Бурихан Нурмухамедов: “Определение “казах” должно стать государственно-гражданской идентичностью в Казахстане”

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На вопросы по альтернативной Концепции национальной политики отвечает Бурихан Нурмухамедов, заместитель председателя партии “Ак Жол”, директор Института национальных исследований.
Бурихан Нурмухамедов: “Определение “казах” должно стать государственно-гражданской идентичностью в Казахстане”
«Zonakz.net». На вопросы по альтернативной Концепции национальной политики отвечает Бурихан Нурмухамедов, заместитель председателя партии “Ак Жол”, директор Института национальных исследований. *** - Как с позиций альтернативной концепции национальной политики воспринимается лозунг “Казахстан для казахов”? - Я считаю, что сам лозунг звучит некорректно. И в концепции этот лозунг никак не прослеживается – абсолютно. Позиция, прозвучавшая в альтернативной концепции, называется “Казахстан для всех живущих на этой земле, в том числе и для казахов”. - Чего хотят добиться авторы новой концепции и с помощью каких конкретных мер? - Авторы новой концепции хотят добиться нескольких целей. Первое: вопросы национального развития страны, формирования современной нации должны быть в центре внимания. Второе: они должны обсуждаться не узкой группой экспертов или одной партией, а быть предметом широкого народного обсуждения. В-третьих: идеи, виденье решения проблем и вопросов национального развития со стороны авторов должны быть учтены при подготовке основополагающих документов. Сама альтернативная концепция появилась как реакция на предложенную Ассамблеей доктрину национального единства, обсуждение которой после известных событий в декабре было приостановлено на месяц. Это уже само по себе указывает и на меры, согласованные между представителями администрации президента и группы Шаханова. Тогда было достигнуто соглашение о создании совместной комиссии и рабочей экспертной группы. Проект альтернативной концепции был предложен народным движением “Тәуелсіздікті қорғау” (“Защитим независимость”). Это путь совместного обсуждения на различных форумах, вынос темы на поле СМИ (прежде всего, национального телевидения) и привлечение внимания более широких слоев населения к проблемам и вопросам национального развития. Оба документа пока еще называются проектами. Поэтому, после совместного обсуждения, стоит задача принятия легитимным представительским государственным органом Концепции как целостного документа, а не проекта. - Не приведет ли эта концепция к созданию государства этнического апартеида (когда социальный и правовой статус, доступ к материальным и духовным благам прямо зависят от этнической принадлежности человека)? - Абсолютно к этому не приведет. Вообще сам вопрос не корректен и, в некоторой степени, это провокационный вопрос. Это вопрос, по всей видимости, исходит от тех, кто заинтересован в разжигании межэтнической розни. Ни ментально, ни исторически, ни цивилизационно не существует ни предпосылок, ни оснований, ни каких-либо других аргументов, которые могли бы вообще ставить в повестку само понятие “этнический апартеид” в Казахстане. Хочу подчеркнуть, что к употреблению этими терминами надо очень осторожно относиться. Народ, в течение четырех лет насильственной коллективизации потерявший больше половины своей численности, элитно обезглавленный в ходе массовых политических репрессий 30-ых годов ХХ века, переживший два раза насильственную смену алфавита и, таким образом, на своей собственной шкуре ощутивший все последствия таких человеконенавистнических подходов, никогда не допустит какого бы то ни было апартеида. - Как государственно-гражданская идентичность “казахстанец” отменяет этническую идентичность “казах”, “русский”, “кореец” и т. д. Ведь в одном случае речь идет о гражданстве, а в другом об общности происхождения? - На мой взгляд, государственно-гражданская идентичность “казахстанец” на начало нового столетия, в целом, равноправна и тождественна идентичности “казах”. Но исторически справедливо и теоретически правильно было бы остановиться на идентичности “казах” как государственно-гражданской идентичности. Историческая справедливость предполагает, что народ, давший название земле, стране, имеет полное право дать название и самой нации. Несогласие больше было связано с тем, что искусственно раздуваемая идентичность “казахстанец” (наподобие идентичности “советский народ”) направлена на стирание исторической памяти казахского этноса. - Дайте, пожалуйста, ваше определение понятию “нация”? - Нация – это совокупность людей, проживающих на определенной территории, находящихся на определенном этапе своего исторического развития, объединенных общим языком (или языками), общей историей, общей экономикой, общей культурой и, таким образом, формирующих национальное государство. При этом все человечество представляет собой сообщество наций, сообщество национальных государств. Это означает, что каждая нация идентифицирует себя, есть четкое и ясное разделение “мы” и “они”. Безусловно, само понятие “нация”, также как и сами нации, прошло длительный период эволюции и трансформации. Скажем, в начале XX века это понятие, как в нашей стране, так и в других странах означала одно, а в начале XXI века это понятие означает другое, и несет в себе новые составляющие. Базовыми составляющими понятия “нация”, на мой взгляд, являются язык, природа, история. Говоря о казахской нации, мы говорим о ее открытости, толерантности и современном ее характере. То есть о нации, смело смотрящей в будущее, нации интеллектуальной и конкурентоспособной, нации, восприимчивой к новому, и способной дать что-то свое уникальное в мировую сокровищницу культуры, управления и открытий. - Что такое “государствообразующая нация”? - Понятие “нация” присутствует на определенном этапе развития государства. Скажем, в 15-18 веках существовало Казахское ханство, на этой земле жили люди, называвшие себя казахами, но говорить о том, что в то время была казахская нация, было бы неправильно. Сегодня перед Казахстаном стоит задача укрепления и развития как самого национального государства, так и современной казахской нации. И в этом процессе очень важную роль играет необходимость деколонизации общественного сознания. Это важно для тех стран, независимость которых была провозглашена после распада СССР. Государствообразующая нация – правильнее будет сказать государствообразующий этнос. Просто в советской и постсоветской терминологии понятия “этнос” и “нация” равнозначны – отсюда и “государствообразующая нация”. Что такое “государствообразующая нация”? Это этнос, который самим фактом своего существования в течение длительного исторического периода на определенной территории внес очень большой вклад в формирование основных атрибутов национального государства – территории, национальной экономики, границ, языка, общественного сознания и т. д. Поскольку именно казахский этнос своим присутствием и историей доказал свое право на эту территорию, очень большой внес вклад в создание, формирование, становление этого государства – он может называться государствообразующей нацией (этносом). - Что такое “национальное государство”? - Это современная, цивилизационная форма устройства и самоустройства общностей, прежде всего, национальных. Это, по сути, государственное устройство, отличное от государственных устройств, называемых “халифат”, “федерация”, “конфедерация”. Национальное государство доказало свое право на существование в XIX-XX веках. Некая категория и понятие, которое наиболее полно отвечает развитию различных наций, государств. Аббревиатура ООН – это Организация Объединенных Наций. В общем, это признанное современной цивилизацией понятие, которое, может быть, еще несколько столетий будет иметь большое значение для развития человечества. Это наиболее оптимальная форма, в которой существуют народы. Что такое “казахская государственность”? Государственность – это способность определенной общности людей обустраивать свою жизнь и безопасность путем создания отвечающих времени фундаментальных основ и атрибутов государства, а также их сохранения в течение длительного времени. Казахская государственность берет начало с откочевки Джаныбека и Керея и формирования Казахского ханства во второй половине 15 века. Кстати, тогда и входит в широкий обиход сам этноним “казах”. Есть 210-летний период прерывания этой государственности (с момента смерти Аблай-хана в 1781 году и до 1991 года). Было несколько попыток восстановления казахской государственности – восстание Кенесары Касымова, правительство Алаш Орды и др. После распада Советского Союза, с обретением независимости Республики Казахстан, казахская государственность начала свой период восстановления в новых исторических условиях. При этом нынешняя государственность отвечает уже современным цивилизационным требованиям национального государства. Владислав ЮРИЦЫН
Теги: Казахстан

Поделиться: