Д. Радбель: Энергетическая политика России на украинском направлении.Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
При разделе «советского наследства» Россия получила львиную долю добывающих мощностей. В 1970 - 1980-е гг. в Западной Сибири был создан гигантский нефтегазовый комплекс, рассчитанный на удовлетворение потребностей всего соцлагеря. Это позволило России сразу же превратиться в одного из крупнейших мировых экспортеров энергоносителей[1]. Унаследовав от СССР статус великой энергетической державой, Россия даже в хаотичные 1990-е гг. продолжала играть заметную роль в мировых энергетических делах. Одним из ключевых направлений ее энергетической политики являлись страны СНГ, с которыми она была связана прежними экономическими и технологическими связями.
Д. Радбель: Энергетическая политика России на украинском направлении.Ч.2

При разделе «советского наследства» Россия получила львиную долю добывающих мощностей. В 1970 - 1980-е гг. в Западной Сибири был создан гигантский нефтегазовый комплекс, рассчитанный на удовлетворение потребностей всего соцлагеря. Это позволило России сразу же превратиться в одного из крупнейших мировых экспортеров энергоносителей [1] . Унаследовав от СССР статус великой энергетической державой, Россия даже в хаотичные 1990-е гг. продолжала играть заметную роль в мировых энергетических делах. Одним из ключевых направлений ее энергетической политики являлись страны СНГ, с которыми она была связана прежними экономическими и технологическими связями.

Первые годы независимости стран СНГ показали, что они оказались в центре внимания целого ряда зарубежных государств и транснациональных компаний. Более того, между этими внешними силами стала разворачиваться борьба за сферы геополитического и геоэкономического влияния, главной целью которой было их стремление получить доступ к природным ресурсам бывшего СССР. Со своей стороны государства СНГ были заинтересованы в более тесном вовлечении в мировые интеграционные процессы. В ряде случаев интересы России и других стран СНГ не совпадали, а то и вступали в конфликт. Особо болезненную реакцию в России вызвало появление внешних сил в странах Каспийского бассейна. Изменение баланса сил объективно ослабляло влияние Москвы в СНГ и побуждало к активизации своей политики по отношению к новым независимым государствам. В условиях имеющихся противоречий кардинальное решение этого вопроса находится в реализации эффективной модели экономического сотрудничества, которая основана на современных реалиях и в максимальной степени учитывает весь комплекс факторов, действующих как во внутренней, так и во внешнеэкономической сферах.

В практике МИД России вопросы международного энергетического сотрудничества стран СНГ являются особым направлением дипломатической деятельности. Это касается как двусторонних, так и многосторонних отношений России со странами дальнего и ближнего зарубежья. Анализируя механизмы реализации энергетической дипломатии в многостороннем формате, можно выделить переговорный процесс в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, Конференции по энергетической хартии, ОПЕК, участие в энергетических группах Форума АТЭС и других международных и региональных организаций.

В отношениях России - крупнейшего экспортера энергоресурсов на постсоветском пространстве и Украины - ключевой «транзитной» страны на протяжении рассматриваемого периода существовали устойчивые проблемы. В наиболее концентрированном виде эти проблемы проявлялись в постоянных конфликтах и трениях вокруг «газового вопроса».

Газ является особой статьей российского экспорта, играя исключительно важную роль как в развитии внутренней экономики, так и в укреплении внешнеэкономических позиций. На долю России приходится более 30 % мировых доказанных запасов природного газа и свыше 20 % газодобывающих мощностей. Являясь крупнейшим экспортером природного газа, она обеспечивает более 25 % потребностей в этом виде топлива Европы. Россия также имеет обширную внутреннюю сеть газотранспортных и газораспределительных объектов и является вторым после США потребителем природного газа. Газовая отрасль остается постоянным источником валютных поступлений и в значительной степени способствует экономическому росту России [2] .

В 2004 г. газовые поставки на внутренний и внешний рынки составили соответственно 300 и 190 млрд. куб м. Из последней цифры 70 млрд. куб. м. пришлось на долю бывших советских республик. Средневзвешенная отпускная цена природного газа непосредственно в России и для внутренних нужд, включая НДС, составляла 47, 12 $ за 1000 куб. м. Это обеспечивало рентабельность добычи газа, близкую к нулевой.

Практически по себестоимости осуществлялись поставки российского газа для стран СНГ- средняя цена в 2004 г. составляла 50,9 $ за 1000 куб. м. При этом Украина являлась самым крупным газовым импортером, потребляя 40 млрд. куб. м. в год по цене 50 $. Для сравнения, аналогичная цена для Белоруссии составляла 47,2 $, для Грузии - 60 $, Молдавии - 82,5 $, стран Прибалтики - 83,5 $. В то же время в Западной Европе российский газ продавался оптовым покупателям по 160 $ за 1000 куб. м., а отпускные цены для потребителей, например, в Германии составляли 300 $.

Российский исследователь Ю. Ф. Годин задается резонным вопросом: «При анализе транзитных тарифов и цен возникает логический вопрос: почему Россия продает газ ближним соседям в СНГ и Прибалтике в ущерб себе, то есть не по мировым ценам?» [3] На взгляд автора, основная причина, почему Россия продает свой газ странам СНГ по ценам в 3 - 4 раза ниже мировых, заключается в том, что экономический потенциал этих стран не позволяет им расплачиваться с Россией за газ даже по искусственно низким ценам. Что касается Украины, то она не платит своевременно за поставки российского газа и из года в год копит газовые долги с последующей их реструктуризацией в свою пользу. Кроме того, украинская сторона открыто применяла практику несанкционированного отбора нашего газа из транзитных трубопроводов. По данным «Газпрома», уворованный газ в дальнейшем продавался Венгрии, Словакии и Польше [4] .

«У России есть веские основания считать Украину ненадежным, необязательным партнером. И здесь на первый план выходит одна из главных проблем российско-украинских отношений - долги за поставки из России природного газа. Несанкционированное изъятие газа производят не мелкие мошенники, а предприятия Минэнерго Украины и прочие промышленные гиганты, как правило, с одобрения администраций областей. Это явление стало элементом государственной политики, поскольку санкционируется, судя по всему, на государственном уровне. Известно об этом на Украине всем, однако, не только никто не несет ответственности, но эти действия негласно поощряются, поскольку слишком много в этой афере заинтересованных лиц, в том числе на высоком уровне. Дошло до того, что президент Л.Кучма в интервью германскому журналу "Штерн" в открытую признает за Украиной грех несанкционированной Россией откачки российского газа на внутриукраинские нужды без последующей оплаты его. Начиная с 1991 г. Украина таким образом ежегодно "улучшает" свой топливный баланс. У нас в двух сторонних отношениях много проблем, но с моей точки зрения, главная проблема в том, что мы не можем быть платежеспособными по своим долгам, и прежде всего за газ. Это большая проблема. И мы хотим подчеркнуть: мы не хотим воровать газ, не хотим накапливать долги, мы хотим цивилизованно рассчитаться. Наше правительство активно работает над этой проблемой, поскольку она является важным препятствием на пути цивилизованного развития наших двухсторонних отношений» [5] .

По оценкам экспертов, в отдельные периоды из газопроводов незаконно откачивалось топливо на сумму до 70 млн. долл. в месяц. Рем Вяхирев сообщил, что ежедневный "перебор" газа Украиной составляет 100-120 миллионов кубометров в сутки, а в год в подземные хранилища на территории Украины закачивается 16-17 миллиардов кубометров российского газа. При этом он подчеркнул, что невозможно точно определить, сколько из этого объема берет Украина для собственных нужд. Россия же, заявил Вяхирев, до сих пор не получает от Украины за это "ни рубля". Недаром Л.Кучма так же признал, что "то, чем занимается с газом Украина, цивилизованными действиями назвать нельзя"» [6] .

Начиная с 2001 г., дефицит торговли Украины с Россией превышает 4,5 млрд. $. Растущий дисбаланс во взаимном товарообороте украинская сторона не способна возместить ни товарами, ни «живыми» деньгами. Всякий раз Киев стремился избежать платежей под различными предлогами, в т. ч. давая туманные политические обещания. Пытаясь решить проблему газовых долгов любыми способами, Украина давила на Россию, угрожая увеличить транзитные тарифы на прокачку газа через ее территорию [7] и повысить арендные платежи за пребывание российского Черноморского флота в Севастопольской бухте.

Россия неоднократно проявляла добрую волю и понимание трудностей Украины в оплате российских энергоносителей. Украина - единственная страна на постсоветском пространстве, которая получила право реэкспортировать российские энергоресурсы (4,5 - 5 млрд. куб. м. газа в год), что обеспечивало ежегодное поступление в ее бюджет до 600 млн. $. Кроме того, Россия обязалась открыть транспортный коридор Украине для поставок туркменского газа и согласилась на 10-летнюю рассрочку платежей по ее газовым долгам.

В этих условиях донорский российский газ во многом способствовал стабилизации социально - экономического положения Украины, поддерживая оставшиеся на плаву промышленные предприятия, обеспечивая отопление жилищ.

Еще одна важная причина фактического субсидирования Россией украинской экономики заключалась в том, что газотранспортная и распределительная система, созданная еще в советское время, могла функционировать лишь как единое целое. В результате «Газпром» оказался бессильным наказать за неплатежи или открытое воровство газа страны, через которые проходят транзитные газопроводы.

Половина газохранилищ бывшего Советского Союза находится в Украине. На нефть и газ, экспортируемые через украинские коммуникации, приходится 80 - 85 % валютной выручки России от их продажи. Являясь монополистом в транзите российского газа в страны Евросоюза, Украина пытается диктовать свои условия при установлении транзитного тарифа.

Отсутствие у «Газпрома» квалифицированной команды переговорщиков зачастую приводило к неспособности защитить интересы России и к неоправданным коммерческим потерям. Так по заявлению заместителя председателя правления А. Рязанова на заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ, «Газпром» фактически вынужден списать 280 млн. $ долга компании «Единые энергетические системы Украины», который образовался в то время, когда ею руководила Ю. Тимошенко. «Газ был ей поставлен - деньги не оплачены. Мы подготовили решения всех судов, в том числе арбитражных. Попытались эти решения применить на Украине и изъять имущество. Нам сказали, что у той компании, которая у нас покупала, активов практически нет» [8] .

«Украина занимает ключевое место в российской экспортной стратегии, - говорится в отчете Международного энергетического агентства (МЭА) за 2004 г. - Через Украину проходит до 80% российского газового экспорта в Европу. Украина является крупнейшим нетто-импортером газа и нефти... Украина импортирует до 80% своих газовых запасов из России или Туркменистана, в случае же с нефтью, то здесь объем импортных поставок из России составляет приблизительно 90%» [9] . В итоге получается, что Россия и Украина очень сильно зависят друг от друга, и в настоящий момент ни та, ни другая сторона не в состоянии избавиться от этой зависимости.

* * *

[1] «Значение для Европы российского газа, который используется в основном для отопления, можно сравнить только с Гольфстримом, омывающим полуостров Евразии. Если поставки российского газа внезапно прекратятся, то современной Европе грозит новый ледниковый период. Поэтому стабильность российского «газового Гольфстрима» крайне важна с точки зрения энергетической безопасности Евросоюза». (Ю.Солозубов «За вас, за нас, за газ!» - «Агентство политических новостей», 06.04.2005 г.)

[2] Годин Ю. Ф. Геополитическая роль внешней торговли энергоресурсами для России. // МЭМО, 2006, №2. С. 106.

[3] Годин Ю. Ф. Ук соч. С. 107.

[4] Годин Ю. Ф. Ук. соч. С. 107 - 108.

[5] Россия - Украина: векторы сотрудничества. Отв. редактор Шутов. М, 2001. Материалы «круглого стола» За конструктивизм в отношениях С.И. Пирожков, директор Национального института украинско-российских отношений

[6] Российско-украинские отношения: экономический и политический аспект. Аналитический доклад

[7] В 2004 г. Киев получил от России за транзит газа 1,6 млрд. $.

[8] С Украины спишут еще один долг. // Российская Федерация сегодня. 2005, №4. С. 14.

[9] http://www.iht.com/articles/2004/12/26/news/uecon.html Energy needs forge Ukraine's link to Russia By Judy Dempsey International Herald Tribune

Поделиться: