БОРЬБА ЗА 2,5% ПРОКАТА
Автор: ИАЦ МГУ
Гульнара АБИКЕЕВА
Казахстанский кинобизнес выходит на новый уровень, пытаясь завоевать признание не толькоместного, но и российского зрителя.
Киноиндустриястановится привлекательной
Несмотря на то, что Казахстан на территории всего постсоветского пространства является второй после Россиикинопроизводящей страной , отставание по многим показателям идет в 10 раз.Но отставание по показателю доли отечественных фильмов в прокате ошеломляющее -в 50 раз меньше, чем в России. По данным Movie Research Company доля казахстанских фильмов вкассовых сборах от всего кинопроката в Казахстане в 2008 году составила 0,5%. В2007 году этот показатель был чуть лучше - 0,7% - за счет успешного прокатафильмов «Рэкетир» и «Монгол». Какова будет эта цифра в этом году?
ВСТАВКА 1
Некоторые ключевыецифры в киноиндустрии России и Казахстана за 2008 год
Показателипо киноиндустрии |
Россия |
Казахстан |
Количество произведенных фильмов |
88 |
14 |
Количество кинотеатров |
736 |
79 |
Объем государственной поддержки киноотрасли |
$100 млн. |
$7 млн. |
Всего фильмов в прокате за год |
297 |
238 |
Всего отечественных фильмов в прокате |
81 |
4 |
Кассовые сборы |
$911 млн. |
$31,7 млн. |
Доля отечественных фильмов в кассовых сборах |
25,7% |
0,5% |
Сборы от отечественных фильмов |
$234,2 млн. |
$0,158 млн. |
Количество производимых в России картин колеблется от 70 до100 фильмов в год. Самое большее их число приходится на 2006 г. – 103 фильма, в2007 г. было произведено 66, в 2008 г. – 88. В нынешнем году из-за финансовогокризиса по оценкам специалистов производство фильмов в России снизилось на25-30%. Речь идет только о полнометражных игровых фильмах.
В Казахстане за те же годы наблюдается невероятный росткинопроизводства: если в 2006 году у нас было завершено всего 2 полнометражныхигровых фильма на киностудии «Казахфильм» и парочка картин независимых студий,снятых на видео, то в 2007 году уже было произведено 10 полнометражных игровыхфильма. Причем наиболее известные – «Рэкетир» и «Монгол» были созданы начастных студиях. Прокатный успех первой и международное признание второй ленты (номинация«Монгола» на премию «Оскар») способствовали более активному приходу в киночастного бизнеса. В 2008 году снято уже14 фильмов, наиболее популярные и известные из них в мире – «Подарок Сталину»,«Баксы», «Тюльпан» - также произведенына независимых студиях.
В 2009 году будет сняторекордное количество фильмов – 19, причем 8 из них уже вышли в широкий прокат,а до конца года выйдет еще 3-4 фильма. Это означает, что в среднем один разв месяц в отечественный прокат выходит одна казахстанская картина. По сравнениюс прошлыми годами это очень хороший показатель, но он, действительно,усредненный, потому что в первой половине года в прокате появилось только трифильма: в марте – «Ойпырмай, или дорогие мои дети», в мае – «Обратная сторона»,в июне – «Келин». Остальные картины начали выходить в прокат одна за другойтолько этой осенью.
Если в среднем в прокат в Казахстане выходит порядка 240картин, то 12 казахстанских фильма составят всего лишь 5%, в отличие от России,где эта цифра равна 21,4% (примерно как во Франции). Однако и 5% этого года –очевидная динамика по сравнению с прошлым годом – 1,6%. Вопрос в том, дадут ли эти 5% фильмов хотя бы2,5% в кассовых сборах (по сравнению с 0,5% прошлого 2008 года).
Ставка на звезд
Какими же путями наши кинематографисты ведут борьбу зазрителя? В первую очередь, приглашая сниматься в наших фильмах российскихкинозвезд. Российские актеры, как и всоветские времена, очень популярны в Казахстане. Происходит это из-за того,что Казахстан продолжает жить в общем с Россией информационном пространстве: мысмотрим российские фильмы, телеканалы, читаем те же газеты и журналы.Российские звезды свою популярность набирают не только в кино, но, преждевсего, в телесериалах, а потом еще многократно тиражируются в различныхпрограммах на телевидении, вроде «Две звезды», «Ледниковый период» и т.д.Поэтому в последние два года казахстанские режиссеры снимают в своих фильмахсамых раскрученных российских актеров: Дмитрия Дюжева – в детективной картине«Обратная сторона», Дарью Мороз и Константина Стрельникова – в политическомтриллере «Прыжок Афалины», Гошу Куценко – в спортивной драме «Рывок», ЕкатеринуРедникову – в исторической картине «Подарок Сталину», Андрея Мерзликина – впсихологическом триллере «Заблудившийся», Артура Смольянинова – в молодежнойдраме «Нереальная любовь.kz»,Алексея Чадова, Наталью Рудову и Ирину Розанову – в комедийном фильме «Ирониялюбви». Многие из названных картин еще находятся в стадии производства. Списокможно продолжить, но и этого достаточно, чтобы увидеть, что казахстанскиекинематографисты, действительно, делают большую ставку на российских актеров.
Во-вторых, привлекая наиболее успешных продюсеров,режиссеров, а еще лучше режиссеров-продюсеров, которые были бы заинтересованыне только в том, чтобы снять хороший фильм, но и иметь прокатный успех картиныне только в Казахстане, в России, но еще и в дальнем зарубежье. Одним из такихрежиссеров-продюсеров на постсоветском пространстве является Тимур Бекмамбетов , к тому же понациональности он казах. Киностудия «Казахфильм» провела с ним переговоры иначалась работа по совместному проекту под рабочим названием «Золотой воин». Вкартине будут переплетены древние казахские мифы и жизнь современногоКазахстана. Жанр – приключенческая драма. Для создания сценария взят один изсамых значимых объектов культурного наследия Казахстана – артефакт «Золотойвоин». Фабула картины такова: у одной из нефтяных вышек люди ожидают, чтовот-вот войдет нефть. Но вместе с нефтью из вышки вылетает и падает переднефтяником-бизнесменом Амиром огромная капля размером с человека. Каплявздрагивает и нападает на Амира…после Демон вселяется в Амира. Демонунеобходимо собрать три недостающие подвески с изображением Барса, Пчелы и Орлас доспехов древнего Золотого воина, чтобы вырваться наружу и уничтожить мирлюдей.
«Мне очень хотелось бы, чтобы эта картина прославилась не объемомпиара, а количеством зрителей, посмотревших его. К сожалению, фильмы, которыеснимаются здесь, не имеют зрителей. Наша задача, чтобы миллионы людей купилибилеты и посмотрели фильм, а потом купилиDVD и еще разего посмотрели» , - сказал г-н Бекмамбетов в одном из интервью. Сейчас этотпроект находится в подготовительном периоде, а его выход на экраны планируетсяв 2010 году.
Другой казахстанско-российский проект – фильм «Кара Майор».Сценарий написан казахстанскими авторами Газизом Насыровым и Дидаром Амантай, аснимает его известный российский режиссер Егор Кончаловский (сын звездной пары –казахстанской актрисы Натальи Аринбасаровой и российского режиссера АндреяМихалкова-Кончаловского). Фильм расскажет о событиях Афганской войны советскойэпохи. Понятно, что фигура г-на Кончаловского была выбрана не случайно: этоодин из самых успешных российских режиссеров, работающих в поле коммерческогокино.
Еще один стратегически важный для киностудии «Казахфильм»проект – «Ирония любви» - режиссеров Александра Черняева и Ержана Рустембекова,продюсером которого выступает РенатДавлетьяров . Картина г-на Давлерьярова «Любовь-морковь-2» относится к тремнаиболее успешным российским фильмам 2008 года. При бюджете $3 млн. кассовыесборы картины составили $20 млн. Доход продюсера от проката составил $5 млн.Понятно, что если с кем-то работать, то с лучше с профессионалами в своейобласти. Поэтому фигура г-на Давлетьярова возникла не случайно. Недавно мнедовелось брать у него интервью и на вопрос: - Планировал ли он год назадработать с Казахстаном? Он ответил: «нет» .Но ему понравился сценарий, предложенный президентом АО «Казахфильм» ЕрмекомАманшаевым, который написали два молодых алматинца – Ержан Рустембеков и ДаниярКумисбеков. После это было принято решение о казахстанско-российскойкопродукции, где 40% средств на производство фильма вложила компании РенатаДавлетьярова, а 60% - киностудия «Казахфильм». Таким же образом будутраспределяться и доходы: по прокату, телевизионным релизам, продажам на DVD. На сегодняшний деньсъемки картины уже завершены, сейчас фильм находится в стадии постпродакшн. Апрокат картины планируется на начало марта 2010 года одновременно в России иКазахстане, что означает попытку собрать как можно больше дивидендов с этойкомедии. Г-н Давлетьяров считает, что этот стратегический ход – выход накопродукции с Россией – абсолютно правильный. « Какая-то из постсоветскихнациональных кинематографий должна была, наконец, выйти на более широкийуровень» , - сказал он.
Все эти факты и вновь запущенные фильмы говорят о том, чтоказахстанский кинобизнес сделал качественный шаг вперед. И если 2009 год – этоборьба за 2,5% кассовых сборов, то в 2010 году данная цифра может значительноувеличиться.
ВСТАВКА 2
Производство игровыхфильмов в Казахстане в 2006-2010 гг.
Год |
«Казахфильм» |
Частные студии |
Всего фильмов |
Вышло в прокат |
2006 |
«Кек» «Куна» |
«Зеро» «Жаралы сезiм» |
4 |
0 |
2007 |
«Улжан» «Шуга» «Курак корпе» «Стриж» «Умараса» |
«Монгол»* «Рэкетир» «Карой» «Потерянный рай» «Менiм де атым Кожа» |
10 |
2 |
2008 |
«Мустафа Шокай» «Прощай, Гульсары!» «Вдвоем с отцом» «Ауерелен» «Ангелочек» «В городе А» «Час волка» |
«Подарок Сталину» «Баксы» «Тюльпан» «Песнь южных морей» «Меч Махамбета» «Ближний бой» «Жетимдер» |
14 |
4 |
2009 |
«Келин» «Биржан-сал» «Прыжок афалины» «Секер» «Байтерек» «Цветочник» «Рывок» «Сказ о розовом зайце» |
«Ойпырмай, или дорогие мои дети» «Обратная сторона» «Лавэ» «Заблудившийся» «Рай для мамы» «Письма к ангелу» «Письма издалека» «Другой берег» «Силуэты Алматы» «Астана – гашыктар мекенi» «Шучу» |
19 |
8 |
Окончание производства в 2010 году |
«Золотой воин» «Ирония любви» «Афганец» «Нереальная любовь.kz» «Атажурт» «Небо моего детства» |
«Поздняя любовь» «Аккыз» |
- |
- |
* Жирным шрифтом выделены фильмы, вышедшиев прокат
Источник: журнал «Мой Бизнес Казахстан»
Поделиться: