Дискуссии вокруг Таможенного Союза по-прежнему продолжаются
Автор: ИАЦ МГУ
Интервьюпортала «Вестник Кавказа» с генеральным директором ИАЦ Алексеем Власовым.
В.К.:Уважаемый Алексей Викторович, на завершившемся на днях Евразийском Медиа Форумевновь была озвучена тема Таможенного Союза, а точнее сказать, информационногообеспечения его деятельности. Насколько изменилась ситуация в этой сфере запоследние месяцы? Можно ли говорить, что Таможенный Союз получает адекватноеотражение в СМИ России, Казахстана и Белоруссии?
А.В.: Дискуссиивокруг Таможенного Союза по-прежнему продолжаются, но я не могу сказать, чтоони носят такой субъективно провокационный характер, как это было несколькомесяцев назад. Все-таки заметно, что ажиотаж постепенно спадает и появляетсявозможность для более спокойного, взвешенного обсуждения проблем ТС. Голосспециалистов становится громче, и это само по себе создает позитивнуюинформационную среду. Меньше «уток», меньше спекуляций. Т.е., суммирую – моемнение, что ситуация меняется со знаком «+».
В.К.:Такаяпозитивная оценка распространяется только на Казахстан или то же самое можносказать о России и о Белоруссии?
А.В.: Ядумаю, что и для России, и для Белоруссии. Тем более, чувствуется, что нашаАдминистрация Президента почувствовала определенные риски и скорректировалаинформационную политику в сторону ее большей плотности, насыщенности. Ну,например, через постоянные рассказы о наиболее успешных бизнес-проектах,связанных с Таможенным Союзом. Безусловно, это правильный шаг. То же самое на уровне государственных СМИ мывидим по Казахстану. Ну, а в Белоруссии изначально была наиболее благостнаякартина, просто потому что Александр Лукашенко контролировал ход освещения ТС,что называется «от и до».
В.К.: Т.е.можно считать, что проблема решена?
А.В.: Отнюдь.Потому что Таможенный Союз это проект такого масштаба, по которому необходимакаждодневная и очень серьезная информационная работа. А, если этой работы небудет, то произойдет то, о чем сказал Алан Касаев: "Аудитория об этом абсолютноничего не знает - телевизионная информация не потребляется и пролетает мимоушей, информация агентств, интернет-СМИ и газет весьма низкого уровня. Этоможет показаться совершенно неважной вещью для профессионалов, особенноэкономистов и практиков в сфере управления, но я вас хочу предупредить: наобщественном мнении подорвалась не одна хорошая идея".
В.К.:Вы были участником мартовского обсуждения в СоветеФедерации темы "Таможенный Союз: правовое обеспечение и путиразвития". Какие рекомендации были приняты по итогам работы круглогостола?
А.В.: В тойчасти, которая касается Казахстана, рекомендации комитета по делам СНГ былипереданы участникам обсуждения только 26 апреля, что свидетельствует об оченьсерьезной работе над всеми высказанными замечаниями и предложениями.
Так вот, что касаетсяситуации по российско-казахстанской границе, то для минимизации рисков,связанных со снятием таможенного оформления рекомендуется усиление действийконтролирующих органов при проведении государственного контроля за вывозимымитоварами.
Как я понимаю, речь идет о принятии соответствующихсоглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном по этому вопросу. Крометого, предполагается перейти к постоянному мониторингу практики судебных споровмежду участниками экономической деятельности. И, наконец, создать системутаможенных и налоговых органов с возможным подключением к ней других органоввласти.
Отдельно говорили о необходимости формирования взвешеннойинформационнной политики вокруг темы ТС. Тем более что и в России и в Беларусии Казахстане очень много спекуляций на эту тему, а спикеры как-то не оченьстремятся к тому чтобы разрушать мифы вокруг этой интеграционной структуры.Пожалуй, что системно работают только Мансуров и Глазьев.
Все это звучит несколько бюрократически, но, как я понимаю,в этом и состоит единственно возможный путь к системному решению возникающихпроблем вокруг ТС. Сближение законодательств, четкая и ясная информация, работас населением.
В.К.:ГосподинШувалов заявил, что решение о том, вступать (в ВТО) раздельно или вместе, будутпринимать президенты трех государств. Россия исходит из того все участники ТСбудут искать членства на одинаковых условиях в одно время. Если президентырешат иначе - а они могут решить иначе, - тогда пойдет другой сценарий. Какможно интерпретировать эти слова.
А.В.: Нетнеобходимости искать какой-то двойной смысл. Действительно, вопрос будетпроанализирован еще раз на уровне согласованных решений. Нельзя же все времяменять позиции и потом ставить в известность своих партнеров задним числом. Этатема, как заколдована - вступать вместе или по одиночке. Полагаю, что и вближайшее время по этому сюжету не будет достигнута полная ясность.
Поделиться: