Диалог с Kz. «Кто мы (казахи) в этом меняющемся мире?»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Парадоксальность ситуации состоит в том, что ни те, ни другие. При создании Интернет-ресурса появляется некий «забор», на котором можно нарисовать красивое граффити, можно написать слово из трех букв, или ответить: «Сам дурак!». И никто: ни создатели сайта, ни спонсоры роли не играют. Они поставили забор, а другие на нем пишут. Существуют две большие темы, которые постоянно педалируются: вопрос о языке и вопрос «Кто мы есть (казахи) в этом меняющемся мире?» Вопрос стоит в том, что любой казах сам по себе самодостаточен, но при этом несамоидентифицирован. То есть, часть казахстанцев может с пеной у рта доказывать, что Чингисхан был казахом; вторая часть, что казахи - изначально мусульмане, а не язычники; третьи будут говорить о евразийских корнях (с Россией навеки). Все они между собой не дружат и имеют свою точку зрения, которую будут отстаивать. И любая из этих тематик, которая нажимала на больную мозоль, всегда будет актуальна.
Диалог с Kz. «Кто мы  (казахи)  в этом меняющемся мире?»

Диалог с Кз. Алексей Власов vs Эльдес Сейткемел, креативный редактор сайта Dialog.kz

А.В. Сначала вопрос общего характера. Что собой представляет Интернет рынок Казахстана и на общегосударственном, и на региональном уровнях? Насколько он развит в сравнении с соседними Киргизией и Россией?

Э.С .Следует начать с того, что он развит много хуже. Даже по сравнению с соседней Киргизии, вступившей в ВТО.

Дело в том, что в Казахстане не произошло как таковой сегментации Интернет-услуг. Дело в том, что Интернет-клубы в стране, в большинстве случаев, - «болталки». Это первое. Второе - это свободное общение для студентов в том плане, что они приходят в Интернет-клубы, чтобы скачать информацию для дипломных, курсовых работ и т.д.

Использование Интернета для получения общей информации переходит от вордовских текстов, которые надо читать, в область аудио-визуальную. Это, прежде всего, скачивание песен, рингтонов, видео (лучше «с душком» - драки, разборки, аварии, дискотеки все что угодно и чем наполнен Интернет). Еще один небольшой сегмент - веб-общение. Оно предполагает хороший ноутбук, посредством которого молодой человек общается со своим другом, однокурсником и т.д., живущим скажем, в Англия. Такая коммуникативная функция Интернета. Платить в этом случае надо только за трафик, а общаться можно часами, это удобно.

А.В. Кстати, часто говорят, что в Казахстане очень дорогой Интернет. Эта тенденция все еще существует?

Э.С. Да, тенденция сохранилась. Существует градация: если американец за одну свою зарплату может сидеть в Интернете годами, у нас же этот показатель измеряется в часах.

А.В. Чем это объясняется?

Э.С . Ну, прежде всего, монополией на казахстанском рынке Интернет - услуг. Если даже глава государства, когда разбиралось дело «Казахтелекома», сотрудники которого получали очень высокие зарплаты, сказал примерно следующее: «Бессовестные! Вы бы еще туда услуги за прачечную включили!». Такое эмоциональное было выступление.

Что примечательно, зарплата руководителя «Казахтелекома» в три раза превышала размер взятки, которую получил руководитель казахстанских железных дорог.

А.В. Понятно. Скажите, получается, что пользователи Интернетом в Казахстане - в основном, молодежь?

Э.С. Да, молодежь. Люди старшего поколения имеют слабое представление об Интернете, особенно это относится к жителям периферии. То есть им нужна помощь сына-школьника, студента или еще кого-нибудь, сами пользоваться Интернетом они, как правило, не могут. И это притом, что почти в каждом доме есть тарелки «Казахтелекома», которыми пользуются, правда, только для приема телевизионных каналов. Дело в том, что бумажные издания в Казахстане все больше отходят в тень. На слуху два издания не испытывающих особых проблем, то есть из сетей распространения их не возвращают. Все остальные имеют от 70 до 90 % возврата. К относительно успешным относятся оппозиционные издания: «Свободное слово», «Время», «Республика» и т.д. И то у «Республики» перекрывают кислород, и она переходит в веб-пространство.

А.В. Да, я слышал, что у "Республики" есть альтернатива "бумажному варианту" - электронная версия издания.

Э.С. И это тоже. То есть, этот сегмент бумажных изданий не вымирает совсем, но переживает не лучшие времена. Проблема еще и в том, что не рождается новых пространств, а если и рождается только с большим скрипом, не являясь частью ментальности.

А.В. А в чем здесь проблема?

Э.С . Проблема в вещественности. Любой казах, принимая гостей, может разорвать ту же «Свободу слова» или «Время» на части и использовать их в качестве салфеток. Эти издания не является тем радио, которое стоит на кухне и вещает круглые сутки, как фон. У американцев это не так.

А.В. Но почти у каждого американского пользователя есть любимые Интернет-ресурсы, которые он постоянно просматривает. Как англичане читают по утрам газету, так и они начинают свой день с просмотра оного и того же сайта, или наоборот не могут спокойно лечь спать, не зайдя на любимую Интернет-страницу. Есть ли нечто подобное у казахов?

Э.С . Для казахов это не характерно по нескольким причинам. Во-первых, экономическая составляющая: за Интернет надо платить. Почему я должен это делать, если есть телевизор? Та самая тарелка, о которой я говорил, дает возможность приема до пятидесяти телевизионных каналов и получение информации идет оттуда. Но сейчас происходит процесс перехода телевидения в Интернет. Именно этот сегмент наиболее востребован сейчас. Ведь зачем смотреть получасовой телевизионный выпуск новостей, если одним щелчком мыши можно выбрать те новости, которые тебя интересуют?

А.В. А среднестатистический казахстанский посетитель Интернета, прежде всего, обращается к новостям, развлечениям или аналитике?

Э.С .Прежде всего, он обращается к аналитике. Это мое мнение. То есть, весь тот поток информации, который сваливается на человека из телевидения (радио сейчас не беру), нужно еще переварить, разложить по полочкам. Такую возможность и дает Интернет. Если человек хочет обладать некой систематизированной базой информации, он заходит на определенные сайты и оттуда пытается понять все это и как бы переозвучить для себя. Это еще и такой способ самореализации. Сейчас комментаторское сообщество уже сформировалось. Появились свои звезды, такие как Чача, Капитан и т.д. Все это небольшое щекотание самолюбия, и в тоже время постоянное авторство.

А.В. А тут очень важный вопрос: как Вы думаете, это "авторство" переходит затем к блоговой системе?

Э.С. Оно переводится к блоговой системе. Для пользователей более приемлемо общение в «посткомментах». Там зачастую может даже возникнуть перебранка, с использованием ненормативной лексики в том числе, но большей часть это, что называется «и посмотреть, и показать».

А.В. Культура диалога оставляет желать лучше. Русскоязычность в казахстанском Интернете не всегда приветствуется. Комментарии зачастую грубоваты. Или это только со стороны так кажется?

Э.С . Нет, здесь речь о человеке, который прочел аналитику, а до этого получил информацию по телевизору. Он вдруг начинает себя соотносить с носителями той информации, которую он получил. Это взаимосвязанные вещи, он становится частью некой общей информации, которая может звучать. И вот это ощущение собственного «звучания» и дает этот не всегда адекватный эффект.

А.В. Кстати хочу заметить, что аналога «ZonaKz.net» в российском Интернете практически нет. Существование этого ресурса - ярко выраженная казахстанская специфика?

Э.С. Да, комментаторское сообщество существует именно там. Где не просто: «Превед, Медвед», «Слишком много букав, не асилил» и т.д., но подобрались люди, имеющие хотя бы высшее образование, потом люди, имеющие высшее гуманитарное образование и в-третьих, историки, то есть любые проблемные исторические моменты - все равно что камень в муравейник. Сразу начинается вытаскивание и Гумилевских работ и Ключевского, при этом работы цитируются большими фрагментами.

А.В. Да, и при этом почти каждый Интернет-ресурс имеет свое лицо. Кто формирует это лицо: тот, кто платит деньги, или креативная группа, этот заказ реализующая?

Э.С. Парадоксальность ситуации состоит в том, что ни те, ни другие. При создании Интернет-ресурса появляется некий «забор», на котором можно нарисовать красивое граффити, можно написать слово из трех букв, или ответить: «Сам дурак!». И никто: ни создатели сайта, ни спонсоры роли не играют. Они поставили забор, а другие на нем пишут.

Существуют две большие темы, которые постоянно педалируются: вопрос о языке и вопрос «Кто мы есть (казахи) в этом меняющемся мире?» Вопрос стоит в том, что любой казах сам по себе самодостаточен, но при этом несамоидентифицирован. То есть, часть казахстанцев может с пеной у рта доказывать, что Чингисхан был казахом; вторая часть, что казахи - изначально мусульмане, а не язычники; третьи будут говорить о евразийских корнях (с Россией навеки). Все они между собой не дружат и имеют свою точку зрения, которую будут отстаивать. И любая из этих тематик, которая нажимала на больную мозоль, всегда будет актуальна.

А.В. И последний вопрос: каким, по-вашему, может быть будущее казахстанского Интернета? Есть ли тенденции, которые проявляются сейчас и в будущем могут стать определяющими для его развития?

Э.С. Как бы не относился к личности Дуванова, в креативности ему не откажешь. Это его ласточка - перевод радио как источника информации в Интернет. Это шаг в будущее. Следующий сегмент, который сейчас не используется активно в Казахстане, но на Западе развит очень хорошо - это «шоумизация», то есть не надо становится звездой на «Фабрике звезд», предположим, достаточно записать клип и выложить его в Интернете. Есть и Флэш-мультфильмы, компьютерная анимация, кино, конечно. При том, что техника сейчас позволяет с мобильного телефона снять клип, здесь тоже большой сегмент, который еще не освоен. Однако нельзя скидывать со счетом, что мобильная трубка, существующая почти у каждого, позволяет скачивать из Интернета музыку, видео и т.д. Можно часто видеть, как молодые люди обмениваются информацией через Bluetooth. То есть, видео-материалы - «жевательная резинка для глаз»; вытесняет вордовские документы - «жевательную резинку для мозга». В этом основная составляющая развития Интернета: во-первых, развлекательная, во-вторых, увлекательная (в смысле использования новых идей) и, наконец, коммуникативная. Именно та зона свободного общения, диктует сейчас нормативы для языка. А блоговое общение все чаще переходит и на страницы бумажных изданий и даже в научную литературу.

Спасибо за интервью!

Поделиться: