Белорусский проект. Часть первая. «Белорусский проект - 1994»: начало и завершение

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Год назад, 29 июня 2007 г., с началом регулярного наполнения рубрики «Авторская аналитика» проект Империя получил свое второе дыхание. Новый этап в развитии проекта начался циклом публикаций, посвященных рассмотрению проблем содержательного наполнения такого концепта как «Белорусский проект». Ровно спустя год после тех публикаций, мы посчитали возможным еще раз предложить нашим читателям вернуться к рассмотрению тех проблем и прогнозов, которые в них содержались. В основании принятого решения лежат следующие причины.
Белорусский проект. Часть первая. «Белорусский проект - 1994»: начало и завершение

Баранчик Ю. От редакции. Год назад, 29 июня 2007 г., с началом регулярного наполнения рубрики «Авторская аналитика» проект Империя получил свое второе дыхание. Новый этап в развитии проекта начался циклом публикаций, посвященных рассмотрению проблем содержательного наполнения такого концепта как «Белорусский проект». Ровно спустя год после тех публикаций, мы посчитали возможным еще раз предложить нашим читателям вернуться к рассмотрению тех проблем и прогнозов, которые в них содержались. В основании принятого решения лежат следующие причины. Во-первых, проведенный год назад анализ представляет самостоятельную ценность, т.к. за прошедший с момента публикаций год представители интеллектуальной элиты Беларуси не предприняли аналогичных попыток анализа проблем, перспектив и путей развития «Белорусского проекта». Во-вторых, он приобретает новый смысл в связи с началом избирательной кампании в белорусский парламент, т.к. не только позволяет увидеть мировоззренческие и теоретические платформы основных политических сил Беларуси, но и оценить - произошли ли за прошедшее время какие-либо изменения в занимаемых ими позициях относительно развития «Белорусского проекта» проекта или нет. В-третьих, обращение к материалам годичной давности позволяет не только проследить путь, пройденный политической системой республики за прошедшее с момента данных публикаций время, но и оценить точность сделанных в этих материалах прогнозов. *** Постановка проблемы. Происходящие последний год в политической, экономической и общественной жизни Беларуси события позволяют утверждать, что в силу ряда объективных и субъективных причин «Белорусский проект - 1994» завершился. Финальной, демонстративно показательной точкой этого проекта, на наш взгляд, стало 21 мая 2007 г. В этот день произошло два знаковых события: а) в Беларусь с официальным визитом прибыл президент Ирана М.Ахмадинежад; б) правительство России приняло решение о строительстве Балтийской трубопроводной системы - 2 (БТС-2). В настоящее время власть активно осуществляет поиск нового проекта, который без радикальной политической, социально-экономической, идеологической и кадровой ломки позволил бы, с одной стороны, трансформировать «Белорусский проект - 1994» («союзный») в «Белорусский проект - 2008» («национальный») таким образом, чтобы во главе нового проекта осталось прежнее руководство, а с другой, одновременно (с трансформацией власти) продолжить консервацию социально-экономической и общественно-политической жизни в стране (о новом проекте власти - во второй части работы). Механизмом реализации данного проекта является: а) для внутреннего пользования (белорусского общества) - создание пропрезидентского общественного объединения («Белая Русь»), которая становится прообразом пропрезидентской партии; б) для внешнего пользования («мирового сообщества») - отказ от создания Союзного государства, разрыв прежних политических и экономических договоренностей с Россией, демонстрация своей лояльности Западу через ряд политических и экономических акций. Свидетельством «переформатирования» проекта власти является та, с одной стороны, идеологическая неопределенность, и, с другой стороны, внешнеполитическая «многовекторность» (или как говорят недоброжелатели - «противоречивость»), которая последние полгода проходит красной нитью через многие действия белорусского руководства. В определенной мере руководство Беларуси пытается повторить вариант сохранения у власти молдавского президента, который смог переформатировать свой проект и сохранится во власти через комбинацию с Западом и отказ от проведения прежней формально пророссийской политики. Парламентские выборы 2008 года станут лакмусовой бумажкой степени удачности трансформации проекта власти, и позволят скорректировать ее политическую, социально-экономическую и идеологическую базу перед президентскими выборами 2011 г. При этом, конечно, вызывает уважение попытка белорусского руководства совместить, как говорится, полезное с приятным: одновременно получить и экономические (от нефтяного сотрудничества с наиболее пиар-ярыми антиамериканскими странами Ираном и Венесуэлой) и политические (от перехода на позиции Восточного форпоста Запада и разрыва с Россией) дивиденды. Сложившаяся ситуация является серьезным поводом для: а) осмысления основных составляющих «Белорусского проекта - 1994» и причин его завершения; б) анализа выставленных различными политическими силами Беларуси, в том числе и властью, на тендер «проектов»; в) предложения собственного «Белорусского проекта». Тендер объявлен, поэтому если есть что предложить - надо участвовать. Основные составляющие «Белорусского проекта - 1994». На эту тему за прошедшие годы, как говорится, не высказывался только ленивый. Конечно, теоретический разбор прошлого имеет значение для построения модели будущего, это важно как самодостаточная задача и т.д. и т.п. Однако сегодня эта тема уже не столько важна, поскольку главный вопрос - это создание образа будущей Беларуси и разработка более действенной политико-управленческой технологии проведения выборов 2011 г., чем технология власти. Тем не менее, мы контурно обрисуем некоторые наиболее значимые, на наш взгляд, составляющие «Белорусского проекта - 1994». Общая ситуация в стране. Становление Республики Беларусь как независимого государства произошло в результате распада Советского Союза. Ни элита (за исключением представителей Белорусского народного фронта), ни народ не были готовы к такому повороту событий и не желали его - на референдуме 1991 г. более 90% граждан БССР проголосовало за сохранение СССР. После распада Советского Союза белорусская элита, как и элиты других постсоветских государств, столкнулась с необходимостью быстро сформировать государственные институты, самостоятельно определить векторы практической реализации внутренней и внешней политики, приоритеты социально-экономического и общественно-политического развития. Ключевым моментом «народных ожиданий» в тот период острейшего социально-экономического кризиса, охватившего всю республику, было стремление решить новые незнакомые и сложные проблемы за счет воссоединения бывших союзных республики в единое государство. Политиком, который уловил эту суть народных ожиданий, поднял их на знамя своей предвыборной кампании и предложил российскому руководству, которое быстро ухватилось за эту идею, т.к. испытывало комплекс вины за распад СССР, стал А.Лукашенко. Внутриполитическая составляющая. Во внутренней политике после проведения в 1994 г. президентских выборов ставка была сделана на резкое расширение участия государства как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни страны. Государство было призвано быстро и решительно ликвидировать тот хаос, который воцарился в политической и экономической системе, обеспечить устойчивое политическое развитие и экономический рост страны. С момента прихода к власти А.Лукашенко сделал ставку на консервацию общественно-политической жизни в стране и исключение из нее любых альтернативных взглядов и крупных фигур. Эта задача была достигнута за счет: а) вытеснения из системной политики оппозиционных общественных объединений и партий; б) монополизации печатных и, что особенно важно, электронных СМИ; в) создания мощного репрессивного аппарата подавления инакомыслия в стране; г) лишения источников финансирования оппозиции внутри страны; д) недопущения появления в правящей группировке любой более-менее заметной и политически самостоятельной фигуры. В результате этих достаточно жестко и системно проведенных в жизнь действий оппозиция оказалась вытесненной на обочину, даже за обочину общественно-политической жизни в стране. Попытки оппозиции уличными акциями расшатать ситуацию в стране, со временем ничего кроме раздражения у подавляющего большинства граждан уже не вызывали. Оппозиция, с одной стороны, переоценила «народ», придав ему дополнительные функции по охране исторической памяти, языка и т.д., с другой, недооценила - в той чрезвычайно непростой политической и экономической ситуации, которая была в республике в 1991-2000 годах, большинство граждан Беларуси предпочли работать и зарабатывать на жизнь, на семью, чем шататься с флагами по улицам, т.е., с их точки зрения, заниматься непонятно чем. Оппозиция оторвана от народа в плане того, что не учитывает характер тех проблем, с которыми сталкивается большинство граждан страны: они носят не глобально-революционный характер, а повседневный. Это - питание, воспитание детей, содержание семьи, покупка вещей, школа, машина, дача и т.д. В результате сложных внутриполитических процессов 1994-1998 гг., власть была сконцентрирована в одном месте. Одновременно была создана жесткая исполнительная вертикаль, наличие которой позволяло ставить и решать задачи из одного центра. И все эти годы данная модель успешно функционировала. И если бы не решение российского руководства прекратить дотирование белорусской политической модели, то она бы в таком режиме функционировала еще долго. Оппозиция также бы долго ходила по улицам, а ее лидеры ездили за границу плакаться о «засильи рэжыму». За период 1994-2006 гг. в условиях беспрецедентного внешнеполитического давления за счет серьезной политической и, прежде всего, экономической поддержки России руководству страны удалось реализовать «белорусскую модель» политического и экономического устройства государства. Эта модель принесла свои плоды: Беларусь смогла сохранить политическую и социальную стабильность, избежать эксцессов так называемых «цветных революций», выйти из экономического пике и продемонстрировать хорошие темпы роста. Тем не менее, в настоящее время белорусская политическая система чрезвычайно уязвима, т.к. держится исключительно на авторитете фигуры президента и его поддержке силовыми структурами: партии слабы, парламент не воспринимается гражданами как самостоятельный политический центр. За прошедшее с 1994 г. время руководство страны не предприняло никаких действий по созданию сложной, но устойчивой политической системы, что гарантировало бы страну от потери управляемости. В настоящее время, во многом «благодаря» разводу с Россией, страна потеряла былую управляемость. Власть перестала быть монолитной командой, разборки наиболее приближенных к первому лицу кланов сотрясают страну и номенклатуру. Налицо идеологический кризис проекта - 1994: идея построения союзного с Россией государства сдана за ненадобностью в утиль, народ и номенклатура в недоумении, провозглашена идея "независимости". Однако, насколько эта идея конкурентоспособна? На наш взгляд, на фоне подъема России, укрепления ее авторитета в мире, возвращения на былые позиции, роста благосостояния ее граждан, граждане Беларуси не поддержат ни вариант осажденной Брестской крепости, ни вариант Восточного форпоста Запада. По сути дела, в результате непродуманных действий руководства Беларуси по разрыву уже достигнутых договоренностей с руководством России, в настоящее время страна вновь, как и в 1991 г., оказалась перед выбором пути развития. Экономическая составляющая. С 1994 г. ставка в экономике была сделана на построение централизованной плановой экономики, основу которой составили крупные промышленные нефтехимические и машиностроительные производства, доставшиеся Беларуси по наследству от Советского Союза. Экономическим базисом «белорусской экономической модели» стали российские энергетические ресурсы (нефть и газ), получаемые Беларусью по ценам существенно ниже мировых. Это позволяло иметь дельту, за счет которой закрывались дыры неэффективной экономической модели и реализовывались те социальные проекты, которые бы зримо показывали населению эффективность проводимой властью социально-экономической политики. Дешевый газ позволял обеспечивать дешевое жилье (коммунальные платежи) и конкурентоспособность продукции белорусских предприятий на мировом и российском рынке, дешевая нефть (с учетом резкого скачка ее стоимости на мировых рынках после 2000 года) позволяла осуществлять реэкспорт нефти и нефтепродуктов на Запад. Такая политика позволяла поставлять на мировые рынки продукцию, которая по потребительским свойствам хуже мировых аналогов, но дешевле, медленно, но постепенно и стабильно перевооружать промышленность в условиях недостатка крупных иностранных и частных инвестиций. В условиях развала промышленности в России 1991-1999 гг., сохранение крупных аналогичных производств в Беларуси позволило занять существенные ниши российского рынка на ряде направлений. В настоящее же время после произошедшего перевооружения и начала развертывания на территории России производств ведущих мировых ТНК начинается рост российской промышленности, и уже на белорусском рынке российские товары стали качественнее и дешевле, чем их белорусские аналоги. О том, сколь серьезна была финансово-экономическая поддержка руководством России «Белорусского проекта - 1994», говорит размер «дельты», которую Россия позволяла присваивать Беларуси: по различным оценкам, за 1994-2006 годы экономическая помощь России Беларуси составила приблизительно 35-50 млрд. долларов, т.е. приблизительно 15-25% белорусского бюджета ежегодно. Об этом же свидетельствует и список крупнейших налогоплательщиков республики за последние годы: первые три места с большим отрывом занимают нефтеперерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке и дочерняя компания Роснефти в Беларуси - «Юнивест-М». Гиганты же белорусского машиностроения занимают места в конце первой десятки, за исключением БМЗ. Внешнеполитическая составляющая. В этом вопросе можно выделить три этапа. Первый этап - «романтический» (1994-2000 гг.). На этом этапе А.Лукашенко действительно предполагал, что можно восстановить прежний Союз, и первым шагом на этом пути должно стать Союзное государство с Россией, в котором он сменит Б.Ельцина и начнет «собирание земель». Второй этап - отрезвление (2000-2004 гг.). Приход к власти В.Путина и его команды, изменение тона в общении, постепенное восстановление России как великой державы показали белорусскому лидеру, что при В.Путине он всегда будет вторым, если не десятым. К тому же накопилась определенная усталость, поменялись и взгляды А.Лукашенко на свое место в мировой истории. Третий этап - интеграция как пи-ар проект (2004-2006 гг.). После осознания невозможности прийти к власти в России при В.Путине, белорусский лидер стал осознанно рассматривать идею Союзного государства исключительно как пи-ар проект до новых президентских выборов в России в 2008 г., когда В.Путина сменит новый президент, с которым А.Лукашенко начнет игру заново. А.Лукашенко уже не молод. Энергетика уже не та, и он прекрасно понимает, что ничего в мире изменить не удастся: США будут США, Россия будет Россией, а Беларусь будет Беларусью. Остается Беларусь, в которой надо остаться максимально надолго. С момента прихода к власти А.Лукашенко во внешней политике была сделана ставка на самую тесную интеграцию с Россией, вплоть до построения Союзного государства и активного противостояния западной гуманитарной интервенции. Именно поэтому многие действия главы белорусского государства пользовались такой народной поддержкой, а на многое люди просто закрывали глаза. Ключевой момент в белорусско-российских отношениях настал после президентских выборов 2006 г. в Беларуси: Россия выполнила перед белорусским руководством все свои обязательства и рассчитывала на соответствующую ответную реакцию. Именно в этот период (лето-осень 2006 г.) белорусский президент сделал свой выбор и фактически благословил единение интересов двух внешне диаметрально противоположных группировок белорусской элиты (части «пропрезидентской» и откровенно антипрезидентской) относительно ключевого вопроса внешней политики Беларуси (а опосредованно - и внутренней) - а именно об отношениях с Россией. Сегодня можно говорить о том, что те идеологические установки (Союз с Россией) во внешнеполитической сфере, благодаря которым президент страны пользовался поддержкой народа, с полного согласия главы государства деконструированы той группировкой во власти, которая ориентирована на Запад. Одновременно эта прозападная группировка практически оттеснила прорроссийскую группу во власти не только от процесса принятия решений, но и вообще от всякой работы на благо страны. Так, одной из последних инициатив (лето 2006 г.) пророссийски ориентированных сторонников президента стала идея создания мощной прогосударственной партии. С учетом уровня развития политической культуры граждан страны, наличия новых вызовов, необходимости работы на перспективу, вопрос создания такой партии для обеспечения стабильности политической системы Беларуси являлся одним из ключевых. Этот проект был в свое время заморожен. Однако теперь, после бурного размежевания с Россией, он начал интенсивно развиваться как один из ключевых элементов новой идеологической конструкции под названием «независимая Беларусь», следовательно, станет одним из тех элементов политической системы Беларуси, которые будут открыто враждебны России. В настоящее время власть запустила процесс переформатирования белорусского проекта и пытается самым активным образом установить контакты с США и Евросоюзом, пытаясь понять те позиции, по которым можно будет договориться с Западом. По сути, еще полгода назад А.Лукашенко сформулировал основную позицию белорусской стороны на переговорах с Западом: в 2011 году он должен остаться президентом, все остальное может подлежать обсуждению.

http://www.imperiya.by/authorsanalytics19-2570.html

Теги: Беларусь

Поделиться: