Арустан Жолдасов: Вода и вызовы для безопасности Центральной Азии.
Автор: ИАЦ МГУ
Вода и вызовы для безопасности
Какие вызовы в перспективе следует ожидать и которым следует готовиться, т.е. выбирать стратегию адаптации или превентивных мер на уровне регионов, общин и домохозяйств?
1. Засуха. Наиболее серьезным вызовом для безопасности в ЦА являются засуха. Уроки последней засухи 2000-2001 года говорят о том, что тогда полностью отсутствовала система раннего оповещения и эффективных мер, как превентивных, так и для минимизации последствий. Эта засуха стала основной причиной для второй по мощности миграционной волны внутри и вовне стран ЦА, когда на части территории и на протяжении двух лет гибли или не высаживались посевы, погибал скот, страдали люди от недостатка или отсутствия питьевой воды и доходов. В случае повторных засух подобного масштаба и нежелания сопредельного региона или общины пропустить своевременно квоту воды, определенную соглашениями - весьма вероятны локальные насильственные конфликты, которые уже наблюдаются. Перерастут ли они в затяжной межгосударственный конфликт - зависит от доброй воли правительств ЦА.
2. Зимние сбросы и спуски из водохранилищ Кыргызстана и Таджикистана. В прошлом в год случались по 2-3 куб км воды в зимних сбросах, что влекло за собой необходимость нести затраты ресурсов и финансов на обустройство приемников - понижений и водохранилищ в Узбекистане и Казахстане. Эти обустройства не могли и не смогут предотвратить затопления территорий и населенных пунктов из-за ледовых заторов, например, в Сырдарьинской области, Хорезме и Каракалпакии в Узбекистане, в Южном Казахстане и Кзыл-ординской область и в Казахстане. Такого рода сбросы воды вряд ли приведут к конфликтам, но негативные последствия этих сбросов могут быть использованы как аргументы в дискуссиях по поводу сроков и объемов пропускаемой воды.
3. Введение платы за пропуск воды в нижележащие по воде страны. Скорее всего прямой формы оплаты за объемы воды между государствами не будет и сохранится система бартерных сделок, так как после введения требования об оплате воды она должна приобрести статус товара со всеми его «причиндалами» - таможенные и транзитные пошлины, запреты и ограничения на транзит, ввоз или вывоз, как, например, в недавней истории с газом между поставщиками, транзитом и потребителями. Но вода не газ, а вопрос жизни или смерти. Поэтому часть населения стран ЦА могут быть готовы пойти на насильственные конфликты локального характера, как внутри, так и между государствами.
Если будет введена и принята плата за воду - это будет вызовом традиции и плата ляжет в основу аргументов у радикальной религиозной оппозиции. Если прямой платы за воду не будет, но останется плата за ее доставку как услугу (пусть даже как скрытая форма платы за воду), тогда традиция в регионе испытает меньшее воздействие и с меньшими рисками
4. Этнический и региональный сепаратизм весьма возможен как средство давления на свое или чужое государство с целью принудить его к тому или иному решению в вопросах управления водой. Угрозам сепаратизма подвержены все страны ЦА - север или юг Казахстана, север Узбекистана, юг Кыргызстана, восток и север Туркменистана. Однако и до сих пор лидеры и элиты государств ЦА не позволяли развиться сепаратизму на территории своих и сопредельных государств, успешно применяя для того «мягкую» или «жесткую» силу. Более того, после грузинско-российского конфликта и официального не признания независимости Абхазии и Южней Осетии, можно утверждать, что сепаратизм на территории какого-либо из государств ЦА не будет инициирован или поддержан ни одним из сопредельных государств.
5. Аральское море. В последние 20 лет государства и организации обращаются для обсуждения и решения межгосударственных вопросов распределения воды к такому символу как Аральское море. Этот символ как аргумент воспринимается все слабее и все с меньшим доверием, в том числе потому, что стало известно, что Аральское море как бесполезный испаритель воды был приговорен советскими гидрологами, экономистами и политиками еще в 1949 году [1] и этот приговор был незаметно и успешно приведен в исполнение.
Если вернуться к межгосударственным отношениям, то суть межгосударственных противоречий по поводу воды сводится не столько к объемам воды, а, прежде всего, к своевременности пропусков воды между странами ЦА, а так же к формам, объемам компенсаций в виде бартерных сделок за эту своевременность. Сами объемы воды, которые должны быть пропущены между странами, традиционно определены как квоты еще со времен СССР, постоянно обновляются и нарушаются. Соглашения принимаются все чаще в двухсторонних и все реже в многосторонних переговорах правительств, что не способствует более эффективному решению противоречий и безопасности стран ЦА. Более того, вопросы объемов воды или их квот для каждой страны уже на уровне острой полемики, как например та, в которую были вовлечены правительства Узбекистана и Казахстана в 2008 году.
Суть клубка причин водного кризиса выдавливается из самих стран и сводится к межгосударственным отношениям, которые публично обсуждаются экспертами и журналистами в СМИ и в профессиональных сообществах, а населением и не публично «на кухнях». Эта суть сводится к следующему:
- страны - основные поставщики воды (Таджикистан и Кыргызстан) намерены использовать воду для производства электроэнергии (используя прежние и будущие плотины и ГЭС) для того, чтобы сливать воду из своих водохранилищ зимой или, даже, продавать воду нижележащим по воде странам;
- страны-потребители воды, главным образом, для ирригационных целей (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан) нуждаются в стоках летом и не намерены платить за воду, но готовы в той или иной мере компенсировать потери стран поставщиков в производстве электроэнергии зимой поставками энергоносителей и электроэнергии. Дискуссии по поводу компенсаций все более обостряются из-за неустойчивости их объемов и цен. Кстати, те же Таджикистан и Кыргызстан нуждаются в ирригационной воде летом, но в гораздо меньших объемах, чем Узбекистан, Казахстан и Туркменистан [2] ;
- страны (Туркменистан, Узбекистан, Казахстан), лежащие после транзитного пропуска на территориях Узбекистана, Туркменистана, части Таджикистана и Кыргызстана) рискуют получать или получают воду не вовремя или не полностью из-за произвольного отбора воды, предназначенной для транзита.
В отношения стран ЦА по поводу воды волей или неволей вмешиваются внешние страны, которые издавна проявляли интерес к региону ЦА и конкурировали за этот регион как рынок сырья или сбыта. Стабильность мира в регионе весьма важна для близких и далеких от ЦА стран, так как регион является важным источником не только углеводородных энергоносителей, тяжелых, драгоценных и редких металлов, хлопка и продовольствия, но и с точки зрения таких угроз как терроризм, экстремизм и наркотрафик. Кроме того, страны ЦА являются важным транзитным регионом для торговли между странами, окружающими ЦА. Ни одной из этих крупных стран, в целом, невыгодно провоцировать или инициировать в СА масштабные и долговременные конфликты открытого и насильственного характера. Более того, международные организации и эти крупные страны поддерживают и финансируют множество интеграционных проектов в ЦА, как, например, в рамках ЦАРЭС.
Центральная Азия еще не перестало, но перестает быть объектом Большой Игры и все более становится равноправным субъектом и игроком. Политические и экономические интересы основных игроков на ЦА поле - России, Китая, Ирана, Пакистана и Индии, Европы, США и прочих - в той или иной мере уже сбалансировались. Хотя и продолжают испытывать вызовы устойчивости этого баланса, но даже эти вызовы не критичны для безопасности стран ЦА, которые в определяющей степени уже сами регулируют баланс третьих интересов на своей территории. Если в прошлом, эти интересы продавливались извне силовыми, военными методами, то сейчас это маловероятно.
И все же, можно ли сказать, что безопасность постсоветских стран Центральной Азии подвержена рискам межгосударственных насильственных конфликтов. Да, но только, если конфликт будет инициирован одной из крупных стран извне региона и поддержан оттуда же. Сами ЦА страны на насильственные формы конфликта не пойдут. Потому что ни одна из стран - прямо или косвенно инициировавшие конфликт, победившая или проигравшая в конфликте - не простят своим правительствам ни победы, ни поражения, а правительства ЦА - участники конфликта - рискуют быть снесены под лозунгами мира - извне и/или от части внутренней политической и экономической элиты. Любой выигрыш в игре с нулевой суммой с применением насилия станет проигрышем в странах, где военные действия по поводу воды случались лишь в XIX веке.
Следует признать, что природное сокращение водных стоков в реках и/или строительство в регионе плотин и ГЭС, в которых заинтересованы третьи страны - не остановить. Решения и аргументы сторон, которые за или против строительства ГЭС, основаны на возможности угроз взаимной безопасности и не основаны на взаимном доверии, общих выгод строительства плотин и ГЭС. Отсюда вывод - главное препятствие для безопасности и предупреждения конфликтов - это отсутствие доверия между странами, а отсутствие доверия, в свою очередь, основано на отсутствии гарантий, которые обычно предоставляются или поддерживаются и защищаются третьей стороной, решениям которой подчинятся конкурирующие стороны. Говоря конкретнее, проблема лежит в отсутствии таких межгосударственных соглашений, чье исполнение может и должны быть защищено потенциальными и действенными санкциями за нарушение соглашений и, прежде всего, о своевременности пропуска воды. Кто станет рефери - третьи страны, владеющие или не владеющие акциями ГЭС и держащие руки «на вентилях», или сами страны Центральной Азии? От ответа зависят меры и доли суверенитетов стран ЦА, которые они либо делегируют третьей стороне, либо оставят за собой.
Трения и противоречия между странами ЦА несомненно явны и нарастают, но есть надежда и уверенность в том, что ЦА страны сумеют избежать развития насильственных конфликтов, как они умели это в условиях, которые воспринимались в «алармистских» прогнозах как основы будущих насильственных конфликтов - межэтнических, религиозных, территориальных или водноэнергетических. Все последние годы постсоветские страны ЦА умели договариваться, ограничиваясь в трениях экономическими, тарифными, пошлинными «войнами», препятствиями для транзита товаров, энергоносителей и электроэнергии, ограничениями в пересечения границ населением и прочими не военными мерами.
Несмотря на утверждение «история ничему не учит», можно с полной уверенностью говорить о том, что страны ЦА обречены (в хорошем смысле этого слова) на сотрудничество правительств в совместном решении общих водноэнергетических вопросов не только в регионе, но и за его пределами, как в рассматриваемых случаях ниже.
Афганистан. С точки зрения военных угроз для ЦА, даже из-за воды, история говорит, что военные формирования Афганистана за последние 200 лет не переходили границу (Амударью), несмотря на неоднократные попытки такого рода из ЦА. Аргументы - «Не было - значит, не будет» или «После того, значит вследствие того» - уязвимы. Б. м. более надежны другие аргументы - Афганистан продолжает и будет занят в ближайшие годы внутренними проблемами - политическими и экономическими. С точки зрения безопасности для стран ЦА и в ближнесрочной перспективе Афганистан может служить источником наркотиков и претендовать (по праву) на потребление значительной части (около 10%) стока Амударьи посредством новых плотин и ГЭС на реке Пяндж, что весьма значительно скажется на объемах и своевременности пропусков воды за границу. Когда начнется отбор воды - зависит от сроков выбора Афганистаном между плантациями мака и плантациями хлопка и пр. культур. Эти два вызова - наркотики и отбор воды - взаимосвязаны в противоречии, где, с одной стороны, ЦА заинтересована в том, чтобы Афганистан не менял своей «сельхозкультуры» (мак), а с другой стороны, чтобы сменил ее. Что окажется более важным - будет решать суверенное правительство Афганистана, выражающие интересы населения с учетом интересов внешних государств.
«Сибирь-дарья». Идея переброски части российских рек в ЦА, реанимируемая мэром Москвы Лужковым, вряд ли может снять или минимизировать напряжение и трения между странами ЦА по поводу воды, так как эта идея сомнительна по тем же основаниям, что и была в конце 80-х годов - нет денег и неэффективное использование воды в ЦА. Если в 80-е годы идея «Сибирь-дарьи» была основана, вольно или невольно, на общих политических и экономических отношениях республик СССР, то сейчас в основе идеи лежит односторонняя политико-торговая инициатива и цель - привязать ЦА к России водными артериями, а оплачивать эту связь должны будут страны ЦА. Почему односторонняя? Потому что эту идею пока не воспринимают, так как не вполне очевидно - «Сибирь-дарья» привяжет ЦА к России или Россию к ЦА (поставщик товара зависит от потребителя в той же мере, что и потребитель от поставщика). Реализация этой идеи возможна только в том случае, если ее поддержат правительства стран ЦА и отреагируют на идею не молчанием или уверениями в одобрении, сколько своими финансами и ресурсами на этапе строительства и в ходе эксплуатации «Сибирь-дарьи».
Доверяя правительствам, тем не менее, вопросы воды, сотрудничества или безопасности нельзя оставлять только правительствам, как нельзя доверять ведение войн только генералам. Гражданское общество должно быть вовлечено в обсуждение и принятие решений вопросов управления водой и безопасностью. Пока же гражданскому обществу доступно содержание информационных сообщений в полемике, которыми обмениваются правительства и эксперты, но недоступны детали того, как принимаются те или иные предложения и решения, что создает беспокойство за последствия трений и за неведение об их потенциальной трансформации в формы конфликтов.
С точки зрения части элиты и профессионалов, «кара суек» («черная кость») не способна к участию в обсуждениях и принятии решений. Но любые решения и процесс их принятия должны быть прозрачны и открыты в такого рода жизненных вопросах как вода и безопасность, так как мы, граждане, фермеры, промышленники должны знать - как и какие решения принимаются, чтобы принимать обоснованные и жизненно важные вопросы на уровне своей компетенции - ферм, предприятий, домохозяйств. Например - сворачивать или переводить бизнес в другие регионы, отрасли экономики или в другие страны, рожать ли далее и жить на месте или мигрировать и не рожать, готовиться к конфликтам или не готовиться.
Намерения и действия, неадекватные потребностям взаимной безопасности, служат вызовами безопасности вследствие отсутствия или нарушений межгосударственных и внутригосударственных соглашений и порядков по следующим вопросам:
- § Соглашения и порядок, когда в прямой или скрытой форме одна из сторон переуступает третьей стороне право на воду другой стороны без согласования с последней;
- § Самовольный, односторонний захват водных объектов или объемов воды и бесконтрольное использование воды потребителями;
- § Скрытый отбор объемов воды или несвоевременный ее пропуск или поставка;
- § Загрязнение воды в пределах выше ПДК, установленных в соглашениях, и применение согласованных санкций за загрязнение по принципу «Загрязнил - плати или очисти»;
- § Строительство и ввод в эксплуатацию сооружений и предприятий, которые могут нанести ущерб какой либо из сторон с точки зрения объемов, своевременности или качества воды;
- § Нарушение или несоблюдение правил безопасности в эксплуатации сооружений и устройств, потребляющих воду.
Приходится признать, что сейчас, главное, от чего сейчас зависит безопасность в регионе, это политическая воля лидеров и правительств стран региона, которые могут, умеют и должны воплотить свои интересы в скоординированные действия по управлению водой между странами и, особенно, внутри стран, т. е. где в полной мере себя может проявить гражданское общество. Поэтому необходимо на всех уровнях - от регионального до локального (сельского поселения) отслеживать в единой для стран ЦА системе открытого для гражданского общества мониторинге:
- § Текущие, прогнозные водные ресурсы и потребности в них;
- § Потребление водных ресурсов с точки зрения объемов, эффективности, качества;
- § Эффективность управления водой с точки зрения антикризисного управления, сбережения воды и поддержания ее качества, в первую очередь, в селе и в повсеместном создании и повышении потенциала Ассоциаций водопользователей;
- § Развитие экономических рычагов сбережения воды и системы ценообразования на услуги по поставке воды, особенно, для членов тех же Ассоциаций водопользователей, а так же мотивацию и действия фермеров, предпринимателей, населения во внедрении водосберегающих технологий;
- § Развитие альтернативных источников электроэнергии (ветер, солнце), и малых ГЭС;
- § Степень осведомленности гражданского общества о ситуации с водой и учет его интересов в принятии решений;
- § Вероятность и степень потенциальных локальных конфликтов по поводу воды с целью предупреждения конфликтов или управления ими.
Даже если гражданское общество не сможет принимать участие в принятии решений, они должны быть, как максимум, допущены к процедурам экспертиз ситуаций, решений и действий, и, как минимум, осведомлены о результатах многосторонни и независимых экспертиз по намерения, действиям стран ЦА и водопользователей в этих странах.
Автор предлагает к дальнейшему обсуждению, если таковое имеет смысл, не столько безопасность государств, в потенциальных конфликтах в Центральной Азии, сколько безопасность населения и степень влияния гражданского общества на эту безопасность.
Приложение.
Таблица 1. Обеспеченность водой стран ЦА (2004 г.).
Страна |
Куб м / чел. |
Млрд куб м на страну |
Стоки рек Амударья и Сырдарья (куб км в год) |
Казахстан |
6745 |
100,5 |
2,5 |
Кыргызстан |
4204 |
20,6 |
27,5 |
Таджикистан |
6475 |
39,5 |
59,7 |
Туркменистан |
5593 |
24,8 |
1,4 |
Узбекистан |
2074 |
50,4 |
12,4 |
Афганистан и Иран |
- |
- |
10,8 |
Всего |
4241 |
235,8 |
116 |
Таблица 2. Площадь орошаемых земель в бассейне Аральского моря (млн. га)
Казахстан |
Кыргзстан |
Таджикистан |
Тукрменистан |
Узбекистан |
Всего |
|
1990 |
782 |
410 |
706 |
1339 |
4222 |
7499 |
1 995 |
786 |
416 |
719 |
1736 |
4298 |
7955 |
2000 |
786 |
415 |
719 |
1714 |
4259 |
8101 |
Таблица 3. Население постсоветских стран ЦА (млн. чел.)
Казахстан |
Кыргызстан |
Таджикистан |
Туркменистан |
Узбекистан |
Всего |
|
1989 |
16,2 |
4,1 |
4,8 |
3,4 |
19 |
47,5 |
2004 |
15 |
5 |
6,6 |
5,4 |
24,3 |
56,3 |
2025 * |
16,1 |
6,5 |
8,1 |
6,8 |
34,2 |
71,7 |
* Прогноз ООН
2025 ** |
14 |
5 |
5 |
6 |
30 |
60 |
** Прогноз автора статьи для наличного населения.
Таблицы приведены из источника. Сарсембеков Т. Т. «Планы управления речными бассейнами в странах Центральной Азии». Алматы. «Атамура». 2004.
[1] Аскоченский А.Н. Гидротехническое строительство в Узбекистане за 25 лет . Ташкент, «Фан», 1949. С. 294.
[2] Например, орошаемые площади Кыргызстана составляют около 400 000 га, а Узбекистана - около 4 млн. га.
Поделиться: