Болонский процесс в Казахстане и России: параллели и парадоксы
Автор: ИАЦ МГУ
Кривощапова Т.В.
Доктор филологических наук, профессор
Казахстанский филиал МГУ имени М.В.Ломоносова
Казахстан, Астана
Известно, что основной целью Болонской декларации, провозглашенной странами Евросоюза в 1999 году, являлась гармонизация национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Присоединение к Болонскому процессу, безусловно, означало признание Россией и Казахстаном его основных принципов, которые заключаются в следующем:
1. Введение общепонятных сравнимых квалификаций в области высшего образования.
2. Переход на трехступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура - докторантура PHD).
3. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов).
4. Отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
5. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном).
6. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.
К настоящему моменту одни из перечисленных задач уже практически решены, другие находятся в стадии разработки. Несмотря на значительное число сторонников и противников Болонской декларации, необходимо признать, что сейчас мы находимся на той стадии, когда уже нецелесообразно обсуждать ее плюсы и минусы, а следует наилучшим способом адаптироваться к происходящим изменениям. Несмотря на тенденцию к универсализации, в основу которой положена благородная идея признания дипломов о высшем и послевузовском образовании, сегодня имеют место не столько сближения, сколько расхождения, связанные с интерпретацией модели высшего и послевузовского образования в Европе и Америке. Даже Казахстан и Россия, имеющие многолетний общий опыт подготовки специалистов с высшим образованием, расходятся по многим ключевым вопросам, усложняющим не только процедуру нострификации (признания) дипломов соседней страны, но и привлечения специалистов для научного консультирования в рамках образовательной программы докторантуры PHD.
Так, существенно разнится в двух странах на сегодняшний день классификатор специальностей: в России принципиально иные коды специальностей, не говоря уже о том, что отсутствует разделение по уровням образования. Казахстанский классификатор 2008 года включает в себя три базовых уровня: специальности бакалавриата, магистратуры и докторантуры PHD. Таким образом, он содержит последовательную информацию о возможности получения высшего и послевузовского образования.
На сегодняшний день стало очевидным и принципиальное расхождение в понимании места и роли магистерского образования: в России и в Казахстане эти подходы принципиально различны. В России магистратура утвердилась как завершающая стадия вузовского образования, которая до сих пор остается трехступенчатой и связана с получением диплома бакалавра - специалиста - магистра, в то время как в Казахстане это первая ступень послевузовского образования.
Очевидно, что произошли существенные изменения и в его в статусе: в России ученое звание (!) «магистр» было введено в самом начале 19 века указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Одновременно было введено звание доктор , а позднее и кандидат . Магистр же, судя по всему, занимал промежуточное положение между кандидатом (для этого нужно было закончить университет с отличием) и доктором. Для присуждения учёной степени магистра была необходима сдача магистерского экзамена, состоявшего из устной и письменной частей, защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до четырех лет. Таким образом, дореволюционный российский магистр может быть приблизительно приравнен к современному ученому званию кандидата наук . Требования к российской учёной степени магистра примерно соответствовали степени «доктор философии» в странах Европы того времени. Так, учёная степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра после соответствующей аттестации в университете [1]. Следовательно, на сегодняшний день статус магистра, вновь введенный в образовательную систему России в начале 21 века, утратил свою научную компоненту. Этот процесс очевиден и в Казахстане, где в соответствии с Законом «Об образовании» выпускникам магистратуры присваивается академическая степень магистра, равно как бакалаврам и докторам PHD.
При этом основательная подготовка по конкретной специализации в магистратуре должна гармонично сочетаться с междисциплинарным характером получаемого образования. Настоятельная потребность в формировании устойчивых представлений об этом этапе высшего образования ощущается и за рубежом, в том числе в России. Так, еще в феврале 1999 г. в Нижегородском государственном техническом университете проходила Всероссийская научно-методическая конференция «Организация процесса обучения студентов в магистратуре. Проблемы и их решение» [1; 2]. а в марте 2006 г. Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования и Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена на базе филологического факультета провели международную научно-практическую конференцию «Магистратура & Болонский процесс: опыт и перспективы», посвященную реформе высшего образования. Проведение подобных конференций обусловлено современными требованиями модернизации процесса обучения и интеграцией России и стран СНГ в международное информационное и образовательное пространство. Тем более что Университет им. А.И. Герцена имеет определенный опыт проектирования и внедрения многоуровневой подготовки бакалавров и магистров еще с 1992 года, а с 2004 года филологический факультет РГПУ участвует в эксперименте по внедрению индивидуально-ориентированного учебного процесса на базе кредитной и балльно-рейтинговой систем.
В Казахстане в отличие от России уже в течение четырех лет в нескольких ведущих университетах страны функционирует экспериментальная образовательная программа по подготовке докторов PHD. В минувшем году состоялись первые защиты, до этого времени специалисты с дипломом доктора PHD защищались за рубежом. Параллельно с процессом внедрения докторантуры PHD в Казахстане идет последовательная редукция существовавшей системы присвоения ученых степеней: по предварительным данным 2010 год станет последним, когда можно будет защитить кандидатскую и докторскую диссертацию в традиционном режиме.
Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева вошел в число вузов, которым разрешена деятельность по подготовке докторов PHD. Очевидно, в целях максимального приближения к общеевропейскому образовательному стандарту одним из обязательных требований стало назначение зарубежного консультанта из числа профессоров, имеющих опыт подготовки специалистов такого уровня. Их роль состоит в дистанционном консультировании докторантов, в непосредственном руководстве подготовкой его диссертации и чтения учебных курсов во время командировок в ЕНУ и зарубежных стажировок докторанта. Как правило, выбор и утверждение зарубежного научного консультанта, равно как и его функционирование в этом статусе - процесс нелегкий и связан как с уровнем языковой подготовки соискателя академической степени, так и с мобильностью консультанта, который обязан ежегодно приезжать в образовательное учреждение, ведущее обучение по докторской программе.
К сожалению, сегодня в качестве зарубежных партнеров не могут выступать ученые (даже с мировым именем) из Российской Федерации, так как они не имеют опыта подготовки докторов PHD, даже если под их руководством были защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. Эта проблема особенно остро затрагивает подготовку докторов PHD по филологическим наукам, специализирующихся по русской филологии, а также по теории литературы, сравнительному литературоведению, фольклористике. Имея согласие на научное консультирование профессоров ведущих российских университетов и научных центров, Ученый совет казахстанских университетов не имеет права утвердить их в этом качестве по упомянутой выше причине.
Еще одной точкой расхождения является активное внедрение в Казахстане в отличие от России кредитной системы обучения, которая применяется сегодня на каждом из трех образовательных уровней - как в бакалавриате и магистратуре, так и в докторантуре PHD. В Российской Федерации в большинстве своем продолжает функционировать пятибалльная система оценки знаний и, соответственно, традиционная система организации учебного процесса. Так, уже в течение шести лет в большинстве университетов Казахстана ведется систематическая работа по модернизации учебного процесса с учетом основных принципов кредитной системы обучения. В России же кредитная система обучения введена на экспериментальном уровне в нескольких университетах [6]. Нам наиболее знаком опыт РУДН. А ведь даже на формальном уровне эта система требует принципиальных новаций от нового типа ГОСО, учебного плана и академического календаря до расписания занятий по всем специальностям и курсам, включающее лекционные, семинарские, лабораторные занятия и фиксированное время, отведенное на занятия по самостоятельной работе студента (магистранта, докторанта) под руководством преподавателя. В учебном процессе появился такой непривычный для нашего слуха термин как эдвайзер - это преподаватель выпускающей кафедры, обеспечивающий функции академического наставника обучающегося, оказывающий содействие в выборе траектории обучения, формировании индивидуального учебного плана. Именно эдвайзер помогает в границах каждого учебного года самостоятельно определять свою образовательную траекторию. По этой причине кроме рабочего учебного плана ему предоставляется каталог элективных дисциплин с аннотациями каждого учебного курса. Запись на элективные курсы осуществляется в офисе Регистратора, который выполняет видоизмененные функции традиционного деканата [5].
Естественно, что унификация как высшего, так и послевузовского образования отсутствует и в странах Европы и Америки. В первую очередь, существенно разнится система оценки знаний. Так, бывший выпускник ЕНУ им. Л.Н.Гумилева Тимур Шалабаев, продолжающий послевузовское образование в магистратуре одного из университетов Великобритании, пишет о формах контроля следующее: «Во-первых, должен сказать о специфической системе оценки знаний. Модуль (или предмет) обычно делится на несколько этапов сдачи. Так, к примеру, оценка по маркетингу состояла из 50% групповой презентации и 50% экзамена, а коммуникации в бизнесе из 50% Портфоли (2 курсовых и 2 промежуточных документа о групповой работе), 30% (групповая презентация и групповой репорт), 20% (логбук по культурному шоку). Аналогично складываются и оценки по другим предметам. Итоговая строится из среднего арифметического полученного за отдельные задания, причем оценки за все сданные работы идут непосредственно в диплом. Эта практика весьма интересна, потому что вовлекает разные методы оценки и работы. Очень ценится умение руководить группой (групповые задания), навыки публичного выступления (презентация, обязательно с использованием электронной доски, так же как и все наши лекции), умение грамотно и академически правильно выполнять письменные работы. Думаю, нам тоже можно попробовать вводить такую систему, к примеру, в середине семестра устроить групповые презентации и т.д. Принципиальной особенностью является то, что все теоретические знания должны быть приложены к практике. И здесь составление годовых бизнес планов, маркетинговых планов, обсуждение различных психологических теорий в управлении персоналом на реальных примерах компаний (обычно дается кейс стади о компании, затем он анализируется) и т.д. Даже экзамены, которые, безусловно, были письменные, требуют именно практического применения знаний. Процедура экзамена: 1.К примеру, ни по одному из 3 экзаменов не были заранее известны вопросы, 2. обычно количество времени, которые отводится на ответ соизмеримо с количество вопросов (2 вопроса - 2 часа, 3 вопроса - 3 часа) 3. Студенты должны продемонстрировать свои теоретические знания (наличие ссылок в тексте ответа по Гарвардской системе, начитанность по вопросу не только из учебника, но всевозможных академических статей) 4. Теория должна быть применена на практике (к вопросу может прилагаться мини кейс стади по определенной компании, который надо проанализировать или же предлагается выбрать компанию и обсудить, к примеру, влияние Модели Портера о 5 конкурентных сил на компанию). В общем, экзамены здесь совсем нелегкое дело (имена, фамилии, цифры, примеры, теории - все по памяти). Думаю, что это было бы тоже правильным. Например, анализ текста или культурного события с позиций определенной теории (Бахтин, Барт, Лосев и т.д.). Хотя думаю, что интеграция в международную систему образования поставит вопрос адекватной оценки знаний в ближайшее время. Но ведь зачем тянуть, когда можно уже по-другому строить свою работу. Презентации обычно большое событие, в какой-то мере похожее на общественные дебаты. Также должен сказать, что ни одна работа не сдается лично преподавателю, презентации обычно записываются на видео, а письменные работы в специальный отдел в университете, где студенты, допустим, до 22 января 4 часов дня должны сдать работу и получить квитанцию о сдаче» [5].
Далеко не все константы кредитной системы легко реализуются на практике. Попытки демократизировать процесс сдачи экзаменов приводят к доминированию тестовых заданий, которые сдают матричным или компьютерным способом. Но не всегда удается гарантировать анонимность экзаменационного листа, даже в том случае, если итоговый контроль осуществляется независимым экзаменатором. В Великобритании же, как пишет мой вчерашний студент, «все наши экзаменационные ответы мы подписывали строго номером своего студенческого кода (по-нашему студенческий билет, которые представляет собой пластиковую карту). Все эти действия связаны с антикоррупционными мерами. И оценки присылаются лично по электронной системе».
На первый взгляд, все формальные компоненты кредитной системы обучения в Казахстане уже внедрены. Так, одной из новаций стало введение должности тьютора - руководителя учебного процесса, реально работающий в сфере образования профессионал, имеющий богатый опыт профессиональной деятельности наряду с серьезной базой академической подготовки. Именно тьютор осуществляет сопровождение обучения, дает необходимые советы, поддерживает мотивацию в процессе обучения; проводит очные занятия; находится в постоянном контакте со студентом (магистрантом, докторантом) посредством электронной почты, Интернет-конференций и телефона. Тем не менее, барьер формальной адаптации удается преодолеть далеко не всегда. Ведь в большинстве вузов Казахстана тьютор до сих пор выполняет традиционно совмещаемые в одном лице обязанности куратора и преподавателя, в то время как за рубежом его функции значительно более объемны. Там на соответствующих сайтах «выставлены все модули, все задания и спецификация, все лекции и слайды, все академические статьи, все объявления, которые делает тьютор перед занятиями, и даже электронные дискуссии по предметам. То есть общение между студентом и преподавателем происходит в виртуальном режиме. Если студент хочет увидеть преподавателя, то обычно указываются часы (как правило, это два часа два раза в недели) и студент должен посредством электронной почты назначить встречу. В общем, учусь и не перестаю удивляться, насколько здесь все продуманно и выверено. Многие эти вещи можно уже начинать внедрять у нас, - справедливо и совсем по-взрослому рассуждает наш вчерашний студент, - но, к сожалению, обычно такие вещи устанавливаются сверху вниз по структурной вертикали, а здесь, наоборот снизу вверх до утверждения» [5].
Еще более сложен процесс совершенствования функционирования докторантуры PHD, которая в самое ближайшее будущее должна стать основной формой подготовки специалистов высшей квалификации в Казахстане. На сегодняшний день в России эта форма послевузовского образования отсутствует - ее заменяет традиционная аспирантура. В Казахстане еще нет ГОСО по направлениям и специальностям докторантуры, поэтому разработка учебно-методической документации ложится на плечи научного руководителя докторанта. С этой точки зрения перечень учебных дисциплин (а в докторантуре, в отличие от аспирантуры три семестра из шести являются учебными, а на подготовку докторской диссертации - оставшиеся три). Эту установку следует понимать как стремление к повышению качества образования - максимального соответствия той задаче, которая должна быть решена в ходе подготовки специалиста этого образовательного уровня. Именно в этом контексте докторантура PHD, в отличие от магистратуры, предполагает более узкую и глубокую специализацию, направленную на будущую научно-исследовательскую и педагогическую деятельность.
Для современного Казахстана является важным окончательно определить основополагающий принцип и направление развития докторантура PHD на современном этапе, выделить необходимость наполнения этой формы обучения содержанием, которое предусматривается Болонским процессом и условиями международной интеграции в области образования. Именно последним обстоятельством обусловлены как зарубежные стажировки докторанта, так и командировки научного консультанта в Казахстан для чтения лекций, обмена информацией, структурирования основных положений докторской диссертации. Со своей стороны для сохранения своеобразия и целостности казахстанских образовательных и научных традиций к осуществлению учебного процесса привлечен научный руководитель докторанта и высококвалифицированные кадры. Филологическая (литературоведческая) подготовка докторанта включает в себя систему обязательных и элективных дисциплин, среди которых: принципы и методы литературоведческих исследований; ментальное пространство в литературе; психология искусства; текстология; палеография; герменевтика; историческая поэтика; литературное источниковедение; творческая лаборатория писателя; нарратология; мифопоэтика; литературный текст: проблемы и методы исследования; фольклор и постфольклор; основы переводоведения; циклизация в мировой литературе; основы теоретической поэтики; литературный процесс: история и современность; зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.; проблемы межкультурных исследований [6].
Для обеспечения конкурентоспособности докторантуры PHD осуществляется работа по повышению качественной общетеоретической подготовки докторантов. В данном конкретном случае речь идет о расширении предметной и методологической базы за счет смежных с филологией гуманитарных дисциплин и междисциплинарных научных направлений [3]. Повышение уровня теоретической подготовки докторантов может быть обеспечено только за счет формирования кафедр, специализирующихся на современных проблемах филологической науки. Учитывая имеющийся в мировой практике опыт рассмотрения докторантуры как основного этапа перед аспирантурой или докторантурой PHD, нами делается акцент на внедрении в учебный процесс теоретических курсов.
Еще одним важным направлением в развитии докторантуры является увеличение числа специальностей, которые, с одной стороны, будут полнее охватывать все исследовательские направления, а с другой - соответствовать современному уровню развития науки в стране и за рубежом. В этом смысле можно было бы говорить о создании совместных докторских программ с университетами России в рамках международных контактов, но подобное сотрудничество невозможно в связи с отсутствием этого уровня послевузовского образования в РФ. Имеет смысл в качестве эксперимента на базе Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова открыть докторантуру PHD первоначально на экономическом, а затем и на других факультетах, максимально сближая принципы обучения с мировыми и казахстанскими стандартами.
Таким образом, на сегодняшний день факт вхождения России и Казахстана в Болонский процесс не исключает наличия принципиальных расхождений как в системе послевузовского образования, так и в подготовке кадров высшей научной квалификации.
Литература
- 1. Криворученко В.К. Присуждение ученых степеней в России в первой половине 19 века // http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Krivoruchenko_VK/
- 2. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Монография / Под ред. Ю.С. Васильева, В.Н. Козлова. - СПбГТУ, 1995.
- 3. Козлов В.Н. Передача технологий как принцип высокой интеллектуализации образовательного и научного процессов/ Современные технологии обучения: Материалы 5-й международной конференции. - СПб., СПбЭТУ, 1999.
- 4. Берникова О.А. Магистратура: зарождение и тенденции развития // www,herzen.spb.ru
- 5. http://my.mail.ru/my/dialogues?thread=shalabaev_t@mail.ru&from_letter=new_dialogues_post
- 6. Ефремов А.П. Об организации учебного процесса и использованием системы зачетных единиц // a.yefremov@rudn.ru .
- 7. Выписка из рабочего учебного плана докторантуры PHD 2008 г. Филологические науки. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева.
Поделиться: