Азербайджанские вузы безнадежно и надолго отстали от глобализации - Ильхам Ахмедов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Говоря об участии Азербайджана в Болонском процессе, хочу начать с того, что, в зависимости от степени нашей готовности к нему, участие в Болонском процессе может оказаться для Азербайджана вредным или полезным. Нам необходимо внимательно изучить правила и принципы Болонского процесса, научно и грамотно запланировать его внедрение, проводить мониторинг и обсуждения процесса ассимиляции этого процесса в систему нашего образования. В противном случае мы развалим прежнюю систему образования, и не построим новой, эффективной образовательской модели.
Азербайджанские вузы безнадежно и надолго отстали от глобализации - Ильхам Ахмедов

Кямал Али. Доцент Азербайджанского государственного педагогического университета Ильхам Ахмедов занимается изучением системы дистанционного обучения - составной частью Болонского процесса, к которому подключился Азербайджан. «Новости-Азербайджан» обратилось к нему с просьбой разъяснить некоторые, туманные для общества вопросы современного образования.

Все в нашей стране, исключая конечно Министерство образования, недовольны сложившейся в этой системе положением. Давайте не будем говорить об общеизвестном - взятках, поборах, низком качестве обучения, тем более что эти недостатки признает и сам министр Мисир Марданов. Кроме общеизвестных истин, общество нуждается также в разъяснении часто упоминаемых современных понятий. Что такое «Болонский процесс» в образовании, что означает «инновационное общество»? Этими понятиями сейчас оперируют руководители Минобразования, сообщая президенту и обществу о своих успехах.

- Глобальные проблемы стали приоритетными в научно-исследовательской и социально-экономической политике третьего тысячелетия. Глобализация, как общеохватывающее, планетарное понятие, охватила информационные технологии, культуру и экономику, стала основой развития передовых государств, опирающихся на знания. Под воздействием этих процессов, в последние годы термины «информационное общество», «экономика, опирающаяся на знания», стали заменяться понятием «инновационное общество». Идея повсеместных инноваций стала доминирующей в стратегии развития многих государств. Об этом же говорилось в 2006 году, на московской встрече Большой Восьмерки, затем на аналогичной встрече в Санкт-Петербурге, на мероприятии под названием «Образование в инновационном обществе XXI века». В московской декларации, принятой по итогам этих обсуждений, говорится, что для решения всемирных проблем необходимо достижение развития транснационального образования и транснациональной науки. Болонский процесс служит реализации этих идей в границах Европы, созданию единого европейского научно-образовательного пространства.

Говоря об участии Азербайджана в Болонском процессе, хочу начать с того, что, в зависимости от степени нашей готовности к нему, участие в Болонском процессе может оказаться для Азербайджана вредным или полезным. Нам необходимо внимательно изучить правила и принципы Болонского процесса, научно и грамотно запланировать его внедрение, проводить мониторинг и обсуждения процесса ассимиляции этого процесса в систему нашего образования. В противном случае мы развалим прежнюю систему образования, и не построим новой, эффективной образовательской модели. С другой стороны, альтернативы Болонскому процессу попросту нет. Отказавшись от него, или задерживая его внедрение, мы отстанем от Европы, от интеграции в Европу, национальная экономика останется в стороне от глобальных процессов развития. В конце концов, наши студенты предпочтут обучение в зарубежных вузах, даже прибегая к способу виртуального образования. Система образования страны, включившейся в Болонский процесс, должна быть динамичной, чтобы поспевать за нуждами времени. Уже на повестке дня требование конвенции «э-болонья» («электронная болонья») - европейскей системы виртуального, электронного обучения.

За исполнением Болонского процесса наблюдают специализированные европейские структуры, например, Европейская Ассоциация Контроля за Качеством Образования. Эти структуры проводят систематические мониторинги за системами образования в странах, подключившихся к Болонскому процессу.

- Оcтановимся на последней. Применима ли система виртуального образования в Азербайджане?

- Система «э.болонья» требует наличия сети электронных библиотек и университетов, доступных студентам через интернет. С большой вероятностью могу утверждать, что в ближайшем будущем страны, участвующие в Болонском процессе, смогут предложить своим гражданам получать высококачественное образование, не выходя из своего дома, и пользуясь интеллектуальными возможностями университетов. Болонский процесс позволяет студентам получать знания дистантным путем, на расстоянии, общаясь с преподавателями посредством видеоконференций. Преподаватели могут контролировать знания учащихся, осуществляя видеоконтроль учебного процесса. Это удобно и выгодно для университетов, но система видеообщения налагает на них и большую ответственность, так как лекции преподавателей в системах видеоконференций становятся открытыми, доступными для всех. Представьте, что будет, если европейские студенты захотят послушать, сидя в своих аудиториях, лекцию азербайджанского преподавателя, выступающего перед студентами в Баку? Здесь уместно выразить сожаление - в отличие от многих других государств, в нашей стране система дистантного обучения еще не внедрена, не создана, мы упустили много времени. Фактически, для эффективного внедрения в стране Болонского процесса необходимо функционирование системы дистантного обучения, которого в Азербайджане нет. Согласно прогнозам, в 2010 году 70% мировых университетов будут работать по этой технологии. Уже сегодня количество виртуальных студентов доходит до миллиона человек. Бюджеты некоторых мегауниверситетов исчисляются миллиардами долларов, они дают образование молодым людям из малоразвитых стран, поток которых в эти университеты растет. Ожидается, что количество виртуальных студентов в мегауниверситетах, ставших транснациональными вузами, скоро достигнет 10 миллионов. В этой связи уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость внедрения дистантного образования, его педагогическая ценность. Дистантное образование развивается в странах СНГ, применяется в Турции, а ЮНЕСКО работает над созданием Сети Виртуальных Университетов.

Для того чтобы применить дистантное обучение в Азербайджане, необходимо провести большую работу. Однако, к сожалению, Министерство образования нашей страны этим не занимается. Каждый наш университет должен иметь свой развитый интернет-портал, включащий электронную ресурсную базу. В учебных планах вузов должны быть предусмотрены виртуальные лекции и виде-конференции со студентами, находящимися вдали от зданий этих университетов. Качество нашего образования должно быть подотчетно, контролируемо международными организациями. Не следует забывать также уровень квалификации университетских преподавателей, который должен соответствовать требованиям современности. Представляете, сколько бы зарабатывала азербайджанская система виртуального образования, если бы мы смогли выставить на мировой рынок наши интеллектуальные способности в области преподавания хотя бы наших нефтехимических дисциплин?

- Какое место в мировых рейтингах занимают наши университеты?

- В мире известны объективные методики определения рейтингов университетов, включающие качество уровня профессорско-преподавательского состава, научную базу, количество студентов-иностранцев, свободу выбора студентами изучаемых дисциплин и т.д. Эти списки публикуются в приложении «Высшее образование» газеты «Таймс» и рейтинге, подготавливаемом Шанхайским университетом. «Таймс» определяет 200 самых лучших университетов мира, китайцы же составляют свой рейтинг, включающий 500 университетов. Конечно, в этих рейтингах лидируют вузы США и Великобритании, но нет ни одного азербайджанского высшего учебного заведения. В 2006 году в рейтинге газеты «Таймс» было только два российских вуза - Московский и Санкт-Петербургский. В следующем году в этом рейтинге не было ни одного российского вуза. А ведь мероприятий по внедрению электронного обучения в одном только Омском государственном университета больше, чем во всех азербайджанских вузах вместе взятых. Эти сравнения позволяют представить, насколько мы отстали от мирового уровня высшего образования. Для того чтобы исправить положение, в Азербайджане должна быть принята 20-25-летняя доктрина развития национальных университетов, проделано много другой методической и кадровой работы, изучение и внедрение мировой передовой практики, создание электронных ресурсных баз, принятие правовых документов.... Без всего этого нам современный мир не догнать никогда.

Поделиться: