Дню единства народа Казахстана посвящается…

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Первомай! Многое здесь осталось от традиций празднования Первомая советских времен. И сегодня этот день ассоциируется с приподнятым настроением, разноцветными шариками и флажками, весенним солнцем и запахом пыли, прибитой к асфальту весенним дождем. Непременно уличный духовой оркестр и улыбки, улыбки… много улыбок. Одним словом – мир!
Дню единства народа Казахстана посвящается…

Дню единства народа Казахстана посвящается...

Первомай! Многое здесь осталось от традиций празднования Первомая советских времен. И сегодня этот день ассоциируется с приподнятым настроением, разноцветными шариками и флажками, весенним солнцем и запахом пыли, прибитой к асфальту весенним дождем. Непременно уличный духовой оркестр и улыбки, улыбки... много улыбок. Одним словом - мир!

Завтра Казахстан празднует свой Первомай - день единства народа Казахстана. Между тем, когда речь идет о мире, согласии и единстве, сегодня на ум приходят, в первую очередь, межэтнические мир и согласие. В этом отношении Казахстан во многом стал образцом не только в центрально-азиатском регионе. Ряд других проблем уже не является столь актуальным. Казахстан - нейтральное государство, не располагающее ядерным оружием и давно решившее все приграничные вопросы. РК целенаправленно и последовательно проводит политику налаживания межгосударственного диалога в региональном масштабе центрально-азиатского региона и добивается здесь определенных успехов. СВМДА - детище Нурсултана Назарбаева, являясь во многом имиджевым проектом, все же несет важную смысловую нагрузку - выстраивается новый формат отношений в регионе с ориентацией на гуманистическую составляющую. Сотрудничество в рамках ШОС и ОДКБ не менее важно с точки зрения обеспечения региональной безопасности и экономического сотрудничества.

Еще один проект, инициатором которого стал опять же Президент РК - Союз Центрально-Азиатских Государств, призван играть не менее важную роль, при том, что ставка делается, в первую очередь, на экономическую составляющую. Этому как нельзя кстати способствует ситуация, сложившаяся в регионе. Именно поэтому позиция Узбекского руководства видится как минимум недальновидной. Зато Киргизия по достоинству оценила этот проект...

Говоря же о внутриказахстанской ситуации (оставим в стороне специфику экономического развития страны) здесь ее состояние во многом зависит как раз от межэтнической и межконфессиональной составляющих социального бытия. Не стоит здесь углубляться в историю формирования нынешнего этноконфессионального состава населения РК, столь пестрого и разнородного. Она в принципе всем известна. Одной из основных проблемных точек, по мнению многих специалистов, остается русский вопрос, отчасти уйгурский и китайский, проблема билингвизма, статус казахского языка, в меньшей степени - религиозный экстремизм. Именно эти проблемы часто находятся в центре дискурса, что в принципе логично указывает на их актуальность.

Однако однозначно можно сказать, что казахстанская этнонациональная политика может быть оценена как вполне удачная модель для многих стран постсоветского пространства. Главный показатель - возникновение конфликтных ситуаций на этноконфессиональной почве и эффективность их предупреждения и устранения. В Казахстане их было чуть ли не наименьшее количество, по сравнению с другими странами СНГ. А те конфликты и эксцессы, которые имели место, носили в подавляющем большинстве случаев далеко не этнический характер.

Действительно, можно говорить о том, что этническая составляющая конфликта практически всегда может быть объяснена «борьбой социальных статусов». Это так. Однако не будем забывать о том, что РК находится фактически в самом начале пути национального строительства. Напомню, Казахстан строит политическую нацию, нацию-согражданство. Это куда сложнее, чем просто конструировать типичную этнократию - что мы и наблюдаем в большинстве стран постсоветского пространства.

Что такое 17 лет нациестроительства по сравнению с 200-300-летним схожим опытом западных стран, которые к тому же изначально имели на вооружении идеологию и национальную идею, скреплявшую молодую нацию как стальным обручем? Все помнят лозунг Великой Французской Революции, давшей начало политической нации - «Свобода! Равенство! Братство!», - выразившихся в едином принципе верности интересам нации в противовес верности монарху.

Что касается Казахстана, то здесь налицо проблема поиска национальной идеи как базы для строительства единой политической нации казахстанцев (чего лукавить - сегодняшняя этнонациональная архитектура по ряду признаков сильно уж напоминает этнократию...). Не менее важен и другой вопрос. Что или кто станет основным интегратором для народа РК в социальном смысле? Внешняя угроза или социальные потрясения? Конкретная личность или определенная политическая структура? Историческое прошлое или светлое будущее? Ответить на эти вопросы нужно политической элите уже сегодня.

Теги: Казахстан

Поделиться: