Астана готова поделиться с Россией по-соседски

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Власти Казахстана советуют обратиться к ним за антикризисным опытом Международные резервы России продолжают сокращаться: с максимального августовского значения $596 млрд к 14 ноября они снизились до $453 млрд. Таким образом, за три последних месяца резервы уменьшились почти на $150 млрд, что составляет примерно четверть всех финансовых запасов страны. Предлагаемые антикризисные меры правительства полностью зависят от накопленных средств. Других, нефинансовых методов борьбы с кризисом российские власти пока не предлагают, хотя существует возможность воспользоваться опытом других стран.
Астана готова поделиться с Россией  по-соседски
Власти Казахстана советуют обратиться к ним за антикризисным опытом Международные резервы России продолжают сокращаться: с максимального августовского значения $596 млрд к 14 ноября они снизились до $453 млрд. Таким образом, за три последних месяца резервы уменьшились почти на $150 млрд, что составляет примерно четверть всех финансовых запасов страны. Предлагаемые антикризисные меры правительства полностью зависят от накопленных средств. Других, нефинансовых методов борьбы с кризисом российские власти пока не предлагают, хотя существует возможность воспользоваться опытом других стран.

На следующей неделе власти Казахстана опубликуют очередную антикризисную программу. В четверг представители Национального банка и министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана рассказали о том, какие меры в нее войдут.

Деньги под платеж

На спасение экономики казахстанские власти планируют выделить $15 млрд, что составляет примерно 10% от ВВП республики в этом году (антикризисные меры в России оцениваются более чем в 5 трлн рублей - около 15% ВВП). Треть этих средств будет направлена на докапитализацию системообразующих банков, еще $5 млрд - на поддержку реального сектора. $10 млрд будут выделены из Национального фонда, в который, как и в российские Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), поступают сверхдоходы от добычи и продажи нефти. Еще $5 млрд выделит Национальный банк Республики Казахстан (НБРК). Эти деньги пойдут на поддержание ликвидности в стране. Как пояснил зампред НБРК Данияр Акишев, поддержка реального сектора будет происходить через специально созданный фонд "Казна". "Мы будем отбирать стратегически важные инфраструктурные и другие проекты, которые необходимы для дальнейшего развития экономики, после чего будем выделять деньги на их финансирование", - отметил Данияр Акишев. Через фонд уже прошло $4 млрд, которые были направлены на поддержку строительства и малого бизнеса. Банки смогут получить финансовую помощь в обмен на долю в капитале, которая будет передана государству, благодаря чему оно получит право участвовать в корпоративном управлении кредитной организации. Сейчас в республике работает 36 банков, крупнейшие уже получают финансовую поддержку от государства.

Механизм поддержки существенно отличается от той, которая действует в России. На поддержку банков российские власти выделили 950 млрд рублей, которые фактически были поделены между четырьмя госбанками: Сбербанком, ВЭБом, ВТБ и Россельхозбанком. "Когда власти республики приняли решение о выделение финансовой помощи банкам, мы действовали по-другому: банки заявляли о платежах, которые им необходимо было совершить, и мы уже под конкретный платеж выделяли необходимую сумму", - пояснил корреспонденту "Газеты" Данияр Акишев.

Стрессовые активы

Власти Казахстана создали еще один небезынтересный антикризисный механизм - Фонд стрессовых активов с капиталом в $1 млрд. Средства фонда пойдут на оздоровление "плохих" активов банков. Данияр Акишев убежден, что России необходимо создать аналогичную структуру. "Впереди мощнейшее снижение цен на активы в России, что означает ухудшение качества кредитных активов банков. Этого пока незаметно, однако это произойдет, и надо быть к этому готовыми", - предупреждает Акишев.

Бюджетные идеи

С 1 января 2009 года в Казахстане вступает в силу новый Налоговый кодекс. Как рассказал корреспонденту "Газеты" вице-министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Галымжан Пирматов, основная идея нового кодекса - снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор и увеличение на сырьевой. "В следующем году мы снижаем налог на корпоративный доход (аналог российского налога на прибыль. - "Газета") с 30 до 17,5%, затем он будет снижен до 15%. Со следующего года будет снижен и НДС с 13 до 12%. По НДС мы также меняем систему возмещения, делая его максимально нейтральным для бизнеса. Кроме того, мы отменяем систему предварительных налоговых платежей для того, чтобы оставить оборотные средства бизнесу. Это необходимо, если мы хотим диверсифицировать экономику и привлекать инвестиции", - уверен Галымжан Пирматов. Российские налоговые новации пока прямо противоположны. Реальные налоговые послабления получают только нефтяные компании, для них с 2009 года будет снижен налог на добычу полезных ископаемых. Остальные компании с 2010 года пока гарантированно получат только повышение фискальной нагрузки по страховым платежам.

В отличие от России, власти Казахстана приняли трехлетний бюджет, в котором заложена более или менее реальная цена на нефть - $60 за баррель на ближайшие три года. Российский трехлетний бюджет сверстан из расчета $95, $90, $88 за баррель. В четверг стоимость барреля нефти упала ниже $50.

Чей антикризисный опыт может пригодиться России?

Алексей Власов / гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, замдекана исторического факультета МГУ:

- В данный момент я нахожусь в Баку, где так же, как и в Москве, обсуждался антикризисный опыт. Поэтому могу провести сравнение в рамках треугольника Россия - Казахстан - Азербайджан. Что касается Казахстана, то у нас с ним просто несопоставимые рынки - масштабы российской экономики все-таки в разы больше. С другой стороны, у казахов были более успешная банковская реформа, пенсионная реформа и реформа страхования - в этом они нас опередили. Хотя в других областях, наоборот, несколько отстают. Поэтому я бы сказал, что и Казахстан в определенной степени наш опыт копирует (например, решение по увеличению потолка банковских гарантий по вкладам они принимали после нас), и нам можно к нему присмотреться. Хотя о полном копировании антикризисных программ друг друга говорить нельзя. Что же касается Азербайджана, то здесь пока кризис ощущается меньше, чем в Казахстане или России. Кстати, отчасти благодаря тому, что в этой стране более моноцентричная система экономики, финансовой сферы и меньше внешних банковских заимствований. А к этому в посткризисную эпоху нам вполне можно было бы обратиться. Ведь в это время, видимо, будут вырабатываться новые правила регулирования банковского сектора и прочих финансовых инструментов. Нужно ужесточить позиции, по которым будут контролироваться финансовые активы банков, и здесь роль государства, очевидно, будет увеличиваться.

Борис Шмелев / руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, доктор исторических наук:

- Думаю, что для России в нынешнем положении приемлем опыт выхода из Великой депрессии США под руководством Рузвельта. Ведь многое из того, с чем мы сталкиваемся сейчас, было характерно для экономического и финансового кризиса, который переживали американцы в 1930-е годы. Конечно, мы не можем говорить, что ситуации сходны друг с другом один к одному. Так как ясно, что это совершенно разные экономики, совершенно разное время. Очевидно, что и глубина кризиса разная, потому что в Соединенных Штатах она была, безусловно, больше, чем наблюдается у нас на данный момент. Но обратите внимание на смысл деятельности Рузвельта, который заключался в усилении регулирующей роли государства. В частности, там усилили контроль над валютными операциями, в известной степени встали на путь протекционизма, стали вкладывать большие деньги в общественные работы, в строительство дорог и тем самым стимулировали развитие экономики, решили проблему безработицы. То есть государство вкладывало деньги не столько в банковский сектор, сколько в развитие реального сектора, являясь при этом непосредственным агентом рынка. Я считаю, что для России все это хороший опыт. Да, сейчас экономика глобальная и делать точно такие же шаги сложно. Но тем не менее основные положения остаются в силе.

Анатолий Уткин / директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН, доктор исторических наук:

- Пожалуй, я соглашусь с мнением об опыте США по выходу из Великой депрессии. Потому что тогда речь шла о стране континентальных масштабов с населением 144 млн человек, а сейчас в России 140 млн и страна тоже огромная. Кроме того, слабым местом США во время кризиса были банки, нашим слабым местом сейчас являются также они. И так далее. Поэтому, конечно, американский опыт нам интереснее всего. Ведь в конце концов, о депрессии написаны книги, мемуары и так далее, благодаря чему изучить все вопросы можно гораздо глубже, чем опыт любой другой страны. Тем не менее мы все это, к сожалению, не используем. Представьте, у нас была такая дешевая рабочая сила - почему было ее не поставить на строительство железных, шоссейных дорог, на строительство заводов? Ведь тогда бы мы обошли кого угодно, кроме разве что Индии и Китая.

КСЕНИЯ БАТАНОВА, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ Материал опубликован в "Газете" №222 от 21.11.2008г.

Поделиться: