Человек, который обещает помирить осетин и грузин.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Известный грузинский бизнесмен и политик Гоча Дзасохов недавно встретился с группой российских журналистов, пишущих о проблемах Кавказа. Помощь в проведении встреча оказала редакция стран СНГ и Балтии РИА «Новости». Темы в ходе двухчасового общения возникали различные - Гоча Дзасохов о политике рассуждал с такой же с готовностью, как и об экономике. И не только Грузии, но и соседних стран. Формальным поводом для встречи стало обсуждение экономических инициатив, созданной в феврале нынешнего года, Ассамблеи народов Грузии. Гоча Дзасохов стал одним из лидеров этой общественной организации. Оказалось, что у неё немало интересных и смелых идей в сфере экономического развития как Грузии, так и юга России. В частности, это относится к портам Поти и Батуми, от которых в перспективе может быть проложен транзитный коридор к югу России. Экономический эффект от этого проекта обещает быть огромным.
Человек, который обещает помирить осетин и грузин.

Известный грузинский бизнесмен и политик Гоча Дзасохов недавно встретился с группой российских журналистов, пишущих о проблемах Кавказа. Помощь в проведении встреча оказала редакция стран СНГ и Балтии РИА «Новости». Темы в ходе двухчасового общения возникали различные - Гоча Дзасохов о политике рассуждал с такой же с готовностью, как и об экономике. И не только Грузии, но и соседних стран. Формальным поводом для встречи стало обсуждение экономических инициатив, созданной в феврале нынешнего года, Ассамблеи народов Грузии. Гоча Дзасохов стал одним из лидеров этой общественной организации. Оказалось, что у неё немало интересных и смелых идей в сфере экономического развития как Грузии, так и юга России. В частности, это относится к портам Поти и Батуми, от которых в перспективе может быть проложен транзитный коридор к югу России. Экономический эффект от этого проекта обещает быть огромным.

- Помимо природных ресурсов, Кавказ представляет собой уникальный транспортный коридор, - сказал Гоча Дзасохов. - У Грузии в этом плане положение преимущественное. Грузия - связующее звено между Россией и Турцией, Россией и Ираном, через Армению. Годовой рост грузооборота портов Поти и Батуми составляет в среднем 3 % в год, при этом переработка контейнеров увеличивается в 1,4 раза. По официальным данным, в портах Поти и Батуми в 2007 году переработано почти 19 миллионов тонн грузов. За десять лет грузинские порты смогли увеличить грузооборот более чем в 6 раз, контейнерооборот - более чем в 4 раза. Эти темпы роста означают высокий потенциал, как портового сектора, так и экономики Грузии в целом.

-Сейчас через эти порты, в основном, проходят нефтепродукты и товары из Азербайджана. Каким Вы видите российский вектор их развития? - задал вопрос корреспондент «Вестей Кавказа».

- В Сочи, в рамках подготовки к Олимпиаде, будут строить порт. Стройматериалы, оборудование с помощью маленьких причалов на объекты не доставишь. В Грузии порты Батуми и Поти никак не будут использованы для олимпийской стройки, - ответил Гоча Дзасохов. - В Азербайджан через эти порты везут сахар, муку и т.д. Если в Узбекистане хороший урожай хлопка, а в Казахстане - зерна, то их тоже отправляют на западные рынки через грузинские порты. Но они в целом могут пропустить через себя 36 миллионов тонн грузов. Получается, что сейчас они задействованы на 50 процентов. Но интересы России, к сожалению, в этом не наблюдаются.

- А как их можно пристегнуть к России, кроме гипотетического участия в олимпийском строительстве?

- Самые экономически удачные годы для Северной и Южной Осетии были тогда, когда работал этот транспортный коридор. Во Владикавказе стали строить частные большие дома, уровень жизни людей резко пошёл вверх. Да, называли Осетию спиртовой республикой, но почему бы не развивать этот вид бизнеса? Почему бы людям не выпить хорошей, качественной водки? Водочное производство давало возможность развиваться другим отраслям экономики. Всё это получилось потому, что работал коридор. Материалы шли через Поти и Батуми, затем через кавказские перевалы. Недавно я встречался с Валерием Гергиевым, который намерен построить во Владикавказе местный «Ла Скала». Но в такой культурный центр должны ходить люди, а им, помимо желания, нужны будут деньги. Видимо, два рубля в такой зал билет не будет стоить. Должны быть у людей возможности. А их пока нет. Закрыты перевальные Военно-Грузинская дорога и Транскам. Не развивается бизнес. От этого страдают мои братья южные осетины и мои братья северные осетины. Уверен, что если транспортные коридоры будут действовать с помощью России, экономический подъём станет ощутим для всего Северного Кавказа - эта же российская территория! Пока вроде бы представители Армении добились, что пограничный пункт пропуска «Верхний Ларс» на Военно-Грузинской дороге откроют вскоре, но только для армянских грузов. Через Южную Осетию грузы будут перемещаться ещё не скоро.

-Кто препятствует ?

- Политика. Причём, на мой взгляд, к экономическим связям с соседями стремится России, а не нынешнее грузинское руководство.

Что касается, отношений между грузинами и осетинами, моими братьями. Никто ни тех, ни других в «Боинги» не посадит и не увезёт в благодатные страны. Нужно как-то обустраивать свою жизнь на родине. Было бы хорошо, если бы произошло признание Осетии и Грузии. Между ними - экономические отношения. Политикой не надо увлекаться. До нас грузины и осетины жили, и после нас они будут жить. А мы должны внести свою лепту в созидание. Я постараюсь помирить осетин и грузин! Как получится, не знаю. Но стараться буду!

Олег Кушаты.

http://vestikavkaza.ru/

Теги: СНГ , Грузия

Поделиться: