Демографический фактор и уровни формирования нации в Казахстане
Автор: ИАЦ МГУ
Этничность вызывает в полиэтничном обществе переосмысление прежнего понимания нации. «Нация есть постоянный, ежедневный плебисцит» (Э. Ренан). Следуетпринимать во внимание и реагировать на разнопорядковость процессов формирования нации. Даже в целом успешному контуру конструирования нации могут противодействовать отдельные локальные и региональные возмущения. Вандея и часть юга Франции в эпоху Великой Французской революции вооруженным путем сопротивлялись установлению «Французской Республики, единой и неделимой». Этносы как показывает уэльсцев в Британии, ряда социальных и религиозных групп Индии, других государств могут противодействовать политике государства, обращаясь к классовому (революционному), националистическому и религиозно-фундаменталистскому пути политизации этничности. Высший уровень сложения наций - это мега-уровень . Во-первых, в созидании общенациональной культуры неизбежно встает вопрос определения с культурно-цивилизационными ориентирами. Во-вторых, это взаимодействие с внешними для страны влияниями, включая политику мировых церквей, внешнеполитическое воздействие других стран. Подобные вопросы привели Ататюрка к повороту Турции в сторону западноевропейской цивилизации. Культурные достижения советского времени ориентированы к европейским культурным институтам (опера, балет, драма, архивы, музеи и т.п.). Напротив, исламское возрождение обращает к мусульманским регионам Востока и конкурирует за первенство с этнической и гражданской идентичностями. Следует признать, что политическая и экономическая стабильность позволяет раскрывать потенциал макроуровня - общеказахстанского взаимодействия этносов. В конце концов, созидание нации - дело самих казахстанцев. Повседневность созидания нации означает, что этот процесс, судя по историческому опыту, происходит на низовом уровне -микроуровне , т.е. на уровне семей и коллективов, мини-уровне - локальном взаимодействии в городах, селах, поселках, аулах и миди-уровне - регионах. В этом отношении различаются не только Север и Юг, Запад и Восток страны. В различных местностях, даже рядом расположенных, могут протекать иные процессы: освоение русскими казахского языка в одном городе, малая востребованность казахского в другом районе; стремление получить признание в качестве автохтонов в одном регионе, миграция русских и казахов в соседнем регионе и т.д. На макроуровне , т.е. уровне страны создаются и осмысляются образцы и культурные ценности. Одновременно их непрерывное апробирование и спонтанные процессы взаимодействия происходят на всех уровнях: от микроуровня до мидиуровня. Именно на низовом уровне сел, городов, районов, областей весома роль местной элиты и лидеров местного мнения. На этих уровнях проявляется реакция населения, например, на попытку закрытия школы или классов на каком-либо языке обучения. Все эти уровни находятся не в изоляции, а во взаимодействии и при определенных условиях процесс становится ощутимым и заметным на более высоком уровне. Макро- миди-, миниуровни процесса испытывают влияние демографических и миграционных воздействий. Авангард гражданской идентификации по данным на 2006 г. был неравномерно распределен среди всех трех групп: от 2% у казахов, 11% у русских и 7% у малых этносов /Источник: Арын Р. Төл этностық әлеуметтік-саяси мәртебесінің эволюциясы (Қазақстан Республикасының материалдарында). Автореферат дисс. ...д-ра полит. наук.-Алматы, 2007.- С. 24, 26. Автореферат г-жи Р. Арын «Эволюция социально-политического статуса коренного этноса» /. Кстати, это самые «пессимистичные» показатели социсследований, более оптимистичные данные выше них на 10-15%). В начале 1980-х гг. в академических кругах можно было услышать разговор, что скоро тюркские этносы Казахстана составят более 50% населения республики. На практике это было ожидание достичь этой планки вначале вместе с близкими по языку народами, а затем ростом численности казахского этноса. К концу 1990-х гг. казахи составили более половины населения Республики Казахстан. Означает ли, что процесс формирования нации будет решен чисто демографически в течение полтора-двух десятилетий? На практике учитывая различия уровня рождаемости и демографического роста между регионами, сельским и городским населением, можно прогнозировать, что препятствия на пути сложения казахской этнической нации сохранят свою значимость. Во-первых, рождаемость обеспечивается большим воспроизводством тех этнических групп (части казахов и ряда восточных этносов), среди которых наличествует достаточно высокий уровень локально-общинных и регионалистских восприятий Родины (об этом ниже). Во-вторых, при увеличении доли иммигрантов возрастает доля лиц, которые сохранили воспоминания, родственников, часть социальных связей в прежней стране пребывания. Процесс адаптации новых групп означает необходимость длительного времени для усвоения ими и их потомками норм нового для них общества и, соответственно, пролонгацию созидания нации. В-третьих, даже при 10-20%-ной доле иных этносов в структуре населения сохраняется влиятельность их экзит-стратегии (стратегии эмиграции из страны) и тактик протеста в случае применения. «Первая семерка» этносов (казахи, русские, украинцы, узбеки, немцы, татары, уйгуры), каждый из который имеет долю свыше 1% в населении, составили 94, 92% населения страны (крымские татары учитывались отдельно). Поскольку данные переписи марта 2009 г. вызвали у экспертов большие сомнения насчет соответствия международным требованиям и достоверности, то использованы материалы переписи 1999 г. 15 наиболее многочисленных этносов страны включали, наряду с «первой семеркой», белорусов, корейцев, азербайджанцев, турков, поляков, дунган, курдов, чеченцев (вместе 98, 39% населения). Каждый из этих этносов имеет удельный вес 0,2% и выше в структуре населения страны. Следующие по численности 30 этносов (вместе 1,51% населения) включали таджиков, башкир, молдаван, ингушей, мордву, армян, греков, чувашей. Вместе с ними, в этой группе оказались евреи, китайцы, цыгане, литовцы, латыши, эстонцы, туркмены, каракалпаки, карачаевцы, крымские татары, чехи, коми-пермяки (список перечислен не полностью и не обязательно по порядку убывания численности). Удельный вес каждого из этих 30 этносов составлял в 1999 г. от 0,17% (25, 66 тыс. чел) у таджиков до 935 чел. (почти 0,0063% в структуре населения страны) у коми-пермяков. Вместе 45 наиболее заметных по численности этносов (15 этносов с удельным весом 0,2% и выше, и 30 этносов с удельным весом от 0, 0063% до 0,19% ) составили 99, 9% населения Казахстана. Остальные 85 этносов насчитывали вместе 14,5 тыс. человек (0, 1% населения). Среди этих 85 этносов учтены этносы, представленные в Казахстане несколькими сотнями, десятками или даже несколькими гражданами. Среди 85 самых малочисленных этнических групп страны подсчитаны американцы, народы Индии и Пакистана вместе с 5 кетами - народом из Восточной Сибири и 1 сербом, т.е. в числе этой группы есть даже единичное число лиц, которые вследствие их этнической принадлежности включены статистикой в число этносов Казахстана . Демографические тенденции после 1999 г. продолжают корректировать представленность этносов в Казахстане. Даргинцы к 2002 г. смогли встать на место коми-пермяков, т.е. перейти с 46 -го места на 45-е. По численности вслед за даргинцами в списке 85 наиболее малочисленных этнических групп страны зафиксированы в 1999 г. калмыки, талыши, гагаузы, кумыки. Рост численности узбеков и снижение численности украинцев и немцев вполне могут показать иное распределение позиций в первой семерке в 2009 г. Расклад меняется и среди следующих двух групп из 8 этносов и 30 последующих заметных этносов. Общая тенденция с 1989 по 1999 г. состоит в вымывании европейских этносов и возрастании доли восточных этносов. Прирост последних объясняется как естественным воспроизводством, так и иммиграцией из ряда сопредельных государств. Таблица Группировка этносов Казахстана по численности и удельному весу в структуре населения Республики Казахстан (по переписи 1999 г.)
Добавим, что в случае усиленной миграции китайцев, арабов и пр. мы получим иные, менее предсказуемые последствия относительно формирования нации в любом варианте. Этот демографический расклад свыше 100 этносов при сравнении с активностью представителей этнических групп по созданию национально-культурных центров (НКЦ), школ и классов в общеобразовательных школах, обучающих групп по изучению их родного языка и основ культуры этноса при НКЦ, наличию, интенсивности и характеру связи с историческим родинами, родственниками и лицами одной этничности за рубежом пр. не дает четкой связи между численностью этноса и его активностью по сохранению языка и культуры, сущностью трансгосударственных связей этноса. Например, ассирийцы - один из 85 наименее представленных в стране этносов довольно активны в обучении родному языку, а удмурты, мари, мордва из группы 30 этносов не столь заметны в этом деле. Представленность евреев в стране позволила включить их в третью группу 30 этносов, но известно, что культурный и научный вклад личностей из этого этноса во много превышает их формальную численность. С учетом будущих миграционных и демографических тенденций можно утверждать, что «погода в стране» в более узком плане межэтнических отношений (без постановки вопроса о нациестроительстве) в основных линиях определится взаимодействием 15 (7 плюс 8) наиболее многочисленных этносов плюс уровнем миграционного обмена с сопредельными странами и дальним зарубежьем. Представляется, что переход от нормальной «погоды в стране» к перспективам формирования нации будет определяться взаимоотношениями 7 основных этносов плюс 8 этносов следующей группы плюс 30 этносов последующей третьей группы плюс влиянием некоторых этносов из заключительной, четвертой группы . Слово «некоторых» не является оговоркой. На наш взгляд, влияние этносов из 4-й группы может быть значимым на локальном уровне (на миниуровне) в случае относительно компактного проживания (например, кумыков). Либо может быть поднятым на общестрановой (макроуровень) или региональный (мидиуровень), если их достижения пусть в какой-либо сфере хозяйствования, приспособления к природным условиям, культурные и научные достижения их представителей представляют интерес для лиц из какой-либо профессии или рода занятий. В этом отношении главное - не численность, а потенциал и ресурсы (включая особые умения, навыки и пр.), которыми обладают представители любого самого многочисленного и самого малочисленного этноса. Включение наибольшего числа представителей разных этносов позволит сделать процесс формирования нации проникающим на все уровни, независимо от региональных, локальных и прочих различий. Как известно, в Европе и Америке выходцы из европейских этносов в наибольшей мере были подготовлены и склонны были со временем идентифицировать себя с нацией-государством своей новой Родины. Иммиграция сотен тысяч и миллионов людей из Африки, Ближнего и Среднего Востока, появление в США и Европе массива лиц с иной религиозной и многообразными этническими идентичностями привели к возникновению этнических групп, для которых гражданство страны постоянного проживания - пустая правовая формальность, а не прочувствованная и продуманная идентификация с этой нацией. Известный футболист Зейнетдин Зидан, араб по происхождению, является французом по гражданской принадлежности, но сотни тысяч выходцев из Африки и Азии на деле отделяют себя от «коренных» белых французов, по сути бросая вызов нации-гражданству. Формула «1+Х» (одна нация и множество диаспор) ближе к варианту №1 - казахская этническая нация. Но зачисление этносов в диаспоры означает указание на наличие иной, неказахстанской Родины. Если выбор сделан в пользу Казахстана, то к чему закрепление инаковости Родины? Намек на эмиграцию? Но целая группа этносов не ориентирована на эмиграцию, в том числе уйгуры, узбеки. Формула «1+?» обращает к варианту №2 - казахская нация-гражданство с неясностью того, что подразумевается под инкорпорацией (включением) неказахов (ассимиляция?). Формула «1+1+n» = 1 (одна гражданская нация) отражает направленность к варианту №3 -казахстанская нация. А какая из этих трех формул «греет» душу - это предстоящий выбор казахстанцев. Созидании нации имеет общие проблемы для стран Востока. Причина - в значимом уровне лояльности этническим, клановым, религиозным авторитетам у многих лиц из восточных этносов. Европейские этносы и европеизированные лица из восточных этносов более склонны к индивидуальному, самостоятельному выбору идентичности. Некоторые из 15 наиболее многочисленных этносов страны представлены и известны во всех областях, другие проживают компактно в отдельных местностях и почти непредставлены в других регионах (дунгане, поляки, уйгуры). Следует заметить, что нет однозначной связи между численностью этноса и его нахождением в гипотетической шкале беспроблемности/проблемности его поведения и идентификационных стратегий. Нет межэтнических конфликтов между казахами и европейскими этносами: русскими, украинцами, немцами, поляками. Численность дунган в 1999 г. была 36, 9 тыс. человек (0,21% от всего населения государства), т.е. немногим больше, чем чеченцев (31, 8 тыс. чел. или 0,21% от всего населения). Однако преимущественно сельское расселение и стратегия адаптации дунган делают их «незамечаемыми» вне мест их проживания. Талгат Исмагамбетов Contur.kz |
Поделиться: