Что выпускники школ думают о правовой системе Казахстана?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Что выпускники школ думают о правовой системе Казахстана?
Закон, право, государство, обычаи, справедливость – всё это элементы регулирования жизни общества. На данный момент правила поведения и разрешения споров четко прописаны в ряде соответствующих нормативно- правовых актов, начиная от Конституции страны и заканчивая этическими кодексами отдельных профессий. В целом, в обществе наблюдается устойчивая правовая эволюция, когда законы и нормы права обогащаются и дополняются необходимыми положениями для повышения стабильности и чувства справедливости. Молодое поколение, которое сегодня заканчивает школу, в будущем будет формировать пути развития страны. От их взглядов, понимания права и отношения к закону зависит будущее Республики Казахстан. В январе-апреле 2020 г. Школа права и государственного управления НАО “Университет Нархоз” провела международную Олимпиаду для школьников, в рамках которой проверялись их знания в области права в формате эссе, в котором предлагалось проанализировать высказывание французского деятеля Виктора Гюго “Право – это все то, что истинно и справедливо”. Всего в Олимпиаде приняли участие более 150 учеников школ Республики Казахстана. В рамках школьного образования основы прав человека в школах Казахстана начинают изучать в 5-7 классах в рамках дисциплины “Самопознание”, с 9-го класса в рамках дисциплины “Человек. Общество. Право” на уровне основного среднего образования. Выбор траектории обучения с целью дальнейшей профориентации происходит в 9-10 классах. Дисциплина “Основы права” является выборным компонентом в 10-11 классах. Поскольку в своих работах ученики обсуждали темы права и закона, прав человека и обязанностей государства, команда Евразийского центра экономико-правовых исследований Школы права и государственного управления Университета Нархоз предложила изучить то, как поколение будущего понимает и с чем связывает такие важные для развития личности и государства категории. В данном исследовании представлен анализ того, как молодое поколение – ученики школ со всех уголков страны – понимает вопросы права, справедливости, закона, роли и места государства в обеспечении прав и свобод граждан.

Мы рады поделиться полученными результатами со всеми, кому небезразличны вопросы развития образования, соблюдения законодательства, воспитания молодого поколения граждан Республики Казахстан и будущего страны в целом.

Результаты контент-анализа Контент-анализ отображает наполнение отдельных терминов/феноменов согласно трем критериям: частота упоминания (по оси Y), положительная или отрицательная тональность (по оси Х) и влияние, которое по мнению авторов термин или феномен оказывает на устойчивость и исправное функционирование правовой системы в Республике Казахстан (крупный размер – высокое влияние, меньший размер – низкое влияние).

Так, согласно проведенному анализу, хорошо заметно, что основой правовой системы Республики Казахстан школьники видят триаду “закон- право-справедливость”. И если “право” - это очень широкое понятие, в которое разные авторы закладывали как понимание всей правовой системы страны, так и отдельно прав человека, то с определением места “закона” и “справедливости” подобных дихотомий не возникало.

Справедливость остается высшей ценностью, которая на 100% положительно воспринимается учащимися выпускных классов. Тем не менее, часто отмечалось, что справедливость не всегда торжествует, а виновник не всегда несет наказание, но как высшая ценность для страны справедливость под сомнение не ставится.

Именно поэтому, хотя каждый из этих терминов и важен для выражения мыслей авторов, но они не несут однозначной позитивной или негативной тональности. Правда, отдельно стоит отметить “государство”, которое хотя и попало в середину шкалы, но практически каждым автором выделяется как важнейший элемент функционирования правовой системы, гарант соблюдения закона, прав и свобод граждан.

Закон, в свою очередь, выступает одним из столпов государства, но его регулярные нарушения, с которыми школьники сталкиваются в быту и на страницах СМИ не позволил им оценить его как на 100% положительный феномен.

Однозначно негативную оценку получили три понятия – “деньги”, “власть” и “коррупция”. И если “деньги” и “власть” сами по себе не являются негативными категориями, то их использование, согласно представленным в эссе взглядам, чаще идет во вред, чем на пользу. Но даже в таком случае они не трактуются в качестве настолько серьезного фактора, угрожающего устойчивости правовой системы Казахстана, как коррупция, – её сильное влияние особенно выделялось авторами.

В блоке “однозначно положительных” также находятся понятия “Конституция”, “ответственность” и “равенство”. Конституция РК упоминается практически в каждом эссе по несколько раз, равно как и “ответственность” (персональная и юридическая), в то время как “равенство” встречается по большей части по одному разу в каждом эссе в контексте “все равны перед законом”.

Блок терминов “свобода-сила-государство-обязанности” располагается в середине шкалы восприятия, по- скольку каждый из них имеет минимум две грани, которые проявляются в обычной жизни. Так, “сила” применяется как для соблюдения прав, свобод и законов, так и для их нарушений, неограниченная “свобода” может нести с собой хаос, “государство” может не всегда действовать в интересах граждан, а “обязанности”, если они не исполняются, лишают правовую систему смысла.

Именно поэтому, хотя каждый из этих терминов и важен для выражения мыслей авторов, но они не несут однозначной позитивной или негативной тональности. Правда, отдельно стоит отметить “государство”, которое хотя и попало в середину шкалы, но практически каждым автором выделяется как важнейший элемент функционирования правовой системы, гарант соблюдения закона, прав и свобод граждан.

Однозначно негативную оценку получили три понятия – “деньги”, “власть” и “коррупция”. И если “деньги” и “власть” сами по себе не являются негативными категориями, то их использование, согласно представленным в эссе взглядам, чаще идет во вред, чем на пользу. Но даже в таком случае они не трактуются в качестве настолько серьезного фактора, угрожающего устойчивости правовой системы Казахстана, как коррупция, – её сильное влияние особенно выделялось авторами.

Теоретические концепции

В рамках предложенной тематики эссе “Проведите аргументированный анализ цитаты Виктора Гюго “Право – это все то, что истинно и справедливо”“ участники Олимпиады в подавляющем большинстве предпринимали попытку провести разграничительную линию между законом и справедливостью. Многие эссе представляют собой ответ на вопросы “всегда ли закон справедлив?”, “все ли равны перед законом?", "в чем сила права?" и другие.

С помощью контент-анализа были определены основные термины, опираясь на которые ученики объясняли свою позицию – это закон, право, справедливость, ценности, свобода, жизнь человека, права человека, равенство и сила. Интересно отметить, что далеко не всегда определение терминов было скопировано с тех или иных источников, часто наоборот, авторы предпринимали попытки адаптировать обширные определения под свои собственные представления, но так, чтобы новая версия не искажала первоначальный смысл.

Одновременно с этим, авторы по-разному расставляли приоритеты для каждого термина. Кто-то называл законы основой государства, кто-то – справедливость. Одни эссе искали ответы в прошлом, обращаясь к практике суда биев и документам Средних Веков, а другие утверждали, что всё необходимое уже записано в Конституции и нормативно-правовых документах Республики Казахстан, и гражданам остается только соблюдать прописанные положения. Их поддерживает часть авторов, которая утверждает, что равенство, права и справедливость станут реальностью, если все население страны будет следовать принятым законам. Другие же напоминают, что закону зачастую трудно выстоять против грубой силы, денег и власти.

Закон

Термин “закон” воспринимается школьниками, как главный регулятор общественной жизни или “воплощение справедливости, правомерного поведения”. Однако, необходимо отметить, что в представленных эссе авторы часто заменяют термин “закон” на термин “право”, полагая, что они являются тождественными. Тем не менее, именно “закон” является тем самым необходимым инструментом для строительства истинно правового государства, в котором права граждан защищены, а их обязанности строго регламентированы.

В подавляющем большинстве участники Олимпиады определяют для себя действие закона, как реализацию двух важных положений – “законы должны соблюдаться” и “все равны перед законом”. Но одновременно с этим, некоторые авторы приводят в пример популярные пословицы и поговорки, подчеркивая, что в реальной жизни закон не исполняется так, как это записано в нормативно- правовых актах. Например, упоминаются поговорки “Что мне законы, коль судьи знакомы”, “Пред Богом с правдой, пред судьей – с деньгами” и “Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло”. Также, ученики школ часто применяют термин “буква закона”, как антипод общепринятому понятию справедливости.

Право

“Право” – самая широкая для интерпретаций категория из представленных в эссе. При анализе ответов можно обратить внимание, что термин “право” часто заменяется термином “закон”, а его общее представление может варьироваться от “щита” и “эталона справедливости” до “совокупных обязательных правил поведения” и “высшей силы государства”. Тем не менее, даже такая широкая трактовка говорит о том, что молодое поколение прекрасно осознает широту и охват правового регулирования в обществе и рассматривает правовую систему, как неотъемлемый элемент успешного государства. “У государства без прав и свобод нет будущего”, – говорится в одном из эссе.

Одновременно с этим, ученики активно выступают за изучение основ права в школе, подчеркивая, что каждый гражданин Республики Казахстан должен знать свои права и исполнять свои обязанности.

Ответственность

Многие эссе говорят не только о равенстве граждан перед законом, но и об обязательной ответственности за поступки. Те примеры из жизни, которые авторы приводят для подтверждения своих мыслей, часто несут в себе два посыла – или то, что закон не всегда справедлив, или возмущение тем, что государство (суд) не привлекло виновного к ответственности. Одновременно с этим, школьники четко разделяют такие понятия, как “юридическая ответственность” и “персональная ответственность”, причем последняя упоминается в тексте в 1,5 раза чаще – 27 против 18 согласно результатам контент-анализа. Иными словами, ключевую мысль можно сформулировать таким образом, что “человек должен нести ответственность за свою жизнь и поступки, а если он не умеет, то за него это сделает государство”. Равенство< Термин “равенство” используется исключительно в контексте “все равны перед законом”. Данное утверждение в той или иной форме можно наблюдать практически в каждом эссе. Равенство также тесно связано с ценностной основой права и закона во многих работах. Например, оно позиционируется и как “первично установленная справедливость”, и как понятие, отождествленное со справедливостью. Недостатки в обеспечении равенства. Равенство перед законом – едва ли не главная проблема в правовой системе Казахстана (после коррупции), которую отмечают авторы эссе. Категория “силы”, что интересно, употребляется чаще в негативном ключе, чем в позитивном. Речь идет о том, что, по мнению школьников, силовые методы чаще применяются не для соблюдения прав и свобод, а скорее наоборот, для их запрета или реализации несправедливого (или незаконного) действия. Это ка- тегорически недопустимо и авторы единогласно выступают за решение вопросов в рамках правового поля. Можно привести цитаты из эссе, например: “время 90- х прошло, когда всё решается силой, пришло время образованного и справедливого поколения”, “не важно на чьей стороне сила, важно на чьей стороне право”. В позитивном ключе школьники используют данную категорию в контексте “главная сила – в законе” и “сила – в правде”. Согласно проведенному анализу, именно “жизнь человека” является высшей ценностью для государства и объектом, который должно защищать право. Те немногие авторы, которые упоминали проблему смертной казни, выступают резко против нее, поскольку уверены, что она нарушает право на жизнь и никто не имеет права решать – жить человеку или умереть. В данных эссе не приводится детальный и развернутый анализ того, почему смертная казнь должна быть запрещена или почему именно жизнь человека является высшей ценность. Для авторов это положение выглядит априори верным, не требующим пояснений. Обязанности Очень важно отметить, что практически в каждом эссе слово “обязанности” стоит рядом со словом “права” и относится именно к гражданину. Авторы эссе четко понимают, что у них есть не только права, соблюдение которых гарантирует государство, но и обязанности, чье исполнение находится в руках граждан. Под ценностями в основном понимаются общепринятые морально-этические категории, такие как “свобода”, “равенство”, “уважение”, “честность”, “справедливость”, “права человека”, “правда” и так далее. Причем, их в равной степени относят как к ценностям казахского народа, так и к мировым, не отделяя одно от другого. Говоря о свободе, студенты трактуют ее в либеральном ключе как собирательный образ всех “свобод”, указанных в Конституции – свобода слова, выбора, передвижения и т.д. Человек, согласно, их убеждениям, рождается свободным и таковым должен остаться, иных интерпретаций нет. В то же время, встречается понимание ограничений, сопряженных с необходимостью соблюдения прав других людей.

С полной версией доклада можно ознакомиться по ссылке
Теги: Казахстан

Поделиться: