Азиатское турне.
Автор: ИАЦ МГУ
Интервью Алексея Власова порталу Kreml.org
Какие можно подвести итоги визита Медведева в Казахстан и Китай?
Итоги позитивные. Первый момент. Состоялось знакомство в новом качестве Дмитрия Медведева с казахстанским лидером и китайскими руководителями. Судя по заявлениям на пресс-конференциях, стороны остались довольны друг другом, что было особенно важно во взаимоотношениях между Россией и Казахстаном, потому что между Путиным и Нурсултаном Назарбаевым существовали прекрасные, доверительные отношения и на личностном уровне. И сохранение такого неформального характера диалога между руководителями России и Казахстана и в будущем - немаловажная вещь в евразийском партнерстве, о котором так много говорилось на протяжении последних нескольких лет.
Второй момент: линия Москва, Астана, Пекин - это стержень энергетического и торгово-экономического взаимодействия, которая, очевидно, будет сохранена и в ближайшем будущем. О чем, в частности, свидетельствует предложение Нурсултана Назарбаева перейти к более долгосрочным соглашениям в области торгово-экономического взаимодействия. И хотя это не говорилось прямо, но я думаю, что это предложение можно связать и с пониманием того, что в условиях углубляющегося финансового кризиса и кризиса на фондовых рынках, из этой сложной ситуации, проще выходить вместе, чем порознь, и это взаимное стремление можно только приветствовать. Третий момент: заявлен мощный интеграционный проект - канал 'Евразия'. Хотя в России к нему отношение среди экспертов неоднозначное по целому ряду причин, важно другое: что предложение Нурсултана Назарбаева, судя по присутствию на переговорах во время обсуждения этого вопроса Кирсана Илюмжинова, видимо, было согласовано еще задолго до визита Медведева.
Это проект, который, в принципе, может стать стержнем реальной интеграции. В конце концов, будет он достроен, не будет - это другой вопрос, даже если модернизируют 'Волга-Дон' в рамках работы над этим предложением, это уже будет большим плюсом. Потому что слишком часто употребляли слово 'интеграция', но не делали ничего для того, чтобы она стала реальностью. Теперь есть проект, над которым могут работать Россия и Казахстан, не ввязываясь в большие имиджевые разговоры, а занимаясь реальным делом, реальной экономикой, и это можно только приветствовать. Четвертый момент: подписано серьезное соглашение с китайской стороной по урану, что тоже показывает серьезное партнерство между двумя странами в области ресурсного освоения. Можно сказать, что программным было выступление Медведева на пресс-конференции во время китайской части визита, где он прямо сказал о том, что мы должны усилить взаимодействие как на двустороннем, так и многостороннем уровне. Он упомянул Казахстан в рамках Шанхайской организации сотрудничества, и сказал о необходимости превратить ШОС в реально действующую систему энергетического и торгово-экономического партнерства.
Фактически речь идет об одном общем глобальном рынке как стратегической перспективе. И пятый момент - это вопрос о реформировании ООН, который тоже был поднят в китайской части визита. Это объективно, потому что меняется ситуация в международных отношениях, меняются правила игры. И, видимо, Россия и Китай как серьезные ведущие мировые игроки должны инициировать процесс реформирования этой глобальной международной структуры, которая, ни для кого это не секрет, в значительной степени утратила свой прежний авторитет и не выполняет тех обязанностей, которые были возложены на нее еще в 45-м году, когда на первой конференции в Сан-Франциско создавалась эта организация. Мир изменился, ООН не успевает за этими изменениями, и Россия и Китай тоже могут поработать как инициаторы этого реформационного процесса на благо мирового сообщества. Поэтому еще раз подчеркну, что все перечисленные положения говорят о том, что визит был успешным, но не следует пока переоценивать те реверансы, которые Китай и Казахстан отвешивают в адрес России, потому что все нужно рассматривать с поправкой на многовекторность и прагматизм наших партнеров. То есть мы должны понимать, что за красивыми словами всегда должно стоять дело. Поэтому подождем пока раздавать аплодисменты нашему нерушимому союзу, до того, как эти договоренности будут выполнены и до того, когда станет понятным, какими конкретными делами они будут исполнены.
Можно ли делать какие-то выводы о приоритетах внешней политики России или говорить об этом еще очень рано?
Ожидать, что Россия двинется в сторону Европы и первый визит будет именно в европейские страны, я думаю, не стоило исходя из выступлений Дмитрия Медведева, как вновь избранного президента. В этих выступлениях Медведев четко и ясно дал понять, что постсоветское пространство является для нас приоритетом. Так что, с одной стороны, я думаю, это продолжение политики позднего Путина, последних двух лет его второго президентского срока, а с другой стороны, исполнение той намеченной линии на активизацию продвижения России на постсоветском пространстве, а шире на пространстве ШОС. Потому что обозначены наши приоритеты, обозначены наши главные стратегические партнеры, но это не закрывает ни в коем случае площадку для диалога с Европой. Но все-таки, мне кажется, что решение о том, что первый визит пройдет именно по этой линии: Москва - Астана - Пекин было правильным и важным.
Поделиться: