что количество профилактической воспитательной работы не бывает излишней. Лучше предупредить, чем пожинать, как в приведенном примере, страшные плоды.

Для того, чтобы усилить безопасность детей нами принято решение передать охрану школьных объектов специализированной государственной охране «Кузет» и оснастить все школы системой видеонаблюдения в рамках реализации программы «Безопасный город». Эти меры, уверен, принесут свои результаты. Считаю, что любые меры и средства, направленные на безопасность наших детей, полностью оправданы.

Одним из стержней социальной сферы, а в Алматы в особенности, является культура. Признание за нашим городом статуса культурного центра ко многому обязывает. Соответственно она в зоне особого внимания. Сюда вкладываются немалые средства позволяющие решать масштабные задачи. Только в 2007 году на развитие культуры было направлено свыше 2 миллиарда 4 миллиона тенге, что в 6 раз превышает показатель 2006 года.

За последние два года отреставрированы практически все памятники, проведены археологические раскопки на комплексе курганов в районах «Боралдай», «Бутакты», «Улжан». Начата работа по созданию археологического парка «Боралдайские сакские курганы» и музейного комплекса «Алматы – 1000 лет» на территории памятника бывшей Верненской крепости. Параллельно проводится реставрация Бывшего Верненского женского приюта. В этом году это здание предстанет перед алматинцами в первозданном виде. Эти и другие проекты, направленные на сохранение исторической памяти, реализуются в рамках городской программы «Культурное наследие».

Наряду с новыми проектами, одним их основных направлений в области культуры стала реконструкция знаковых мест города. Среди них Театр имени Лермонтова, Драматический театр имени Ауэзова, и другие. Общая сумма направленных средств более 1,5 миллиардов тенге.

Немаловажное значение, в эпоху новых информационных технологий имеет задача по интернетизации библиотек. Треть из них уже оснащена доступом к мировой паутине. А завершим программу к 2010 году.

Кроме того, большая работа проводится по поддержке деятелей культуры. Немалые средства идут на выпуск книг, организацию концертов, творческих вечеров, юбилеев. Надо отметить, что культурная жизнь города заметно активизировалась. Об этом можно судить по частоте проведения выставок, организации гастролей наших трупп за рубеж и приглашение иностранных, постановки премьер. И самое главное, по возросшей посещаемости этих мероприятий нашими горожанами и гостями Алматы.

Впервые за годы независимости нам удалось вывезти на Международный фестиваль в Кипр труппу Академического театра оперы и балета им. Абая в полном составе. Приятным событием для нас был успех алматинской творческой делегации в Одессу в рамках года Казахстана в Украине. Они стали реальными фактами, раздвигающими границы культурного поля нашего города и республики.

Дорогие алматинцы!

Как видите, итоги 2007 года и показатели по основным направлениям развития нашего города неплохие. К этому мы относимся как к стимулу для продолжения своей деятельности. Сразу хочу подчеркнуть , что 2008 год в нашем городе мы назвали Годом социального развития. И структура бюджета прямое тому подтверждение.

Собственно бюджет города Алматы на 2008 год за вычетом отчислений налогов и изъятий в республиканский бюджет составит более 182 млрд . тенге.

Из них затраты на социальную сферусоставятпорядка 44 процента от общего показателя расходной части городского бюджета без республиканских трансфертов. В денежном выражении это почти 53,7 млрд . тенге, что в 2 раза больше чем в 2005 году. Из них более 25 млрд . будут направлены в сферу образования, более 23 млрд . – на здравоохранение, порядка 4,5 млрд . тенге – на социальную защиту населения города. При этом, только на строительство объектов образования и здравоохранения будут затрачены финансы в размере 11,8 млрд . тенге.

Пришло время и есть возможности совершить прорыв в развитии социальной инфраструктуры. Эти немалые средства мы целенаправленно вкладываем в человеческий капитал, который, в свою очередь, в условиях «экономики знаний», высокоинтеллектуальных технологий является первоосновой, обеспечивающей успех практически во всем. Ведь очевидно, что без уверенного, социально защищенного и экономически устойчивого общества занять достойное место в числе конкурентоспособных стран невозможно.

В практическом применении выделяемые средства распределены следующим образом. В 2008 году будет начато строительство 11 общеобразовательных школ, 5 из которых в присоединенных микрорайонах. В этом году уже сдана физико-математическая школа в мкрн. «Мамыр».

Также, будут построены:

школа в микрорайоне «Кулагер» на1200 мест ;

5 школ каждая на 1200 мест в микрорайонах «Айгерим», «Улжан», «Калкаман», Камазцентр и Пятилетка;

Новые здания на территории школ №№66, 104;

Школа-интернат для глухих и слабослышащих детей;

Частная школа «Хейли-бери».

Кроме того, только на усиление материальной базы школ в этом году из местного бюджета мы выделили 1 млрд . тенге. Для сравнения – в 2006 году на эти цели мы потратили порядка 250 млн . тенге. На эти средства были закуплены кабинеты физики, мультимедийные кабинеты, новая компьютерная техника, электронные библиотеки.

Кроме того, начиная со следующего года, мы приступаем к реализации проектов по строительству 7 детских садов , из которых 4 будут сданы в 2008 году.

По здравоохранению. До 2005 года в городе не было построено ни одного крупного объекта здравоохранения. Однако, всего за последние три года в городе появились 3 поликлиники на 180 посещений и пристройка к наркодиспансеру на 150 коек.

В этом году начнется строительство 8 крупных объектов здравоохранения, три из которых будут введены в эксплуатацию уже в этом году. Среди них:

  • строительство больницы скорой медицинской помощи на 350 коек;
  • поликлиники на 500 посещений в Бостандыкском районе;
  • городской многопрофильной больницы на 300 коек.
  • Перинатального центра на 150 коек;
  • городского противотуберкулезного диспансера на 260 коек .
  • - городской детской многопрофильной больницы на 200 коек.

Также в 2008 году будет:

  • построен Центр первичной медицинской помощи в мкр. «Кулагер»;
  • поликлиника на 250 посещений в мкр. «Жулдыз».

В целом, к уровню 2007 года количество амбулаторно-поликлинических организаций в 2010 году увеличится на 132,3% и достигнет 164 объектов.

Понятно, что все это строительство ведется не ради «строительства». Главное -качество предоставляемых услуг . Это касается и образования, и здравоохранения, где мы стремимся к мировым стандартам качества. В этом и заключается суть инфраструктурного развития и материально-технического оснащения социальных учреждений. Обращая ваше внимание на это, хочу подчеркнуть, что своевременная и качественная медицина в нашем городе должна стать нормой, а не исключением. Достигнув этой цели, мы в полной мере будем готовы сказать – мы живем в благополучном и процветающем городе. А для этого городские власти приложат все силы и найдут все возможности.

Говоря об этом нельзя не затронуть вопросы спорта и туризма. Тем более, развитие Алматы как международного спортивно-развлекательного центра непрерывно связано с решением задач этих сфер. На этом этапе мы соредоточились на модернизации знаковых в туристическом плане достопримечательностей. Без этого привлечь туристов в наш город невозможно.

Вы знаете, что сейчас за счет привлеченных инвестиций реализуется проект по реконструкции и р азвити ю горнолыжного курорта «Медеу-Шымбулак» . Этот проект призван не только стать мощной индустрией по предоставлению спортивных и туристических услуг на международном уровне, но и сформировать высокий имидж центра международного туризма в Казахстане. Стоимость проекта составляет 1 млрд. 37 0 мл н . долларов США. На эти средства будут построены:

  • лыжная трасса на Шымбулаке протяженностью 25 км;
  • отели и лесные домики;
  • магазины и центры для занятия различными видами спорта;
  • подземный автопаркинг вместимостью 3000 машин;
  • дорога, соединяющая центр города с «Медеу»;
  • а также благоустройство экологического национального парка на площади 6 га.

Особое место в этом проекте занимает строительство канатной дороги между высокогорн ым катк ом «Медеу» и горнолыжной баз ой «Шымбулак» , п ротяженность которой составит 4 км. Ее пропускная способность будет составлять 2500 человек в час в один конец. При этом путешествие с «Медеу» на «Шымбулак» составит 13 минут, что полностью исключит движение автотранспорта за исключением специализированного, тем самым уменьшая экологический вред природному заповеднику . Этот объект будет сдан в марте текущего года.

В целом комплекс будет полностью сдан к 2011 году – к началу открытия VII Зимних Азиатских Игр, которые будут проходить в двух городах – Астане и Алматы. В частности, в нашем городе планируется провести соревнования по лыжным видам и торжественное закрытие Игр.

В этой связи, мы уже приступили к поэтапному выполнению комплексного плана, который предусматривает строительство ряда объектов спортивной инфраструктуры. Так, в этом году начнется строительство:

  • современного комплекса лыжных трамплинов К-90, К-120;
  • лыжного и биатлонного стадионов;
  • реконструкция и модернизация катка «Медеу»,
  • горнолыжной базы «Шымбулак»,
  • Центрального стадиона
  • и Дворца спорта им. Б. Шолака.

Все они будут сданы в эксплуатацию уже в 2009-2010 годах.

Безусловно, успешное проведение Азиады послужит для нас неоценимым опытом и, конечно же, заметно укрепит позиции Алматы в борьбе за право проведения Олимпийских Игр 2018 года.

Более того, это самая эффективная презентация нашей страны перед мировым туристским сообществом. Здесь хотелось бы обратиться к представителям малого бизнеса, собственникам гостиничных и ресторанных сетей. Словом всех тех, кто так или иначе имеет отношение к туристической индустрии. От качества предоставляемых вами услуг также в немалой степени зависит презентабельность нашего города. Не нужно доказывать, что мультипликативный эффект в виде увеличения количества посетителей почувствует и ваш бизнес. И кроме того, разве не будет приятно всем нам слышать из уст зарубежных туристов – Алматы – это город, который стоит увидеть.

Это очень важно, особенно если учитывать, что уже каждый год число туристов возрастает на 15-20%. Подготовка и проведение Белой Азиады послужит дополнительным импульсом для развития въездного туризма. Поэтому, в текущем году будет сдан в эксплуатацию уникальный 38-этажный современный гостиничный комплекс «Мэриот ». Кроме него возводятся такие объекты как Holiday Inn, Radisson, Rixos. Строящиеся отели входят в огромные комплексы, состоящие из жилых апартаментов, офисных и торговых площадей, бизнес и развлекательных центров. Также предусмотрено строительство отелей среднего уровня по стоимости услуг размещения для широкого круга туристов.

Очевидно, что развитие туризма напрямую зависит от хода реформ в реальном секторе экономики . Вместе с тем, этой цели подчинены задачи на 2008 год, поставленные и в других сферах городского хозяйства, в том числе строительства.

Вкратце о перспективах по этим направлениям.

Начну с жилья. В целом, на реализацию жилищной программы будет направлено 32 млрд. тенге бюджетных средств. За счет которых, будет введено 470 тыс. квадратных метров, в том числе предусматривается ввести 40 тыс. квадратных метров арендного жилья.

Необходимо отметить, что по поручению Главы государства принята новая программа жилищного строительства на период с 2008 по 2010 годы. Как сказано выше, теперь в ней предусматривается строительство арендного жилья.

В рамках городской программы снижения транспортной нагрузки в настоящее время завершается строительство 2-х и начато строительство 4-х транспортных развязок на пересечении улиц:

- Абая-Жандосова;

- Жандосова-Сатпаева;

- Райымбека-Пушкина-Суюнбая;

- Райымбека-Розыбакиева.

Кроме того, в 2008 году завершится первая очередь Восточной Объездной Автодороги с выходом на Талгарский и Кульжинский тракты. Завершение этого проекта снизит транспортную нагрузку в городе на 30 процентов.

На строительство новых и ремонт существующих дорог в 2008 году выделено – 14,1 млрд . тенге. На эти средства планируется строительство новых дорог в микрорайонах индивидуальной застройки, капитальный ремонт, магистральных и второстепенных улиц, перекрестков.

У нашего города есть проблема, которую из года в год поднимают жители, говоря о транспорте. Это парковки. Автомобили вдоль дорог и во дворах стали нормой. В прошлые годы нами ставилась задача о создании сети многоярусных автопаркингов. В этом вопросе мы сделали ставку на частный капитал, считая, что их заинтересует бизнес со стабильным доходом. Расчет не оправдался, хотя он был верным. Более привлекательным на тот момент был строительный бизнес, приносящий сверхприбыль.

Поэтому мы решили дать импульс этому виду предпринимательства, построив ряд паркингов за счет бюджета, постепенно переходя к форме государственно-частного партнерства. Нами запланировано в этом году начать строительство 10 паркингов, со сдачей 4 из них в этом году. С тем, чтобы упорядочить работу будет создана специальная структура «Алматыпаркинг» на базе существующего КГП «Технический центр».

По 1-й очереди метрополитена. Из республиканского бюджета предусмотрено более 21 миллиарда тенге . К маю 2008 года будет завершена проходка всех перегонных тоннелей. Продолжится строительство станций, необходимых инфраструктурных объектов. Также предусмотрено 472 млн. тг. для разработки ТЭО второй линии метрополитена.

Существенная работа предстоит и в сфере развития энергетики и коммунального хозяйства. Так, помимо реконструкции котельной «Орбита» будут полностью реконструированы тепломагистрали ТМ-1, ТМ-2, ТМ-4, ТМ-7. Серьезным событием для города станет строительство соединительной тепломагистрали между ТЭЦ- 1 и ТЭЦ-2, которую планировали еще в советское время. Реализация этого проекта позволит обеспечить центр города дополнительными мощностями объемом 400 Гкал.

Мы знаем, сколько жалоб со стороны населения относительно отключений электроэнергии, чему основная причина перегрузки и износ распределительных сетей. Поэтому в рамках развития энергетики города важным представляется создание «внешнего» электрокольца г.Алматы. Для этого ведется разработка проектно-сметной документации строительства подстанции «Кенсай» 220кВ с воздушной линией от ТЭЦ-3 до подстанции «Ерменсай» для создания кольца 220 кВ вокруг города, что позволит равномерно распределить нагрузки по городу, повысить надежность и покрыть дефицит электроэнергии. Также мы ставим задачу реконструкции строительства 16 подстанций на 100 Вт. При этом будет наращена мощность в совокупности с уже введенными подстанциями на 2400 мегавольтампер . Это необходимо городу. И эта задача будет выполнена.

На развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки – 5,0 млрд. тенге. В частности,они будут направлены на строительство магистральных внутриплощадочных сетей тепло, электроснабжения, водопровода и канализации, телефонизации и радиофикации в микрорайонах Жулдыз, Камаз, Улжан, Айгерим, Юбилейный, Кулагер.

Тем не менее, будучи в структуре города эти микрорайоны не могут существовать обособленно. И все те проблемы, которые особенно возникают в инженерии города, так или иначе, проецируется и на них. Такие примеры есть. Самое главное из них – обеспечение водоснабжением .

В настоящее время технические условия Алматы по водоснабжению, стоку, очистке и утилизации воды находятся не просто на пике своих возможностей, но и в критическом состоянии. Протяженность сетей водоканала в городе составляет более 2 600 километров. К сожалению, в течение 20 лет у нас не строились новые сети водообеспечения. И потребление из года в год растет и составляет 850 тысяч кубометров в сутки, а возрастающий дефицит на сегодня 100 тысяч в сутки. И в настоящее время их износ составляет 70% . Сегодня мы стоим у крайней черты, когда вынуждены даже кое-где веерным отключением обеспечивать нормальное равномерное водообеспечение по всему городу.

Что в этой связи можно сделать?

Выход из ситуации один – необходимо строительство водного кольца и реконструкция канализационных сетей. Более того, оно уже началось в прошлом году. Строительство осуществляется согласно принятой Маслихатом города программе. Задача заключается в том, чтобы поднять воду с подземных источников водных месторождений, и тем самым решить проблему с водоснабжением.

На строительство водного кольца планируется затратить 30 млрд . тенге, еще 15 млрд . тенге пойдут на модернизацию канализационных сетей.

Думаю, в скором времени мы придем к тому, чтобы реализовать подобные проекты и по другим инженерным направлениям, в том числе по замене тепло и электросетей .

Далее. Реализация городских программ, направленных на создание в городе благоприятных условий для проживания . В этом году нам предстоит обустроить более 700 дворов и таким образом завершить программу в Жетысуском и Турксибском районах . Более того, необходимо восстановить оставшиеся фонтаны и арычную сеть в городе. Обеспечить чистоту, освещение и озеленение города. Эти меры охватывают весь город в целом вместе с присоединенными территориями.

Не менее важным на сегодня также является реконструкция водоохранных полос и русел рек в черте нашего города. Речь идет об активизации программы «Реки и водоемы г. Алматы», горячо поддержанных алматинцами. И это не просто благоустройство. Очистка и приведение в порядок русел рек, преследует и первостепенную по важности экологическую цель. Ведь это позволяет открыть дорогу свежему горному воздуху, который по естественным водным каналам очищает все тело города.

Поэтому уже в этом году мы должны завершить реконструкцию следующих участков:

- Есентай - от ул.Сатпаева до пр.Абая до ул.Шевченко;

- Большая Алматинка - западная сторона от пр.Аль-Фараби до ул.Торайгырова и южнее пр.Аль-Фараби до южной границы города;

- Бутаковка - от р.М.Алматинка до южной границы города.

В совокупности все эти программы обуславливают фактор социальной и экономической целесообразности стратегических задач развития Алматы. Особое внимание в 2008 году, помимо дальнейшего развития финансового центра и подготовке к Азиаде 2011 года, будет уделено следующим крупным инвестиционным проектам по созданию:

- продовольственного логистического центра « GEGA », на общую сумму 60 млн . долл. США;

- современной легко-рельсовой пассажирской транспортной системы ( LRT ) в г. Алматы. Общая сумма единовременных затрат на реализацию данного проекта по предварительным расчетам составит 170 млн. долларов ;

- реализация проекта «Безопасный город», пилотные меры по которому уже начаты в прошлом году. Теперь же остается активизировать их. Уверен, что успешная реализация программы позволит существенно сократить количество преступлений, нарушений правил дорожного движения и уменьшить последствия чрезвычайных ситуаций.

Резюмируя вышесказанное, хочу коротко перечислить наиболее важные социальные задачи, которые нам предстоит решать в этом году.

Итак, в 2008 году будет построено и начато строительство:

-11 школ;

- 7 детских садов;

- 8 -ми объектов здравоохранения;

- 6-ти транспортных развязок;

- Восточной объездной дороги;

- 10-ти паркингов;

- 16 подстанций;

- 1 млн. 53 тыс. квадратов жилья;

- 700 дворов;

- природоохранных полос и русла рек Большая Алматинка и Есентай.

В заключении , еще раз хочу сказать, что всё то, чего мы достигли за этот период, прежде всего, наша общая заслуга. Это результат поддержки алмаатинцами курса проводимого Президентом страны. Ни у кого нет сомнения, что Нурсултан Абишевич трепетно относиться к нашему городу, уделяя ему особое внимание, вплоть до выбора стратегических приоритетов развития.

А жизнь доказывает, что мы двигаемся в правильном направлении и к необходимым для нас и для наших детей целям. Тому свидетельство – комплексный блок задач на текущий год, который является логическим продолжением ранее начатых инициатив.

Наша встреча помимо отчета предполагает и двусторонний диалог. Возможно, сегодняшние ваши замечания и высказывания существенно дополнят наши планы. Позволят сформировать так называемый «портфель идей», которые станут основой для новых инициатив. Поэтому приглашаю к микрофонам тех, кто хочет высказаться и задать вопросы. Полагаю, что трех минут для каждого будет достаточно. Тем более, что желающих по опыту прошлогодних встреч будет немало.

Спасибо за внимание.

http://www.geokz.tv/article.php?aid=5020

Теги: Казахстан

Поделиться: