Что ожидает российско-армянские отношения?
Автор: ИАЦ МГУ
Политолог, президент Международной неправительственной организации "Ливадийский клуб" Шатров Игорь Владимирович |
Главным результатом данных переговоров я бы назвал достижение договоренности о проведении в Москве встречи армянского и азербайджанского лидеров по Нагорному Карабаху. Но это только первый шаг. Будем ждать результатов саммита. Сослаться на этот комментарий
|
|||||||||||||
26.10.2008 | ||||||||||||||
Заместитель директора информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, зам. зав. кафедрой истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ, заместитель декана исторического факультета МГУ по развитию, кандидат исторических наук, доцент Власов Алексей Викторович |
Сложный вопрос. Несомненно, что инициатива Д. Медведева о встрече президентов Азербайджана и Армении на российской территории открывает новый этап в политике РФ на Южном Кавказе. В Баку поговаривают о практически готовом документе, где осталось только поставить подписи высоких договаривающихся сторон. В Ереване эту инициативу комментируют значительно сдержаннее. Но, очевидно, что Кремль пытается диверсифицировать риски, и через участие в решении Нагорно-Карабахского конфликта "застолбить" новый расклад сил, окончательно отправляя режим Саакашвили "за скобки" + сильно ограничивая пространство для маневра Вашингтону. А для этого необходим не только стратегический союз с Арменией, но и более тесные отношения с Баку. Сослаться на этот комментарий
|
|||||||||||||
26.10.2008 | ||||||||||||||
Независимый политолог, политический эксперт Рустем Джангужин |
Рустем ДжангужинКак можно оценить результаты состоявшихся между президентами России и Армении переговоров? Что было основной темой переговоров - политические или экономические вопросы? Оценивать результаты предварительных переговоров Дмитрия Медведева и Сержа Саркисяна перед предстоящей трехсторонней встречей, как качественно новый этап в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта было бы преувеличением. Противоборствующие стороны - Армения и Азербайджан - пока не выдвинули сколько-нибудь взаимоприемлемого варианта примирения. Цена вопроса - статус Нагорного Карабаха, перспективы решения которого видится сторонами переговоров диаметрально противоположным. Ильгам Алиев шел на президентские выборы под девизом возвращения Карабаха и аннексированных Арменией территорий Азербайджана и получил от избирателей беспрецедентно высокую поддержку. На фоне политических и социально-экономических проблем, которые стоят сегодня перед населением и государством Азербайджана, эта проблема, несомненно, видится как наиболее приоритетная. Можно бесконечно много говорить и высказывать предположения по поводу предстоящей встречи, но наиболее уместным представляется озвучить информацию из «первых уст» - из инаугурационной речи Ильхама Алиева, в которой он однозначно заявил, что Нагорный Карабах никогда не получит статус независимого государства. «Никогда, ни сегодня, ни завтра, ни через десять, ни через пятьдесят лет Нагорному Карабаху не будет дана независимость». «Территориальная целостность Азербайджана не является, не была и никогда не будет темой переговоров», - продолжил азербайджанский лидер. - «Укрепляя нашу государственную независимость, мы восстановим нашу территориальную целостность. Нормы международного права на нашей стороне. Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции о выводе армянских Вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий. Нашу позицию поддерживают различные международные организации», - заявил Алиев. Залогом решения карабахского вопроса президент Азербайджана считает сильную армию страны: «Создав сильный армейский потенциал, мы приблизим урегулирование карабахской проблемы», - подчеркнул глава государства. По словам президента, в предстоящие годы строительство армии, в том числе укрепление ее материально-технической базы, будет продолжаться высокими темпами: «Если в 2003 году на оборонные цели было направлено $163 миллиона, то в 2008 году эти средства возросли до $1,85 миллиарда», - отметил Алиев, подчеркнув, что в 2009-м и последующих годах расходы на армию будут расти. Пафос и контент высказываний президента Азербайджана показывает, что урегулирование карабахской проблемы видится азербайджанской стороной через создание сильного армейского потенциала. Но примет ли подобную аргументацию армянская сторона? А если даже допустить, что примет (хотя это исключено, поскольку все президенты независимой Армении выигрывали выборы под лозунгами независимости Нагорного Карабаха), то согласится ли на это Нагорный Карабах, ставший за годы своей, пусть и нелегитимной независимости, вполне сформировавшимся политическим субъектом. Учитывая сказанное, можно ли говорить о том, что переговоры в трехстороннем формате могут пройти конструктивно? Увы! Нет!.. Является ли Армения стратегическим партнером России? Какие совместные экономические проекты могли бы быть перспективны для наших стран? Как развивается наше политическое сотрудничество - в рамках ОДКБ и других геополитических проектов? Россия позиционирует себя в статусе игрока макро-геополитического масштаба, а потому Армения представляется для России стратегически важным форпостом для контроля над Каспийско-Черноморским бассейном и, соответственно, над Северным, Центральным и Южным Кавказом. Более того, фактор Армении обеспечивает России возможность контроля по маршрутам ТРАСЕКО, соединяющих страны Юго-Восточной Азии с Европой и Ближним Востоком. Что касается совместных российско-армянских экономических проектов, то они, из-за отсутствия непосредственных транспортных связей (кроме авиационных) неоправданно затратны, а значит и бесперспективны. Все предыдущие годы Россия предпочитала (хотя и не публично) поддерживать в затянувшемся азербайджано-армянском конфликте армянскую сторону. В сегодняшней ситуации, учитывая возросший политический экономический и военный вес нынешнего Азербайджана, Россия стоит перед непреодолимой задачей, хоть как-то смикшировать решительные заявления Азербайджана о реванше. Как мне кажется, сегодня задача смягчить возникшую ситуацию и направить ее в нужное для себя русло, для России неразрешима. Президент Грузии Михаил Саакашвили предостерег Армению и Азербайджан от российского посредничества в нагорно-карабахском вопросе. Что стоит за его заявлением? Стоит ли ожидать существенных подвижек в решении проблемы Нагорного Карабаха от обещанного посредничества России? А что? Кому-нибудь известен грузинский рецепт урегулирования азербайджано-армянского конфликта? Можно, разумеется, допустить, что таковой все же существует, но произносился он все эти годы как-то шепотом, келейно. Так что грузинские советы остались не услышанными ни для кого. Если бы М.Саакашвили предложил конфликтующим сторонам приемлемый алгоритм преодоления нарастающего кризиса, то им можно было бы порекомендовать встретиться и перетолковать, по-соседски, «без галстуков», распить рог доброго грузинского вина, закусив дымящимися шашлыками и долмой. Но у Саакашвили никаких дельных предложений не имеется, а потому, в возникшей ситуации, его инвективы по отношению к России попросту неуместны, если не сказать хуже. Что касается позиции России, то и она не может предложить сторонам конфликта что-либо приемлемое. Исходя из сказанного, можно, со значительной долей уверенности, говорить, что предстоящие переговоры пройдут в режиме протокольной встречи, которая ничего не решит и никого ни к чему не обяжет. Сослаться на этот комментарий
|
|||||||||||||
25.10.2008 | ||||||||||||||
Эксперт Центра политического анализа "Стратагема" (Киев) Дмитрий Тымчук |
Безо всякого сомнения, участие России в разрешении нагорно-карабахского конфликта лишь усложнит взаимоотношения между Арменией и Азербайджаном. Баку находится на грани неадекватных действий, о чем свидетельствуют события первой половины 2008 года. Так, Азербайджаном декларативно было поставлено под сомнение сотрудничество с США, прежде всего в сфере противостояния международному терроризму, проводившемуся до этого весьма активно, лишь на основании уличения Вашингтона в лояльности к Еревану.
беспрекословно поддерживать Азербайджан. Включение в игру такого мощного игрока, как Россия, на стороне Армении, резко обостряет ситуацию. Сослаться на этот комментарий
|
|||||||||||||
25.10.2008 | ||||||||||||||
Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Войко Евгения Викторовна |
Принципиальным моментом следует считать пересмотр российским руководством своей политики в СНГ после кавказских событий августа 2008 года. Пятидневная война не привела, вопреки ожиданиям ряда западных идеологов, к деконсолидации постсоветского пространства, а даже наоборот, подвигла ряд стран к более тесным контактам с Москвой. А выход Грузии из СНГ - вполне ожидаемое событие, не оказавшее какого-либо воздействия на Содружество (например, грузинскому примеру не последовала Украина, несмотря на антироссийский настрой республиканских элит). Сослаться на этот комментарий
|
|||||||||||||
24.10.2008 | ||||||||||||||
Аналитик-обозреватель армянского информационного агентства PanARMENIAN.Net Карине Тер-Саакян |
Армяно-российские отношения принято называть образцово-показательными и недавний визит президента РФ Дмитрия Медведева в Ереван должен был это подтвердить. В принципе, отношения нормальные - и Россия и Армения нужны друг другу, только нужность эта не всегда равноценна, а подчас и невыгодна одной из сторон. Что касается России, то тут почти все ясно: с утратой Армении, РФ потеряет последний плацдарм на Южном Кавказе, который не сможет заменить никто, даже Азербайджан. Для Армении - это сворачивание военного присутствия в лице 102-й военной базы в Гюмри, которая до нормализации армяно-турецких отношений необходима Еревану для защиты границы. Сослаться на этот комментарий
|
|||||||||||||
24.10.2008 | ||||||||||||||
Директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике, Директор Фонда "Центр политических исследований и консалтинга" Федоров Андрей Владимирович |
Федоров Андрей Владимирович У России нет иного политического выхода кроме как развивать сотрудничество с Арменией, тем более что оно базируется на серьезных исторических корнях. Могу сказать, что среди всех стран региона отношение к России наиболее позитивное в Армении. Но речь должна идти именно о партнерстве и сотрудничестве, а не о стремлении использовать ее в наших текущих политических интересах. Положение Армении таково, что она должна иметь хорошие отношения по всем векторам. Что же касается Нагорного Карабаха, то я бы не рассчитывал на возможность какого-то прорыва с помощью России. Проблема настолько застарелая и сложная, что какое-либо быстрое решение найти просто невозможно. В конечном счете может быть лучше оставить этот конфликт в нынешнем замороженном состоянии, а реальное решение отложить на будущее. Тем более, что оно в любом случае без России не может быть юридически оформлено. |
Поделиться: