Бросок с моря: Каспийская флотилия и продвижение России в Центральной Азии в XIX веке

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Важную роль в политике России в Центральной Азии играла  Каспийская военная флотилия, а также система портов и военных баз в акватории Каспия – со второй половины XIX века Петербург проявляет к ней пристальное внимание. Значение каспийских рубежей для внешней политики России на материалах Российского государственного архива ВМФ проанализировал Александр Кадырбаев – д. и. н., профессор Института стран Азии и Африки МГУ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН в статье для научного журнала «Восточный архив».
Бросок с моря: Каспийская флотилия и продвижение России в Центральной Азии в XIX веке

Россия сосредотачивается на Каспии

Согласно русско-персидским мирным договорам начала XIX века (Гюлистанскому и Туркманчайскому) Россия обрела монопольное право содержать флот в каспийской акватории – что обеспечило ей преимущество на Кавказе. После победы в кавказской войне и завершения Крымской кампании Петербург вернулся к южному вектору внешней политики, готовя масштабный «бросок на Юг».

В этих планах большую роль играла система транскаспийских коммуникаций – и перед наступлением в Центральной Азии ее требовалось усилить.

С 1850-х годов Россия вела мероприятия по ревизии и модернизации этой системы. Так, личный состав Каспийской военной флотилии был усилен рекрутами Отдельного Кавказского корпуса, в ее состав были переданы вновь построенные суда.

Ответственность за укрепление позиций России на Каспии легла на Морское ведомство, которое контролировало состояние каспийских кораблей, портов и морских станций. С 1850-х годов российские порты на Каспии постоянно проходили проверки, в том числе со стороны командующего Каспийской флотилией. Так, по результатам одной из ревизий Астраханскому порту вернули денежные средства, которые в 1857 году ушли из его бюджета на строительство телеграфной линии до каспийского побережья. На Каспии строились и новые гавани: так, в 1870-х годах в Петровске (современная Махачкала – прим. Ia-centr.ru) велись работы по обустройству и модернизации городского порта.

Морское ведомство также ведало торговлей и промыслами, строительством механических мастерских в Астрахани и Баку, перевозкой писем и денежных сумм с территории Персии. Кроме того, каспийские моряки помогали в работе российским востоковедам и сами участвовали в научных исследованиях. Помимо акватории, российские власти изучали ситуацию в Иране, в том числе на железных дорогах, протянувшихся от Персидского залива до Энзели (иранский порт на Каспии – прим. Ia-centr.ru).

Морское ведомство привлекало к партнерству на Каспии российские деловые круги: так, частное торговое общество «Кавказ и Меркурий» содержало в акватории пароход срочных сообщений. При этом российские власти пресекали попытки бизнесменов из Европы проникнуть в акваторию. 

Так, в 1877 году братьям Нобель – подданным шведского короля – было отказано в праве завести собственные суда на Каспии для перевозки нефти. Однако Россия не препятствовала транзиту европейских и персидских товаров, направлявшихся через Каспий, в регион Кавказа, Персию и Центральную Азию.

Положение дел в регионе пристально контролировалось из Петербурга. Летом 1870 года положение дел на Каспии инспектировал военно-морской министр великий князь Константин Николаевич Романов, брат императора Александра II. В 1869–1874 годах также действовал специальный комитет при российском правительстве, рассматривавший дела торговли и политики в Каспийском море и Закаспийском крае.

Морской патруль

Важной задачей Каспийской военной флотилии стала охрана торговых судов и городов побережья от пиратских набегов прикаспийских туркмен. Против грабителей направлялись военные отряды, включая Красноводский отряд флотилии.

Материалы по теме:

Первые в Туркестане: Аральская флотилия в XIX веке

Кочевники нападали не только на российские, но и на иранские поселения, поэтому действия против них координировались с Тегераном. Так, в 1875 году русские специалисты построили крепостные башни полуострова Потёмкин, расположенные на персидском побережье Каспия. После войн начала XIX века Персия была лишена права держать собственные военно-морские силы на Каспийском море, поэтому при нападениях туркмен она нуждалась в защите российского флота.

В то же время российские власти содействовали туркменам в хозяйственных нуждах и иногда возмещали им убытки от действий русских войск. Так, в 1860 году было принято решение возместить убытки «туркменскому старшине Ниязову» после сожжения Чикишлярского аула отрядом из Оренбурга.

Определенную опасность также представляли казахи племени адай с полуострова Мангышлак – с 1847 года их набеги на русские корабли прекратились, однако в 1870 году они восстали, напали на форт Александровский и сожгли несколько маяков. Для восстановления порядка была задействована Каспийская флотилия, перебросившая на Мангышлак российские отряды с Кавказа.

Покорение текинцев

Модернизация флота и военных баз на Каспии подготавливала расширение сферы влияния России в Центральной Азии. С 1860-х годов началось интенсивное наступление российской армии на юг, поддержанное Каспийской флотилией с моря. В 1865–1870 годах генерал Николай Столетов установил контроль над восточным берегом Каспия. В 1869 году его отряд высадился с кораблей Каспийской флотилии в Красноводском заливе и полностью занял его (после чего Столетов основал город Красноводск – ныне Туркменбаши – ставший опорной базой российских операций в Закаспии – прим. Ia-centr.ru). Так создавался плацдарм для продвижения в закаспийские оазисы против туркмен-текинцев.

Читайте также:

Россия приняла Морскую доктрину. Она касается Каспия

К 1880-м годам все восточное побережье Каспия оказалось под контролем России. В 1880-1881 году состоялась знаменитая Ахалтекинская экспедиция во главе с героем Русско-турецкой войны генералом Михаилом Скобелевым. В 1880 году по его приказу были подготовлены промежуточные укрепления и склады на пространстве от Красноводска до Геок-Тепе (ныне город Гёкдепе Ахалского велаята Туркменистана – прим. Ia-centr.ru). Было также начато строительство железной дороги вглубь Туркмении.

Личный состав Каспийской флотилии обеспечивал снабжение русской армии продовольствием, оружием и боеприпасами. Кроме того, флотилия обеспечивала патрулирование побережья, разведку и переброску отрядов.

К концу XIX века народы Центральной Азии, включая туркмен Закаспия, приняли российское подданство, а границы России подошли к территории Ирана. Значительную роль в продвижении на Юг сыграло укрепление позиций Российской империи на Каспии, чего удалось добиться благодаря работе Морского министерства и деятельности Каспийской военной флотилии.


Читайте полную версию статьи в журнале «Восточный архив» на сайте Института востоковедения РАН

Поделиться: