Данияр Тлеуханов: Неудачный эксперимент?
Автор: ИАЦ МГУ
Беспрецедентно жесткое выступление Нурсултана Назарбаевана последнем заседании политсовета Нур Отан, собранном через несколько часовпосле оглашения Послания 2010, лишний раз доказывает степень понимания высшимруководством страны реальной глубины проблемы, касающейся состоянияуправленческих кадров, уровня «человеческого капитала», а в конечном счете,способности нынешних госуправленцев решать прорывные задачи в сферемодернизационных проектов.
Еще год назад президент Казахстана смотрел на этупроблемы несколько иначе. В конце 2008 года он заявил: «Наша стратегическаязадача – создать новую генерацию государственных управленцев». Предполагалось,что, это обновление произойдет, прежде всего, за счет омоложения управленческихкадров, создания эффективной системы подготовки кадрового резерва и достижениянеобходимого позитивного перелома с точки зрения эффективности госслужбы, накоторой должны работать чиновники-патриоты, не путающие государственный кармансо своим собственным.
Судя по грозным замечаниям Нурсултана Назарбаева вадрес молодых министров и их заместителей образца 2010 года, за прошедшее времяпрезидент внес определенные коррективы в собственное видение этой проблемы.Молодые руководители, обладающие достаточно высоким уровнем компетенции и профессиональныхзнаний вполне успешно вписались в прежние схемы назначения и продвижения кадровпо принципу личного знакомства,земляческим связям, а в некоторых случаях даже в рамках коррупционных схем.
Искусственное омолаживание управленческого состава вэтой ситуации дает прямо противоположенный эффект. С одной стороны, естькрасивая картинка, которой на круглых столах в РИА Новости восхищаютсяроссийские эксперты, мол, самая молодая управленческая элита в странах СНГ. Аесть грустная реальность, в которой молодость – это далеко не гарантиякачества, а отсутствие реального управленческого опыта невозможнокомпенсировать изучением модных схем, составленных в соответствии состандартами западной научной мысли, но крайне плохо приспособленных к реалиямКазахстана.
Возникает парадоксальная ситуация, при которой, содной стороны, без ротации элит и управленческих кадров неизбежен глубокийзастой, но, с другой стороны, процесс искусственного обновления ведет квоспроизводству теневых схем в работе аппарата министерств и ведомств. Вместокадровой революции возникает привлекательный образ с абсолютно гнилымсодержанием.
Каков выход из этой ситуации? Тем более, что сосхожими проблемами сталкивается и российская политическая элита, с однойсущественной поправкой: у нас и в регионах, и в центре значительно выше уровеньконкуренции, а, кроме того, историческая традиция русской бюрократии несколькоотличается от архаических «земляческих комплексов», которыми руководствуются ввыборе своей команды некоторые министры и акимы в Казахстане. Именно поэтомупри внешнем сходстве, кадровое обновление в казахстанских реалиях будет иметьнесколько иное содержание, нежели в российской действительности.
Создание новых центров подготовки кадрового резерва,как например, Национальная школа государственной политики – сам по себепозитивный шаг, но в масштабах реальных потребностей в госкадрах – это всеравно, что капля в море. Тем более, заметно, что и отношение к этой структуресо стороны тех, кто, по идее, должен ей оказывать прямое содействие в целомнеоднозначно. Можно предположить, что с созданием «университета имени президента» борьба за кадровуюмодернизацию обретет новый позитивный импульс. Но это все дело будущего, авыполнять намеченное в Послании 2010необходимо уже сейчас.
От ответа на вопрос, каким образом казахстанскийполитический класс намерен изменить механизмы самовоспроизводства, да и вообще,собирается ли он в принципе это делать, несмотря на все увещевания президента,в конечном счете, и зависит финальный результат громкой кампании под названием «Посткризисная модернизация».
Поделиться: