Демократия без государственности или почему провалился план построения демократии в Кыргызстане. Ч.3

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Американская политическая система постоянно испытывает на себе лоббистское давление со стороны мощных экономических групп. Администрация должна править на условиях консенсуса с оппозицией. Белый дом не может игнорировать ее требования. Это видно по деятельности администрация Барака Обамы. Получается, что механизм сдержек и противовесов - препятствие на пути прогресса. Сегодня требуются системы, которые могли бы справляться с такими проблемами.
Демократия без государственности или почему провалился план построения демократии в Кыргызстане. Ч.3

Почему китайская модель борьбы с бедностьюболее привлекательна для развивающихся стран, чем например американская?

Американская политическая система постоянноиспытывает на себе лоббистское давление со стороны мощных экономических групп.Администрация должна править на условиях консенсуса с оппозицией. Белый дом не может игнорировать ее требования. Это виднопо деятельности администрация Барака Обамы. Получается, что механизм сдержек и противовесов- препятствие на пути прогресса. Сегодня требуются системы, которые могли бысправляться с такими проблемами.

Китайская модель – пример подобной системы,которая позволяет действовать – решительно и эффективно. Правда, в случае КНРсуществуют свои патологии. Импульсы политической власти хорошо передаютсянаселению, но при этом фактически игнорируются требования оппозиции. Конечно,при этой системе неизбежен рост коррупции. Монополия в политике так женехороша, как в экономике. Например, 1990-х годах японская экономика сталажертвой «слабой власти». Болезнь, состоявшая в том, что японское правительствопринимало плохие решения, не должна перекинуться на китайскую экономику. Крометого, отсутствие политической оппозиции создает условия для неизбежной вспышкикоррупции. Коррупция превращается вспособ управления государством. Если исполнительная власть слаба и должна всевремя искать консенсус с оппозицией ей трудно эффективно реагировать нахронические проблемы. Но и попытки установить монополию на принятие решений –не выход. Западная система ценностей – сильное правительство и работающая оппозицияболее предпочтительно. Но старые и новые модели следует оценивать с позиций ихэффективности и способности обеспечить решительные действия в интересахразрешения проблем.

Стало очевидным отсутствие прямой зависимости между выборной демократиейи демократией реально действующей, консолидированной. Демократия или ееотсутствие зависят от соблюдения или несоблюдения в той или иной странепринципа верховенства закона. Поэтому создать демократический институт легче,чем правовое государство.

Демократия – это система, при которой не элита манипулирует правилами, аправила существуют для того, чтобы регулировать действия элиты. При определениикачества демократии принципиальное значение имеет независимость судебнойсистемы. Свой вклад в становление полноценного правопорядка должны вносить исредства массовой информации. Среди богатых стран по – настоящемунедемократических государств в мире не осталось. Из авторитарных стран толькоСингапур обладает развитой современной экономикой. Стремление к верховенствузакона есть необходимое условие модернизации страны и повышения благосостоянияее граждан. Любая страна должна иметь право выбора пути демократическогоразвития. Не нужно идеализировать опыт состоявшихся консолидированныхдемократий. Они тоже то и дело сталкиваются с проблемами «дефицита демократии»,которые бывают порождены самими условиями демократического развития.

Споры уже не идут о том, что лучше –«коммунистический строй» или «буржуазная демократия». Спор и ссора идет «внутридемократии» - по поводу несовершенств демократических устройств, моделей и формдемократического развития. В мире много проблем, помимо споров о совпадении илинесовпадении представлений о том, сколько демократии и свободы нужно каждомучеловеку и каждому народу на каждом конкретном этапе его истории.

Какие внешние и внутренниевраги у демократии ?

У демократии есть внешние враги, такие, как международный терроризм. Помнению экспертов, от того, как быстро руководство окружающих Кыргызстан стран проанализируют урокибишкекского беспредела, во многом будет зависеть и их собственная судьба, ивверенных им народов региона.«Бишкекский сценарий» может повториться в любом из государств региона.Ситуация вокруг «крестьянского бунта» в Бишкеке опасна тем, что города растутбыстро, когда происходит демографическая катастрофа на селе. Идут в города назаработки. Что мы видим во Франции – это восстание окраин, заселенных лимитой.Масса не может созидать, человек из массы ущербен. Когда народстановится массой, государство погибает. У демократии есть и внутренниеоппоненты. В их числе – политическое безразличие и апатия, недоверие к власти,цинизм бюрократии, кризис партийных систем, безудержное потребление, кризисморальных ценностей, использование достижений научно – технического прогрессаво вред человеку. Борются всегда две главные тенденции: демократия и бюрократия.Вопрос XXI века – контроль над бюрократией.Контроль над бюрократией – это демократия. Небюрократическая демократиявозможна на уровне деревни, когда может деревенский сход собраться и решить какие-товопросы. Очень жестоко придется бороться с коррупцией. Что такое коррупция?Коррупция – это способность бюрократии выходитьиз-под контроля. Это возможность конвертировать капитал во власть. Помнению экспертов, лозунгом XXIвека будет не рынок или демократия, а демократический рынок. Раньше механизмы демократии предполагалидоступ к перераспределению политической власти и отчасти к перераспределениюэкономических благ, но не экономических возможностей. Теперь необходимообеспечить равный доступ к экономическим возможностям, которые дает рыночная экономика.

Связаны ли процессы демократизации срегиональной безопасностью?

Важный аспект демократизации – внедрениепринципа всеобщего голосования и расширение электоральной базы ивозрастание агрессивности того или иногонарода. Важно помнить, что расширение массовой составляющей в политике влечетза собой всплеск национализма, экстремизма, сепаратизма который и побуждает квойнам. Сдерживающим элементом роста, например, национализма в демократияхможет быть приобщение к логике рыночного поведения, эгоистическое измерениекоторого со временем одерживает верх наднационалистическими чувствами масс. Сегодня демократия стала единственнымобщепринятым инструментом легитимации власти. И, спору нет, ее усвояемость в разных культурахнеодинакова.

Какие принципиально иные условия могут быть в основе дальнейшейдемократизации?

Это учет культурно – цивилизационнойспецифики политического развития незападных стран, которая заставляет иначеоценивать состояние демократии в этих странах (в соответствии с внутреннейлогикой их трансформаций, а не с точки зрения сугубо западных представлений одемократии). Это и учет обстоятельств экономического развития «несвободных»стран. Это снятие международнойнапряженности вокруг проблематики демократизации незападных стран, отказ отнавязывания демократических моделей. Этодемократизация процесса принятия решений на международном уровне, отказ отодносторонних действий.

Давление в пользу демократическогоправления в XXI векебудет расти независимо от того, что делают или не делают, например, США. Этонеизбежно везде, где недемократическое правительство введет рыночную системуорганизации экономики.

Демократия рождает демократов, а ненаоборот.

Contur.kz


Поделиться: