Братья без оружия? О казахстанских и белорусских союзниках. Окончание.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В отличие от режима Лукашенко, нефтегазовый Казахстан гораздо более "любим" Западом. Официальная Астана очередной раз смогла безболезненно пройти между двух огней, продемонстрировав молчаливый нейтралитет. Учитывая наличие уязвимого вопроса о самоопределении северных землей Казахстана, позиция официальной Астаны становится более чем понятной. К тому же, в отличие от восточно-европейской Белоруссии, среднеазиатский Казахстан - это часть Большого Ближнего Востока. И если пламя конфликта когда-то разгорится на окраинах региона, то пожар может охватить и весь БВВ, что совсем не соответствует национальным интересам РК.
Братья без оружия? О казахстанских  и белорусских союзниках. Окончание.

Участники российско-казахстанского экспертного клуба отвечают на вопрос редации сайта: В свете последних событий в Абхазии и Южной Осетии можно ли говорить о том, что Казахстан и Белоруссия являются наиболее близкими союзниками России на постсоветском пространстве?

А. Уразов (МГУ): Августовские события стали для постсоветского мира настоящим испытанием, и боюсь, что мы уже находимся в ситуации, когда постсоветский мир уже не будет прежним. Очевидно, что весь регион пришел в движение.
Вступив в открытый конфликт с Грузией, Россия, безусловно, изменила логику российской политики в регионе, но решительные действия Москвы не изменили сути союзнических отношений с теми странами СНГ, которых мы считаем своими друзьями - Белоруссией, Казахстаном и Арменией.
В первый дни войны в информационном поле можно было увидеть сообщения о том, что Минск решил кардинально изменить свой вектор внешней политики и сблизиться с Западом. Тем не менее, когда пятидневная война подошла к концу, А.Г.Лукашенко не упустил возможность лично выразить свою поддержку президенту Д.А.Медведеву. Конечно, сообщения о метаниях Лукашенко могли быть классической информационной атакой на Минск, но сама мизансцена лишний раз доказала, что коридор маневра у Лукашенко чрезвычайно узок. Если режим Лукашенко окажется перед действительно жестким выбором, нет сомнения, что он выберет логику самосохранения.
В отличие от режима Лукашенко, нефтегазовый Казахстан гораздо более "любим" Западом. Официальная Астана очередной раз смогла безболезненно пройти между двух огней, продемонстрировав молчаливый нейтралитет. Учитывая наличие уязвимого вопроса о самоопределении северных землей Казахстана, позиция официальной Астаны становится более чем понятной. К тому же, в отличие от восточно-европейской Белоруссии, среднеазиатский Казахстан - это часть Большого Ближнего Востока. И если пламя конфликта когда-то разгорится на окраинах региона, то пожар может охватить и весь БВВ, что совсем не соответствует национальным интересам РК.
Учитывая такую мотивационную логику действий Минска и Астаны в ходе конфликта, говорить в верности союзническому долгу говорить совсем не приходится. Это реальная политика чистой воды. Фаза локализации конфликта также не дает почвы для пространных рассуждений об "игре на российской стороне". Саммит ШОС в Душанбе породил общие декларации о поддержку России в "содействии миру. Посмотрим, что нам принесет сентябрьский саммит главной пророссийской организации постсоветского мира - ОДКБ.

Г. Уразалиева (РГГУ): На постсоветском пространстве у России степень союзничества со странами СНГ определяется политико-правовым статусом этих государств,унитарным или же федеративным принципом строения,внутриполитической ситуацией, а также волей политических лидеров и конфигурацией политического класса. В этих константах Казахстан и Беларусь, будучи унитаристскими республиками, наиболее свободны от внутренних политических противоречий, которыми отягощены многие республики бывшего СССР, и скорее всего являются наиболее близкими союзниками России на постсоветском пространстве. Но вот присоединение к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии не будет быстрым со стороны лидеров этих государств, политической элиты.Это зависит от глобального, а не только регионального контекстов и резонов.

Ю. Суслопаров (ИАЦ) - У меня есть ощущение, что в ближайшее время само понятие "союзничество" (применительно к постсоветскому пространству) может быть пересмотрено. Особенно, в ситуации системного кризиса большинства интеграционных проектов. Чем, например, определяется в настоящий момент близость РК к РФ? Кроме, разумеется, общих деклараций. Мне кажется эту близость определяют два фактора - поддержка взаимных инициатив на международной арене и торгово-экономические, энергетические проекты. С Беларусью вроде бы ситуация иная, есть Союзное государство, но, до настоящего времени, это в гораздо большей степени пиар-проект. Военно-политические связи, как мы видим, вторичны по отношению к экономике и международному пиару. Это, еще раз подчеркну, в отношении с теми странами, которые ближе к нам, чем все остальные.

Почему же мы тогда ожидали такой уж безусловной поддержки в ситуации, котрая выходит за рамки традиционного партнерства и требует смены приоритетов, прежде всего, для РК?

Казахстан и Беларусь имеют свои национальнык интересы. В целом ряде случаев они могут не совпадать с позицией России. Москва может либо убедить партнеров в собственной правоте, либо признать их право на "особый выбор". В ситуации с признанием Абхазии и Южной Осетии, нам не удалось убедить своих партнеров в полной мере. Но повода для обид - нет.

Поделиться: