Азербайджан: выбор пути. Между Европой и Евразией.
Автор: ИАЦ МГУ
Несколько лет назад, выступая перед учеными и специалистами института Гарримана, ректор БСУ, профессор Кямал Абдуллаев заявил: «поиски ответов на вопросы о путях развития азербайджанского общества приводили к неосознанному выбору идей евразийства, которые исключают как идеи ультранационализма, так и космополитизма».
В трактовке уважаемого ученого современное евразийство в азербайджанском варианте предполагает: идентичность политического режима Республики Азербайджан с политическими режимами стран евразийского пространства, интеграцию (возможную) в единый евразийский рынок и диалог национальных культур. Вполне благие идеи и пожелания, которые к тому же сочетались с объективным признанием всей сложности адаптации идей Гумилева и Вернадского к реалиям современного развития общества. Но, полагаю, не следует сводить все размышления К. Абдуллаева только лишь к сугубо научной стороне вопроса.
В современных условиях, спустя 17 лет после обретения независимости, каждая из постсоветских политий, достигнув определенного уровня стабильности, стремится определить «миссию нации», базовый тренд развития, который должен привести в Европу (ЕвроАзию), или в какую-то другую, еще неведомую, суверенную нишу.
В начале 90-х годов было модно обретать «тюркское единство». Да и сейчас идеология «тюркского мира» еще далеко не исчерпана, но значительную часть своей привлекательности все же утратила.
Евразийство как способ самоидентификации было актуально на рубеже столетий, когда казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев сформулировал целостную концепцию специфического, особого пути развития «евразийских обществ» на стыке культурных, цивилизационных традиций. А в дальнейшем раскрыл и прагматический аспект «нового евразийства», дополнительное измерение евразийской модели - через региональную интеграцию на глобальные рынки.
Кроме того, формат «особого» пути предполагал наличие столь же специфичных правил игры, по которым строилась социальная, политическая, экономическая система постсоветских обществ. Напомню, что это были те времена, когда Запад еще примерял свою миссию «демократизатора» к бывшим республикам Союза. А, значит, «евразийский выбор» это еще и достойный ответ «советчикам»: у нас свой путь, он уходит корнями в глубины древней цивилизации и западные стандарты демократии нам не указ.
Замечу, что Гейдар Алиев был в отличие от своих центрально-азиатских коллег не очень склонен к теоретизированию вопроса о «пути развития», и концепция особой «азербайджанской модели» не столь часто транслировалась в медийное пространство. Что же касается взглядов Абдуллаева, то «интеграция азербайджанского общества в континентальное пространство» сама по себе казалась изначально утопичной темой, в силу привычной связки: Евразия-Москва-Астана. А, как известно, вопрос регионального доминирования России и сейчас остается темой, болезненно воспринимаемой азербайджанской элитой.
Однако вопрос о стратегии развития, о выборе пути движения в будущее становится в настоящий момент сюжетом сверхактуальным. Вольно или невольно «модераторы» национальной идеи в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Украине должны вернуться к вопросу о true direction.
Для Южного Кавказа дополнительную интригу создают действия Президента Грузии Михаила Саакашвили, который решительно провозгласил «западный» путь для своей страны, создал соответствующий информационный фон, «подготовил» население и теперь только ждет адекватной реакции своих покровителей, чтобы сделать последний шаг в НАТО и ЕС.
Да и казахстанское руководство постепенно отходит от деклараций о «евразийском партнерстве». Многовекторность обязывает. И вот, получив желанное председательство в ОБСЕ, Астана все чаще говорит о «движении в Европу», переходу к европейским стандартам качества жизни. Хотя, в бэкграунде вопроса остаются все те же принципиальные различия в подходах к оценке демократических ценностей. Это не вопрос реальной политики, считают в Астане, это вопрос критериев оценки.
Об этом в своей книге писал и Рамиз Мехтиев в книге "На пути к демократии: размышляя о наследии". В условиях переходного общества требуется осторожный, взвешенный и продуманный подход, экспорт идей и воззрений не может быть эффективным, если они не соответствуют менталитету народа. И потому «демократия должна быть эволюционной и суверенной, что позволит обеспечить комплексное и стабильное развитие гражданского общества, осуществить учреждение эффективной политической структуры, формирование рыночной экономики и действенных механизмов влияния на региональные процессы».
Так что в этом отношении К. Абдуллаев прав, налицо близость методологии функционирования политического режима Республики Азербайджан с политическими режимами стран евразийского пространства. Но суверенность - суверенностью, а выбор дальнейшего пути развития, остается острой необходимостью как инструмент общественной мобилизации. Не сейчас, возможно. Но в ближайшем будущем, несомненно.
Создается впечатление, что Баку стремится занять нишу между Тбилиси и Астаной. Между желанием быть в ЕС - НАТО и казахстанскими мантрами о европейских стандартах качества жизни. Прагматичный подход, хотя бы уже потому, что попасть в евроструктуры раньше Турции Азербайджан явно не сможет, а есть мнение, что Стамбул туда не попадет никогда.
Но, трезвое осознание реалий не мешает азербайджанской элите поддерживать имидж абсолютно искреннего стремления в Большую Европу. Пусть даже только географически.
Так говорил Гейдар Алиев: « Азербайджан за последние годы укрепил свою государственную независимость. Мы считаем это очень важным, так как в дальнейшем Азербайджан хочет постоянно жить как независимая страна, больше не желает быть под влиянием никакой другой страны, или стать ее вассалом. Все это свидетельствует о том, что Азербайджан становится ближе к светским ценностям, европейским ценностям, еще более тесной становится его связь с этими ценностями. Азербайджан - страна, находящаяся в составе Европы, на восточной границе Европы. Мы хотим, чтобы Азербайджан находился в Европе, как с географической точки зрения, так и с экономической, и с политической действительно стал бы частью Европы». ( http://aliyevheritage.org/cgi-bin/e-cms/vis/vis.pl?s=001&p=1141&n=000074&g =)
А, для сравнения, мнения на азербайджанских интернет-форумах:
В Европе мы будем всегда аутсайдерами, но в Европе, вроде престижно...А в Азии мы будем достойным представителем, но вообщем Азия это не так уж то и престижно...Лично моё мнение, что лучше было бы стать частью Европы, так у нас больше шансов хоть чему то научиться у них.
************
Европейского в нас больше, по-моему это неоспоримо. То, что в сравнении наша страна кажется довольно отсталой от сегодняшнего уровня жизни в Европе, не должно наводить на вас уныние. Многие европейские страны проходили ту стадию, на который мы сейчас находимся, например, Греция, Португалия. Инфраструктурное отставание, непропорциональное региональное развитие, коррупция и многое другое мешает нам ясно ассоциировать себя с Европой. Но, повторюсь, это лишь временные затруднения. Азия слишком неоднородна, чтобы сравнивать себя с ней. Там нет общих стандартов и ценностей, по крайне мере так, как это есть в Европе. Поэтому сравнение с Азией концептуально ущербно. Собственно говоря, Европа сейчас тоже неравномерно развивается. Восточно-европейские страны сильно отстают от западных. В этом смысле нас с большей убедительностью можно сравнивать с такими европейскими странами, как Румыния или Украина. Иронично, но даже там можно найти немало людей, которые задаются вопросами типа "а, Европа ли мы?" Считаю, что противопоставление нас Европе очень невыгодно. В Азии большинство конфликтов еще впереди. "Будущее Азии - это прошлое Европы". Нам там делать нечего. Как сказал один высокопоставленный чиновник НАТО по поводу вероятного включения Азербайджана в программу "Большой Ближний Восток": "Middle East is a problem. Greater Middle East is a greater problem".
****************************
Азербайджан -это Евразия. Половина его территории впадает на Запад ,это половина нынешней современной АР, а по большей части Азербайджан это восточная страна и большая ее часть находится в Средней Азии.А так ,кто живет в Южном Азербайджане это Астара Ленкеран и современный южный Азербайджан ,который находится под игом Ирана , конечно могут назвать себя азитатами, а кто живет в нынешней Ар и в ее северных частях, могут назвать себя европейцами. Это так же ,как Турция наполовину Азия и Европа ,а также и Россия.
http://forum.bakililar.az/lofiversion/index.php/t24517.html
Самоидентификация не завершена.
Поделиться: