Д.А. Алимова: О НЕКОТОРЫХ «БОЛЕЗНЯХ РОСТА» В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА
Автор: ИАЦ МГУ
Вот уже более десяти лет как висторической науке начались кардинальные перемены. Достоянием историков стали многие архивные материалы, наосновании которых история отечества избавляется от фальсификации, искажений, продиктованных официальной идеологией,трактуется в совершенно новом объективном ракурсе. Если учесть, что при советском режиме доступ к ним был ограничен, либововсе закрыт, то можно понять с какой радостью и жадностью исследователи извлекали из них все новые и новые данные.Многое из того, что ранее умалчивалось, стало достоянием гласности. Известные исторические события, трактовавшиеся вжестких клише, получили иную, соответствующую исторической правде интерпретацию, сформировались новые,объективные методологические парадигмы, благодаря чему видение прошлого становится все болееполным иобъективным. Трудно переоценить достижения исторической науки за последние десятьлет. Однако не менее важным сегодня является конструктивный и практический анализ «болезней» роста нового виденияистории, некоторой предвзятости, прямолинейной односторонности и перекосов, сложившихся при объяснении сложных инеоднозначных исторических процессов, попыток выдать желаемое за действительное, соблазна искусственногоудревнения истории тех или иных народов, характерного для многих республик Средней Азии,одностороннейоценки сложных и противоречивых личностей прошлого, приписывание истории регионов, создаваемыхмногими поколениямиразличных народов, к деяниям одного народа и т.д.
Наука о прошлом не может быть«надисторичной» и независимой от переживаемого исторического настоящего. Каждый новый этап в развитии обществаставит и новые задачи. Нам представляется, что современная историческая наука Узбекистана стоит на пороге новогоэтапа, этапа зрелости, который предполагает более высокий уровень фундаментальности,взвешенности иобъективности и отход от эмоционально-поверхностных оценок, характерных для конца 80-х и начала90-х годов. Ксожалению, они все еще проявляются, особенно при переосмыслении историинационально-освободительного движения, а такжеистории советского периода.
К таковым, в частности, относится восстание 1898 г.в городе Андижане, получившееназвание от имени его предводителя Дукчи Ишана - «Дукчи эшон кузголони». Большинство статей, посвященных этой теме и появившихся запоследние годы в отечественной печати,оценивают данное событие как национально-освободительное движение. Неопровергая такую точку зрения, лишь следуетотметить, что однозначность в исторических подходах порой граничит с неправдоподобностью. Исследование этого вопроса выявило разнохарактерность целейучастников восстания и ограниченностьмировоззрения его предводителя. Между тем до сих пор не осуществлен детальный анализ как деятельности самого Ишана, так и его произведений,свидетельствующих о его философско-мировоззренческих позициях, не отличавшихсявысокой интеллектуальностью. Более того, публикации на эту тему говорят в пользу того, что некоторые историки все еще придерживаются прежнейсоветско-историографической позиции,оценивая восстание Дукчи Ишана только с классовой стороны, без учета религиозных мотивов его руководителя. Авторы же отдельных публикаций идут наповоду материалов, представлявшихточку зрения колониальных властей,которые искали в причинах этого движения внешнеполитическую подоплеку. В особенности это касаетсявопроса о связях Дукчи Ишана стурецким султаном, не имеющего под собойреальной основы.
Статья Б. Бабаджанова,опубликованная в журнале «O'zbe-kiston tarixi»(«История Узбекистана»), на наш взгляд, впервые объективно отражает событияАндижанского восстания, и «вынужденную» роль его предводителя, который, как нам кажется, просто не мог отказаться отпросьб (для сохранения своего авторитета) возглавить движение. Б. Бабаджанову удалось исследовать произведение Дукчи Ишана«'Ибрат ал-гофилин», которое многое объясняет. В частности, раскрывает суть его примитивных прожектов государственногопереустройства Туркестанав виде исламского государства - халифата.
Амбиции Дукчи Ишана,реализованные посредством религии и на почве недовольства населения, уставшего от беспредела колониальной администрации,желание приобрести авторитет и власть, и сама суть восстания, цель его участников добиться улучшения экономическогоположения властей - вот, как нам представляется, нить несочетаемостей в общемконтексте движения.
Верность позиции Б. Бабаджановав этом вопросе подтверждает и исследование А. Эркинова 2 , который попытался проанализировать взгляды местнойинтеллигенции того времени на этовосстание и его предводителя. В качестве источников А. Эркинов использовал поэтические произведения, в частности, цикл стихотворений под названием «Дукчи Эшонхажви». Поэты-современникинеоднозначно и довольно критически оценивали его. Думается, что авторамэмоционально возвышенных статей,идеологизирующих его фигуру, надо быть в курсе новейших достижений исторической науки, хотя бы потой проблеме, о которой они пишут.
Сказанное касается и образаНамоза Пиримкулова в исторической литературе. Нет никаких оснований возводить его в ранг борца за независимость, аархивных документов, подтверждающих это, нет. Как известно, основным постулатом советской идеологии была классоваяборьба и поэтому одна из ниш в ее истории была отдана Намозу Пиримкулову. Егоразбойничьи набегина торговые караваны трактовались как выступления в защиту бедных и социально незащищенныхлюдей. Причемизвестно, что он не трогал представителей царской администрации, а грабил лишь богатыхкупцов, не щадя при этом караваны с продовольствием. То, что «добыча» отчасти раздавалась нуждающимся - не основаниедля утверждения о том, что он возглавлял национально-освободительное движение. Между тем такое мнение еще имеетместо и, более того, недавно Ш. Мурадовой была защищена диссертация насоискание ученойстепени кандидата исторических наук, где автор утверждает, что действия Н.Пиримкулова были направлены против крупных землевладельцев, чиновников, ростовщиков,ставших, по еевыражению, «слугами колонизаторов», и она называет это освободительным движением.Как видим, у диссертанта сохраняется классовая позиция и совершенно отсутствуют понятия о сущности освободительнойборьбы. Напрашивается вопрос: почему же «народный освободитель» или «мститель», как называет его автор, не направлялсвой гнев и выступления против колонистов? Историю нельзя искусственно выстраивать, называя черное белым, и вольноинтерпретировать события.
Одной из важных проблем историиУзбекистана, находящихся в центре внимания историков, является фальсифицированная советской историографией историятак называемого «басмачества». Уже в 30-х годах XX века утвердилась большевистская концепция«басмачества», сводящая сложное и многофакторное движение местного населения к простой и однозначной схеме - сопротивлению «классовых врагов социализма»- баев и буржуазии советской власти.Эта упрощенная и идеологизированнаяконцепция стала разваливаться вместе с распадом самого советского режима. Вконце 80 - начале 90-х годов на страницахузбекистанской и московской печати стали впервые появляться статьи, основанные на иных подходах, опирающиеся на ранее замалчиваемые факты, свидетельствующие обидеологической предвзятости подобной теории. Изучая этот вопрос,узбекистанские исследователи смогли доказать, чтодвижение, в целомносило политический характер и имело форму национально-освободительной борьбы. Можно понятьисториков, окрыленныхвозможностью говорить правду и разоблачать советскую концепцию «басмачества». Однако историческаянаука не терпитэмоций и это порой приводит к искажению объективности и истинного положения вещей.В 1994 г. Институтом истории АН РУз совместно с редакцией «Шарк. юлдузи» была проведена конференция, посвященная«басмаческому» движению. На ней высказывались разные мнения и одной из тем дискуссии стало обсуждение самоготермина «басмачество». Кто-то из историков предлагал называть его движением сопротивления советской власти и Краснойармии, другие - «движением за независимость» («истик,лолчилик харакати»).
Общим собранием было поддержанопоследнее предложение.И с тех пор во всей исторической литературе и учебниках «басмачество»называется «истиклолчилик х.аракати». Однако правомерно ли это? Ведь движение занезависимость существовало на протяжении всей истории, а не на одном небольшом отрезке времени. Этот терминотражает смысл борьбы за независимость на протяжении всей трехтысячелетней историигосударственности Узбекистана. Что касается «басмачества», то это - конкретно-историческое движение первой половины XXв., носившеевооруженный характер и направленное противсоветской власти и Красной армии. Эта история не такая уж далекая, и она должна иметь конкретное название, а не общее. Соответственно были правы те участникиконференции, которые предлагалиназвать его «повстанческим движением» («советхркимиятига к.арши харакат»). На фальсифицированность проблемы советской историографией часто указывалии зарубежные историки. Давайтевнимательнее рассмотрим их точки зрения,в частности англо-американских исследователей, большинство из которых называютего стихийно возникшим протестом,представлявшим серию восстаний, хотя и плохо организованных, но охвативших большую территориюТуркестана.
Впрочем и сами представителивласти тех лет в Туркестане объективно оценивали ситуацию. В частности, Т. Рыскулов писал: «В сельской местностибеззаконие, насилие было обычным делом. Банды преступников, часто состоящие из Красной армии и иногда включающие членовкоммунистической партии, совершали налеты на кишлаки, убивая и грабя население. Призывы о помощи оставались нетолько безответными. Ташкент даже приказал обезоруживать местные дружины, которые организовывались в некоторых местахдля самозащиты». Конечно все это не могло не вызвать сопротивления, активно поддержанного народом.
По словам X. Хостлера,«в движении принимали участие илиподдерживали его практически все слои населения, что делало егообщенародным» 3 .
тивными реакционерами... Они равно противостоялиджадидам, младобухарцами русским» 1 . Один из отечественных исследователей вопроса К.Раджабов считает джадидов идеологами «басмачества». Нам представляется, что подобный выводнедостаточно обоснован. Тот факт, что некоторые из организаторов Туркестанской автономии 1918 г.после его разгрома перешли на сторону «басмачей», вовсе не означает, что они были его идейными вдохновителями.«Басмачество» и его руководителей нельзя ставить ни по интеллекту, ни по мировоззрению наодну планку снациональными прогрессистами. Вспомним, какое государство хотели строить многие изпредводителей «басмачества», при условии освобождения от большевиков. Целью Ибрагимбе-ка и муллы Абдукаххора быловозвращение и восстановление правления эмира, а Шермухаммадбека - построение исламской республики. Как правило, они всебыли традиционалистами и ратовали за возврат старых политических систем. Исключение составлял лишь Мадаминбек,человек несомненно более широкого кругозора, находившийся под влиянием современного реформистского движения, склонный ксветской модели развития.
Известный американский ученый Э.Олворт прав считая, что хоть цели у джадидизма и повстанчества были одни, но пути их достижения были различны 2 .К тому же, в отличии от джадидов, повстанцы не имели серьезных социальных программ. И мы никак не можем объединять все«басмачество» в одно целое и судить о нем, не проводя демаркационной линии.
Мы думаем, Г. Фрейзер права,разделяя его на политическое и криминальное направления. В первое она включает группировки, боровшиеся с Советскойвластью, которые и поддерживались большинством населения. Именно такоеразграничение необходимов освещении событий 1918-1924 гг. в Туркестане. К сожалению, в отечественной историографииэто не отражено. Водной из статей К. Раджабова 3 , приводится большой список имен курбашей -предводителей группировок. Но где основание считать их всех политическими борцами? Суверенностью можносказать, что сюда попали и предводители криминальных группировок. Говоря о политическомнаправлении и присоединяяськ мнению англоязычных исследователей в том, что оно было самым упорным и самым отчаянным движением в истории восстаний в Азии иАфрике, мы должны придерживаться принципа всесторонности: объективно изучать иописывать нетолько его достоинства, но и слабости. Это, в первую очередь, разрозненность, причинойчего были, как правильно отмечают М. Броксап и А. Парк, узкоместные интересы их главарей, людейчестолюбивых и ревностно относящихся к успеху друг друга. Большинство из них не знало, что былоза пределами ихмира, и они были малосведущи в политике. Более того, между ними шла ожесточеннаяборьба за власть, и даже ради общей борьбы с Советами, они не шли на уступки друг другу.
Говоря же о причинах поражениядвижения сопротивления, мы, в отличие от тех же зарубежных исследователей, упускаем важные факты или попростунегативное отношение к нашему советскому прошлому не дает нам это видеть. Советская власть пошла на важные уступки, понимая,что движение переросло в общенародное и с ним нельзя покончить исключительно военными мерами, и она пыталасьоттянуть, отвлечь народ от него. Введение нэпа и реформы власти, в частности,возвращение частнойторговли, восстановление вакфов (хоть и временно), возвращение мусульманам старых школ,мечетей и т.д., успокоили население, жаждущее мира, и оно перестало поддерживать движение. Но это были лишьвременные уступки со стороны властей ради ликвидации «басмачества». Сразу после решенияэтой задачиначалась репрессивная политика по отношению к населению, апогеем которой быланасильственная коллективизация сельскогохозяйства.
Еще один вопрос, который получилне совсем верную трактовку- это вопрос о роли в движении Энвера Паши, прибывшего в 1921 г. из Турции вБухару для поддержки «басмаческого» движения. Чрезмерная идеализация его личности писателем И. Бокий в эссе,опубликованном в журнале «Шарк. юл-дузи», под названием «Чингиз афандига мактуб»,не имеет под собой объективной почвы. Известный демократ тоговремени Заки ВалидиТоган, вспоминая об Энвере, писал: «Я понял, что этот человек был великим идеалистом, что он несообразовывался ссобытиями и жизнью, что он не знал ни географии, ни статистики Туркестана, хотя быпо Российским и европейским публикациям». Думается, что это действительно так, потому что, зная, что в это время у руководства Бухарскойреспублики стояли джадиды, которыенезависимо от советского центра пытались проводить реформы и сами страдали отвмешательства большевиков, Энвер Паша возглавил борьбу с ними. Взаимоотношения руководителей повстанческого движения сБухарским и Хивинским правительствамии ряд других вопросов, к сожалению,у нас не освещены и требуют объективного и глубокого изучения. Кроме того, сейчас, после того какдвижение джади-дизма получило свою объективнуюоценку, вновь пытаться очернить иосквернить его, как это сделал И. Бокий, это - не более как историческое и культурное невежество. Иобвинять их в пантюркизме ипанисламизме, проводить параллели между большевиками и джадидами, унизительными словами характеризовать А. Фитрата и Ф. Ходжаева - значит стоять напрежней фальсификационной«большевистской платформе». С этим никакне может примириться современная наука.
Хотелось бы обратить внимание историков на такойвопрос, как попыткасоздания трудов по так называемой «малой родине». Нередко на рассмотрение институтом приносятрукописи, посвященныеистории регионов. В том, что люди изучают свой край, нет ничего предосудительного. Но на практикеэти историисовершенно оторваны от истории самого Отечества. Это все равно, что писать историюУзбекистана в отрыве от мировой истории, истории цивилизаций. Такое перенесение акцента на изолированную микроисторию нетолько создает неправильное восприятие истории, но может привести к снижениюее воспитательнойфункции, разрушению целостного восприятия, развить тенденции местничества. Отдельные события,происходившие наразличных территориях единого Узбекистана, должны изучаться в тесной связи с собственно историейстраны, только тогдаони могут претендовать на объективность.
В отличие от многих учебныхпредметов, призванных решать преимущественно прагматические задачи, история решает также и такие специфическиезадачи, как мировоззренческая и воспитательная. Без овладения комплексом исторических знаний (прежде всего по историиОтечества) школьник может стать хорошим профессионалом в любой области, но определитьсвою гражданскую позицию ему будеттрудно.
рела эту «коллективизацию». А в повествовании оЧингизхане, который обращается к богу спросьбой дать силы для борьбы с врагами,материал подан так, что может вызвать у ребенка позитивное отношение к завоевателю, если не будет объективного пояснения учителя. Кроме того, для ребенкадесяти лет запомнить такие большиетексты очень трудно без поясняющихиллюстраций и соответствующих карт. Во Франции в учебниках для 5-х классов лицеев на один небольшойтекст приходится несколько ярких,красочных карт и иллюстраций. При такомподходе ребенок легко усваивает основной материал. У нас же карты, если и даются, то в черно-белойокраске, и они совершенно не связаныс текстом. По нашему мнению, для школьника,впервые начавшего изучать историю, она должна быть экскурсионной и однозначной. В этом возрасте он ещене в состоянии самостоятельно делатьвыводы и определять позитивность илинегативность исторического образа или действия. Учебники по истории Узбекистана для 6-8 классов также перегруженытекстовыми материалами и здесь по-прежнему недостаточно освещается историякультуры, повседневная жизнь людей, изменения в их взглядах на жизнь, идеалы,нравственные ориентиры.
Мы понимаем, что трудносовместить в учебнике легкость, дотупность изложения с небольшим объемом.Однако в этом и должнопроявиться мастерство историков, пишущих учебники.
Несмотря на отмеченные недостатки, приобретенныйопыт даетвозможность сегодня ставить вопрос о новом поколении учебников как о вполнеразрешимой задаче. Однако на новую ступень развития учебная литература поднимется тогда,когда будет учтенмировой опыт ее создания, и она будет отражать единство общегосударственной программыисторического образования,основанной на твердой почве науки и объективности.
Поделиться: